Валентини, Пьетро Франческо
1570 - 1654

Назад

Пьетро Франческо Валентини (Pietro Francesco Valentini) - Итальянский композитор, теоретик и поэт

Родился в 1570 году, Рим - умер в 1654 году, Рим. 

Согласно "Антимо Либерати" ("Письмо к истории...", опубликованное в "Известиях об одном из сиг. Овидио Персапеги, 15 октября 1684, 1685) был благородного происхождения. Он учился у Дж.Б. Нанино, но оставался музыкантом-любителем, описав себя таковым в "Дискурсе всех профессорских студий и аматори музыки", опубликованном вместе с его "каноническими книгами" (1629). Однако он был замечательным теоретиком и считался одним из самых образованных контрапунктистов римской полифонической школы начала XVII века, о чем упоминает не только Либерати, но и Романо Микели в своем "Приглашении ко мне" (Рим, 1650). Только перед смертью он договорился со своими наследниками о том, чтобы они опубликовали 22 его произведения или сборника, оставшиеся в рукописи; примечание на этот счет содержится в первом томе "мадригалов", опубликованном в 1654 году. Подобно таким мастерам, как А.М. Аббатини, Паоло Агостини и Орацио Беневоли, Валентини был одним из величайших представителей роскошной, типично барочной хоровой полифонии для больших коллективов, тесно связанной со скульптурой и архитектурой Бернини. Его привлекла теория и былые ухищрения нидерландской полифонии. В посвящении "Illos tuos" он сказал, что хотел подражать растениям, которые дают цветы и плоды, в соответствии со вкусом к декоративному и чудесному, характерному для эпохи барокко: однако явная сложность его конструкций и чрезмерная техническая бравура, которые наполняют такую музыку, в конечном счете приводят к поражению. Например, еще один из его канонов, "Канон модо Саломониса", написан для 96 голосов, но может быть умножен на целых 144 000 – с разной скоростью и в разных метрах – столько же, сколько у певцов Апокалипсиса. Такая работа, по выражению Амброса, является "музыкальной гидрой, у которой вечно вырастают новые головы’. Как и "Иллос туос", этот канон приобрел большую известность; темы обоих были воспроизведены Кирхером ("Musurgia universalis", 1650/R, том i, стр.402, 404). Валентини проявлял разносторонний интерес к вопросам теории музыки, начиная от темперамента и настройки до контрапункта, от ритма и такта до тональности. Его теория о 24 ладах, изложенная в его "Дуплитонио" и других трактатах, особенно знаменательна: "благодаря ей область сочинения и игры расширяется". В дополнение к 12 традиционным формам – например, аутентичной форме d'–a'–d" и плагиальной форме a–d'–a' – Валентини предложил еще 12, основанных на арифметическом делении, что позволило получить, например, аутентичную форму d'–g'–d" и плагальная форма g–d'–g'. Эти 24 лады требуют от композиторов соблюдения определенных начал, каденций и концовок. "Дуплитонио" заканчивается рассуждением, в котором Валентини рассуждает о тонах в кантус–фирмусе; они могут быть "совершенными, несовершенными, более чем совершенными, сложными, смешанными, регулярными и нерегулярными". В своей работе "Trattato della battuta musicale" он рассмотрел проблему, которая широко обсуждалась в его время: практическое применение ритма в музыкальных представлениях. Среди прочих взглядов он придерживался теории Агостино Пизы о том, что "ритм начинается в воздухе в тот момент, когда рука начинает опускаться", но, в отличие от Пизы, он утверждал, что поют не только тогда, когда рука находится в движении, будь то вверх или вниз, но и в короткие моменты покоя, которые, будь то в верхней или нижней части ритма, должны стимулировать пение больше, чем движение.