Валентини, Пьер (Пьетро) Франческо
1570 - 1654
Назад
Valentini, Pier (Pietro) Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер Франческо Валентини был итальянским композитором, теоретиком музыки и поэтом. Согласно свидетельству Антимо Либерати, он был благородного происхождения. Он учился у Джованни Бернардино Нанино, но оставался музыкантом-любителем, как он сам описал себя в "Рассуждении для ученых профессоров и любителей музыки", опубликованном вместе с его каноном "Тех Твоих милосердных" (1629). Однако он был выдающимся теоретиком и считался одним из самых ученых контрапунктистов римской полифонической школы начала XVII века, о чем упоминают не только Либерати, но и Романо Микели в своем "Сообщении, отправленном мной" (Рим, 1650). Только находясь при смерти, он договорился со своими наследниками о публикации 22 своих произведений или сборников, оставшихся в рукописи; примечание об этом содержится в первом томе мадригалов, опубликованном в 1654 году.
Как и такие мастера, как Антонио Мария Аббатини, Паоло Агостини и Орацио Беневоли, Валентини был одним из великих представителей пышной, типично барочной хоровой полифонии для больших составов, близкой по духу скульптуре и архитектуре Бернини. Его привлекала теория и ушедшие в прошлое хитросплетения нидерландской полифонии. В посвящении к канону "Тех Твоих милосердных" он сказал, что хотел подражать растениям, которые производят цветы и плоды, в соответствии со вкусом к орнаментальному и чудесному, типичному для эпохи барокко. Однако чрезмерная сложность его структур и виртуозная техничность, присущая такой музыке, в конечном счете, становятся самоцелью. Например, другой его канон, "Канон в манере Соломона", написан для 96 голосов, но может быть умножен до 144 000 — в разных темпах и размерах — подобно числу певцов Апокалипсиса. Такое произведение, по выражению Амброса, — "музыкальная гидра, вечно отращивающая новые головы". Как и "Тех Твоих милосердных", этот канон достиг большой известности; темы обоих были воспроизведены Кирхером в его "Всеобщей музургии" (1650).
Валентини проявлял разносторонний интерес к вопросам музыкальной теории, от темперации и настройки до контрапункта, от ритма и такта до тональности. Особое значение имеет его теория 24 ладов, изложенная в его "Дуплитонии" и других трактатах: "область сочинения и исполнения расширяется и увеличивается" благодаря ей. Помимо 12 традиционных ладов, Валентини предложил еще 12, основанных на арифметическом делении, создавая, например, автентическую форму и плагальную форму. Эти 24 лада требуют от композиторов соблюдения определенных начал, каденций и окончаний. "Дуплитония" заканчивается рассуждением, в котором Валентини обсуждает тоны в кантус-фирменном письме; они могут быть "совершенными, несовершенными, более чем совершенными, составными, смешанными, регулярными и нерегулярными". В своем "Трактате о музыкальном такте" он рассматривал проблему, широко обсуждавшуюся в его время: практическое применение тактирования в музыкальных исполнениях. Среди прочих взглядов он поддерживал теорию Агостино Пиза о том, что "такт начинается в воздухе в тот момент, когда рука начинает опускаться", но в отличие от Пиза, он утверждал, что поют не только тогда, когда рука находится в движении, вверх или вниз, но и в ее краткие моменты покоя, которые, будь то вверху или внизу такта, должны способствовать пению больше, чем само движение.
Духовная музыка:
Светская музыка:
Утерянные произведения:
Теоретические труды