Валентини, Пьер (Пьетро) Франческо
1570 - 1654

Назад

Valentini, Pier (Pietro) Francesco

  • Дата рождения: около 1570 г.
  • Место рождения: Рим
  • Дата смерти: 1654 г.
  • Место смерти: Рим

Биография

Пьер Франческо Валентини был итальянским композитором, теоретиком музыки и поэтом. Согласно свидетельству Антимо Либерати, он был благородного происхождения. Он учился у Джованни Бернардино Нанино, но оставался музыкантом-любителем, как он сам описал себя в "Рассуждении для ученых профессоров и любителей музыки", опубликованном вместе с его каноном "Тех Твоих милосердных" (1629). Однако он был выдающимся теоретиком и считался одним из самых ученых контрапунктистов римской полифонической школы начала XVII века, о чем упоминают не только Либерати, но и Романо Микели в своем "Сообщении, отправленном мной" (Рим, 1650). Только находясь при смерти, он договорился со своими наследниками о публикации 22 своих произведений или сборников, оставшихся в рукописи; примечание об этом содержится в первом томе мадригалов, опубликованном в 1654 году.

Творчество

Как и такие мастера, как Антонио Мария Аббатини, Паоло Агостини и Орацио Беневоли, Валентини был одним из великих представителей пышной, типично барочной хоровой полифонии для больших составов, близкой по духу скульптуре и архитектуре Бернини. Его привлекала теория и ушедшие в прошлое хитросплетения нидерландской полифонии. В посвящении к канону "Тех Твоих милосердных" он сказал, что хотел подражать растениям, которые производят цветы и плоды, в соответствии со вкусом к орнаментальному и чудесному, типичному для эпохи барокко. Однако чрезмерная сложность его структур и виртуозная техничность, присущая такой музыке, в конечном счете, становятся самоцелью. Например, другой его канон, "Канон в манере Соломона", написан для 96 голосов, но может быть умножен до 144 000 — в разных темпах и размерах — подобно числу певцов Апокалипсиса. Такое произведение, по выражению Амброса, — "музыкальная гидра, вечно отращивающая новые головы". Как и "Тех Твоих милосердных", этот канон достиг большой известности; темы обоих были воспроизведены Кирхером в его "Всеобщей музургии" (1650).

Валентини проявлял разносторонний интерес к вопросам музыкальной теории, от темперации и настройки до контрапункта, от ритма и такта до тональности. Особое значение имеет его теория 24 ладов, изложенная в его "Дуплитонии" и других трактатах: "область сочинения и исполнения расширяется и увеличивается" благодаря ей. Помимо 12 традиционных ладов, Валентини предложил еще 12, основанных на арифметическом делении, создавая, например, автентическую форму и плагальную форму. Эти 24 лада требуют от композиторов соблюдения определенных начал, каденций и окончаний. "Дуплитония" заканчивается рассуждением, в котором Валентини обсуждает тоны в кантус-фирменном письме; они могут быть "совершенными, несовершенными, более чем совершенными, составными, смешанными, регулярными и нерегулярными". В своем "Трактате о музыкальном такте" он рассматривал проблему, широко обсуждавшуюся в его время: практическое применение тактирования в музыкальных исполнениях. Среди прочих взглядов он поддерживал теорию Агостино Пиза о том, что "такт начинается в воздухе в тот момент, когда рука начинает опускаться", но в отличие от Пиза, он утверждал, что поют не только тогда, когда рука находится в движении, вверх или вниз, но и в ее краткие моменты покоя, которые, будь то вверху или внизу такта, должны способствовать пению больше, чем само движение.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Канон с его разрешениями более чем в две тысячи способов" ("Canone … con le sue resolutioni in più di duemillia modi")
  • "Канон в манере Соломона" ("Canone nel modo Salomonis")
  • "О душах чистилища: канон 4, составленный из подлежащих" ("In animas purgatorii: canon 4 compositus subjectis")
  • "Мотеты, первая книга" ("Motetti, libro primo")
  • "Мотеты, вторая книга" ("Motetti, libro secondo")
  • "Мотеты и концерты, первая книга" ("Motetti e concerti, libro primo")
  • "Литании и концерты" ("Letanie e concerti")
  • "Музыкальные каноны" ("Canoni musicali")
  • "Мотеты для процессий Праздника Тела Христова, Пресвятой Богородицы и Страстной недели, первая книга" ("Motetti per le processioni del Corpus Domini, della Beata Vergine, e della settimana santa, libro primo")
  • "Мотеты для различных процессий, вторая книга" ("Motetti per processioni diversi, libro secondo")

Светская музыка:

  • "Мадригалы, музыка и слова господина Валентини, первая книга" ("Madrigali, musica e parole del Signor … Valentini … libro primo")
  • "Мадригалы, вторая книга" ("Madrigali … libro secondo")
  • "Канцонетты и арии, музыка и слова господина Валентини, первая книга" ("Canzonette et arie, musica e parole del Signor … Valentini … libro primo")
  • "Канцонетты и арии, вторая книга" ("Canzonette et arie … libro secondo")

Утерянные произведения:

  • "Митра" ("La Mitra"), опера
  • "Превращение Дафны" ("La trasformazione di Dafne"), опера
  • "Мотеты и концерты, вторая книга" ("Motetti e concerti, libro secondo")
  • "Мотеты и концерты, третья книга" ("Motetti e concerti, libro terzo")
  • "Мотеты и концерты, четвертая книга" ("Motetti e concerti, libro quarto")
  • "Духовные канцонетты, первая книга" ("Canzonette spirituali, libro primo")
  • "Духовные канцонетты, вторая книга" ("Canzonette spirituali, libro secondo")
  • "Канцонетты и арии, третья книга" ("Canzonette et arie, libro terzo")
  • "Канцонетты и арии, четвертая книга" ("Canzonette et arie, libro quarto")
  • "Песни, сонеты и арии, первая книга" ("Canzoni, sonetti, e arie, libro primo")
  • "Песни, сонеты и арии, вторая книга" ("Canzoni, sonetti, e arie, libro secondo")
  • "Духовная музыка на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, первая книга" ("Musiche spirituali per la natività di nostro signore Gesù Cristo, libro primo")
  • "Духовная музыка на Рождество, вторая книга" ("Musiche spirituali per la natività … libro secondo")
  • "Литании и мотеты, первая книга" ("Litanie et motetti, libro primo")
  • "Литании и мотеты, вторая книга" ("Litanie et motetti, libro secondo")

Теоретические труды

  • "Анатомированная лютня" ("Il leuto anatomizzato")
  • "О некой французской настройке лютни" ("Di una certa accordatura di leuto alla Francese")
  • "Монохорд и новое устройство музыки" ("Monochordo, et nova costitutione di musica")
  • "Пифагорова таблица" ("Tavola Pithagorica")
  • "Гармоническое доказательство" ("Dimostratione armonica")
  • "Трактат о музыкальном такте" ("Trattato della battuta musicale")
  • "Трактат о времени, ладе и пролации" ("Trattato del tempo del modo e della prolatione")
  • "Второе рассуждение о происхождении нашего такта" ("Discorso secondo … dove si tratta de origine della nostra battuta")
  • "Музыка в возвышении" ("La musica in alzata")
  • "Рассуждение о происхождении слова пение" ("Discorso … nel quale tra altre cose si mostra e prova, che dal nome cantharo")
  • "Умерщвленное представление" ("La mortificata presentatione")
  • "Правила некоего контрапункта" ("Regole di un certo contrapunto chiamato osservato")
  • "Некоторые правила благого пения" ("Alcune regole di bel cantare da osservarsi in fare il contrapunto")
  • "Трактат, музыкальное доказательство и изобретение двадцати четырех ладов" ("Trattato, musica dimostratione et inventione di … Valentini")
  • "Дуплитония" ("Duplitonio")