Валентини, Джузеппе
1681 - 1753

Назад

Джузеппе Валентини (Giuseppe Valentini) - Итальянский композитор и скрипач

Родился 14 декабря 1681 года, Флоренция - умер в ноябре 1753 года, Риме. 

Точно неизвестно, когда он поселился в Риме, но в 1692 году, в возрасте 11 лет, он стал членом Конгрегации Святой Чечилии, членство в которой было необходимо для того, чтобы заниматься музыкальной практикой в этом городе. Из сонета, опубликованного в его сборнике (1708), мы узнаем имя его учителя Джованни Бонончини, у которого он учился в Риме с 1692 по 1697 год. Первое упоминание о деятельности Валентини как скрипача относится к 1694 году, но только с 1708 года его имя – часто его прозвище Страччончино ("Маленький оборванец") – начинает регулярно появляться в списках исполнителей в церквях и колледжах или в списках музыкантов, играющих в спектаклях, которым покровительствуют. князем Русполи и кардиналами Оттобони и Памфили. Между 1701 и 1714 годами Валентини опубликовал семь сборников инструментальных сочинений (соч.1-8; соч.6 так и не были опубликованы), а также написал несколько ораторий и кантат. Несмотря на намерение, выраженное в предисловии к соч.8, выпустить еще шесть сборников и "поэму в Оттаве", ни одно из его произведений не было опубликовано в Италии после 1714 года. Это произошло не только из-за высокой стоимости печати, на которую Валентини ссылался в предисловии к соч.4, объясняя, почему он не опубликовал "сонату из-за сердца", но и потому, что после 1710 года ему, как признанному музыканту, больше не нужно было демонстрировать свои таланты получить должность маэстро капеллы или первой скрипки в церквях и колледжах. До публикации своего соч.7 в 1710 году Валентини не удавалось ни получить такую должность в Риме, ни найти настоящего покровителя, но с того года, отчасти благодаря публикации сонат и концертов, ситуация изменилась. В 1710 году началась его деятельность в Сан-Луиджи-деи-Франчези (1710-1741), где он сменил Корелли на посту директора концертино. По словам Джеминиани, успех Валентини как композитора и скрипача стал одной из причин обострения болезни Корелли, к которому Валентини, тем не менее, проявлял большое уважение, посвятив ему сонет, опубликованный в его сборнике "Рим" (1708), и седьмую сонату соч.5 ("Ла Корелли"). В 1710 году, согласно титульному листу его сочинения №7, он был назначен "исполнителем скрипки и музыкальным компонентом" князя Микеланджело Каэтани, на службе у которого он оставался по крайней мере до 1727 года. С 1711 по 1726 год он был активным скрипачом в церкви Джакомо дельи Спаньоли и посещал воскресные беседы в резиденции Русполи. В последующие годы его деятельность расширилась, и к двум уже упомянутым церквям добавились церкви Джованни деи Фиорентини (1720-53) и Марии Маддалены (1727-50), где он стал маэстро капеллы, и Коллегия дель Назарено (1720-49), где в период с 1721 по 1747 год были исполнены шесть его кантат в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября). Он также играл в церкви Святой Марии Маджоре (где в 1736 году был назначен маэстро капеллы Боргезе, или капеллы Паолины), в соборе Лоренцо в Дамазо и в оратории Святого Марчелло. Подтверждением высокого отношения к нему стало его избрание в Аркадианскую академию (как Эуджинаспе Леупинто) - честь, которой до него удостаивались немногие музыканты. Начиная с третьего десятилетия XVIII века, он регулярно выступал в этих церквях в качестве маэстро ди капелла, в то время как его сочинений становилось все меньше; за исключением кантат, исполненных в 1733 году в палаццо Апостолико и Сан-Лоренцо в Лучине, а также написанных в 1746 и 1747 годах для Коллегии дель Назарено, его карьера композитора практически закончилась. Точная дата его смерти неизвестна, но в его личном деле в архиве Академии Святой Цецилии значится "дефонто в ноябре 1753 года", а 12 ноября Конгрегация Святой Цецилии отслужила по нему мессу. Только с 1980-х годов музыка Валентини привлекла к себе некоторое внимание критиков, и его роль в истории инструментальной музыки начала XVIII века начала оцениваться по достоинству. Но даже в этом случае его обычно упоминают в дискуссиях о "великих" композиторах, таких как Корелли, Вивальди и Локателли, и в зависимости от контекста его рассматривают либо как эпигона, либо как важного предшественника. Какими бы общими и неуместными ни были эти термины (хотя бы потому, что работы Валентини еще недостаточно изучены), в них обоих может быть доля истины. Инструментальное творчество Валентини характеризуется, с одной стороны, постоянными попытками удивить слушателя чем-то новым, оригинальным или фантастическим, а с другой - очевидной трудностью освободиться от модели, заложенной в творчестве Корелли и которой следовали его современники. Названия печатных коллекций (Bizzarrie per camera, Fantasie musicali, Idee per camera, Villeggiature armoniche), но в особенности их характер (который действительно иногда бывает причудливым), по-видимому, указывают на стремление Валентини отличаться от Корелли и его подражателей и предлагать им альтернативу. В предисловии к его сочинению №4 говорится: "И если вы считаете, что это произведение в некоторых местах отклоняется от правильных правил, помните, что я написал его, чтобы доставить больше удовольствия тем слушателям, которые не любят ограничиваться узкими рамками".; а в записи к соч.7 говорится, что он "пытался написать их [концерты] в новом стиле, полагая, что новшества обычно не вызывают недовольства’. Стремление к оригинальности, иногда слишком застенчивое и безрезультатное, привело Валентини к некоторым важным нововведениям в концертах (в большей степени, чем в сонатах), которые не получили должного признания. Одним из них является включение альта в концертино и, как следствие, возможность использования струнного квартета в отличие от рипьено - новшества, ошибочно приписываемого Джеминиани. Майкл Тэлбот подчеркнул важность соч.7 №11, где впервые отменено традиционное различие между концертино и рипьено: две скрипичные партии рипьено заменены партиями для третьей и четвертой скрипки. Это, должно быть, повлияло на Вивальди, когда он выбрал эту аранжировку для некоторых концертов "L'estro armonico", соч.3. Трио-сонаты и в некотором смысле скрипичные сонаты ближе к кореллианской модели, хотя в них есть свои сюрпризы, особенно в гармонии. Технически скрипичные партии не так совершенны, как можно было бы ожидать от виртуозного исполнителя и композитора, любившего удивлять свою публику; но следует помнить, что сборник "a due, e tre corde", который, несомненно, был главным вкладом Валентини, утрачен (рукопись была продана в Гаага в 1759 году). Тем не менее, сонаты в целом раскрывают сильную и индивидуальную личность, и, как написал Тэлбот, трудно согласиться с мнением Берни о том, что произведения Валентини "давно преданы забвению, без каких-либо потерь для публики или несправедливости по отношению к автору’. Музыка к операм и ораториям Валентини, а также к большинству его кантат утрачена, что затрудняет составление какого-либо представления о его достижениях как вокального композитора.

Ноты сочинений Джузеппе Валентини на сайте библиотеки IMSLP