Валентини, Джузеппе
1681 - 1753
Назад
Valentini, Giuseppe
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джузеппе Валентини был итальянским композитором и скрипачом. Точное время его переезда в Рим неизвестно, однако в 1692 году, в возрасте 11 лет, он уже стал членом Конгрегации Святой Цецилии (итал. Congregazione di S Cecilia), членство в которой было обязательным условием для профессиональной музыкальной деятельности в этом городе. Из сонета, опубликованного в его сборнике "Стихи", мы узнаем имя его учителя — Джованни Бонончини, с которым он занимался в Риме между 1692 и 1697 годами. Первое упоминание о деятельности Валентини как скрипача относится к 1694 году, но лишь с 1708 года его имя — часто его прозвище "Маленький оборвыш" — начинает регулярно появляться в списках исполнителей в церквях и колледжах, а также в списках музыкантов, участвовавших в мероприятиях под патронажем принца Русполи и кардиналов Оттобони и Памфили.
В период с 1701 по 1714 год Валентини опубликовал семь сборников инструментальных сочинений (опусы 1–8; опус 6 так и не был издан), а также сочинил несколько ораторий и кантат. Несмотря на намерение, выраженное в предисловии к опуску 8, издать еще шесть сборников и "поэмку октавами", ни одно из его сочинений не было опубликовано в Италии после 1714 года. Это произошло не только из-за высокой стоимости печати, на которую Валентини ссылался в предисловии к опуску 4, объясняя, почему не опубликовал "сонаты для двух и трех струн", но и потому, что после 1710 года, будучи состоявшимся музыкантом, он больше не нуждался в демонстрации своих талантов для получения должности капельмейстера или первого скрипача в церквях и колледжах. До публикации его опуса 7 в 1710 году Валентини не удавалось получить такую должность в Риме или найти настоящего покровителя, но с этого года, отчасти благодаря публикации сонат и концертов, ситуация изменилась. 1710 год положил начало его деятельности в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1710–1741), где он сменил Корелли на посту директора концертино. По словам Джеминиани, успех Валентини как композитора и скрипача стал одной из причин усугубления болезни Корелли, к которому Валентини, тем не менее, проявлял большое уважение, посвятив ему сонет, опубликованный в его "Стихах", и седьмую сонату из опуса 5. В 1710 году, согласно титульному листу его опуса 7, он был назначен "Скрипачом и Композитором Музыки" на службу к принцу Микеланджело Каэтани, у которого состоял по меньшей мере до 1727 года. С 1711 по 1726 год он работал скрипачом в церкви Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли и посещал воскресные собрания в резиденции Русполи. Его активность возросла в последующие годы: к двум уже упомянутым церквям добавились церковь Сан-Джованни-деи-Фьорентини (1720–1753) и церковь Сан-Мария-Маддалена (1727–1750), где он стал капельмейстером, а также Колледжо-Надзарено (1720–1749), где в период с 1721 по 1747 год в праздник Рождества Богородицы были исполнены шесть его кантат. Он также играл в базилике Сан-Мария-Маджоре (где в 1736 году был назначен капельмейстером Боргезской капеллы, или Паолинской капеллы), в церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамасо и в оратории Сан-Марчелло. Подтверждением высокого уважения, которым он пользовался, стало его избрание в Аркадскую академию, честь, удостоенная немногих музыкантов до него. Начиная с четвертого десятилетия 18 века он регулярно выступал в качестве капельмейстера в этих церквях, в то время как его сочинений становилось все меньше; за исключением кантат, исполненных в 1733 году в Апостольском дворце и церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, и тех, что были написаны в 1746 и 1747 годах для Колледжо-Надзарено, его карьера композитора практически завершилась. Точная дата его смерти неизвестна, но его личное дело в архиве Академии Святой Цецилии помечено "скончался в ноябре 1753 года", а 12 ноября Конгрегация Святой Цецилии отслужила по нему заупокойную мессу.
Только с 1980-х годов музыка Валентини начала привлекать внимание критиков, и его роль в истории инструментальной музыки начала XVIII века стала оцениваться по достоинству. Даже тогда его обычно упоминали в обсуждениях о "более великих" композиторах, таких как Корелли, Вивальди и Локателли, и в зависимости от контекста его рассматривали либо как подражателя, либо как важного предшественника. Какими бы общими и неуместными ни были эти термины, оба могут иметь некоторое основание. Что характеризует инструментальное письмо Валентини, так это, с одной стороны, постоянная попытка удивить слушателя чем-то новым, оригинальным или фантастическим, а с другой — очевидная трудность освободиться от модели, заданной творчеством Корелли и унаследованной его современниками. Названия напечатанных сборников, но особенно их характер, по-видимому, свидетельствуют о стремлении Валентини отличаться от Корелли и его подражателей и предложить им альтернативу. В предисловии к своему опуску 4 он пишет: "И если вы думаете, что эта работа в некоторых местах расходится с правилами, помните, что я написал ее, чтобы доставить больше удовольствия тем слушателям, которые не любят быть ограниченными узкими рамками"; а в предисловии к опуску 7 говорится, что он "попытался написать их в новом стиле, полагая, что новшества обычно не неприятны".
Стремление к оригинальности, иногда слишком нарочитое и безрезультатное, привело Валентини к некоторым важным новшествам в концертах, которые не были в достаточной мере оценены. Одним из них является включение альта в концертино и resulting возможность струнного квартета в противовес рипиено — новшество, ошибочно приписываемое Джеминиани. Майкл Талбот подчеркнул важность произведения опус 7 номер 11, где впервые традиционное различие между концертино и рипиено отброшено: партии двух скрипок рипиено заменены партиями для третьей и четвертой скрипки. Это, должно быть, повлияло на Вивальди, когда он выбрал эту аранжировку для некоторых концертов в сборнике "Гармоническое вдохновение" опус 3. Трио-сонаты и в некотором отношении скрипичные сонаты ближе к кореллиевой модели, хотя и в них есть неожиданности, особенно в гармонии. Технически скрипичные партии не так сложны, как можно было бы ожидать от виртуозного исполнителя и композитора, который любил удивлять свою аудиторию; но следует помнить, что сборник "для двух и трех струн", который, несомненно, составлял основной вклад Валентини, утерян. Тем не менее, сонаты в целом раскрывают сильную и индивидуальную личность, и, как писал Талбот, трудно согласиться с суждением Берни, что произведения Валентини "давно преданы забвению без всякой потери для публики или несправедливости по отношению к автору".
Музыка опер и ораторий Валентини, а также большинства его кантат утеряна, что затрудняет формирование какого-либо представления о его достижениях как вокального композитора.
Оперы
Оратории и кантаты
Музыка утеряна, если не указано иное.
Инструментальная музыка
Концерты хранятся в библиотеках Германии и Великобритании; сонаты, симфонии хранятся в библиотеках Германии и Италии.
Ноты сочинений Джузеппе Валентини на сайте библиотеки IMSLP