Валентини, Джузеппе
1681 - 1753

Назад

Valentini, Giuseppe

Портрет композитора Джузеппе Валентини

  • Дата рождения: 14 декабря 1681 г.
  • Место рождения: Флоренция
  • Дата смерти: ноябрь 1753 г.
  • Место смерти: Рим

Биография

Джузеппе Валентини был итальянским композитором и скрипачом. Точное время его переезда в Рим неизвестно, однако в 1692 году, в возрасте 11 лет, он уже стал членом Конгрегации Святой Цецилии (итал. Congregazione di S Cecilia), членство в которой было обязательным условием для профессиональной музыкальной деятельности в этом городе. Из сонета, опубликованного в его сборнике "Стихи", мы узнаем имя его учителя — Джованни Бонончини, с которым он занимался в Риме между 1692 и 1697 годами. Первое упоминание о деятельности Валентини как скрипача относится к 1694 году, но лишь с 1708 года его имя — часто его прозвище "Маленький оборвыш" — начинает регулярно появляться в списках исполнителей в церквях и колледжах, а также в списках музыкантов, участвовавших в мероприятиях под патронажем принца Русполи и кардиналов Оттобони и Памфили.

В период с 1701 по 1714 год Валентини опубликовал семь сборников инструментальных сочинений (опусы 1–8; опус 6 так и не был издан), а также сочинил несколько ораторий и кантат. Несмотря на намерение, выраженное в предисловии к опуску 8, издать еще шесть сборников и "поэмку октавами", ни одно из его сочинений не было опубликовано в Италии после 1714 года. Это произошло не только из-за высокой стоимости печати, на которую Валентини ссылался в предисловии к опуску 4, объясняя, почему не опубликовал "сонаты для двух и трех струн", но и потому, что после 1710 года, будучи состоявшимся музыкантом, он больше не нуждался в демонстрации своих талантов для получения должности капельмейстера или первого скрипача в церквях и колледжах. До публикации его опуса 7 в 1710 году Валентини не удавалось получить такую должность в Риме или найти настоящего покровителя, но с этого года, отчасти благодаря публикации сонат и концертов, ситуация изменилась. 1710 год положил начало его деятельности в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1710–1741), где он сменил Корелли на посту директора концертино. По словам Джеминиани, успех Валентини как композитора и скрипача стал одной из причин усугубления болезни Корелли, к которому Валентини, тем не менее, проявлял большое уважение, посвятив ему сонет, опубликованный в его "Стихах", и седьмую сонату из опуса 5. В 1710 году, согласно титульному листу его опуса 7, он был назначен "Скрипачом и Композитором Музыки" на службу к принцу Микеланджело Каэтани, у которого состоял по меньшей мере до 1727 года. С 1711 по 1726 год он работал скрипачом в церкви Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли и посещал воскресные собрания в резиденции Русполи. Его активность возросла в последующие годы: к двум уже упомянутым церквям добавились церковь Сан-Джованни-деи-Фьорентини (1720–1753) и церковь Сан-Мария-Маддалена (1727–1750), где он стал капельмейстером, а также Колледжо-Надзарено (1720–1749), где в период с 1721 по 1747 год в праздник Рождества Богородицы были исполнены шесть его кантат. Он также играл в базилике Сан-Мария-Маджоре (где в 1736 году был назначен капельмейстером Боргезской капеллы, или Паолинской капеллы), в церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамасо и в оратории Сан-Марчелло. Подтверждением высокого уважения, которым он пользовался, стало его избрание в Аркадскую академию, честь, удостоенная немногих музыкантов до него. Начиная с четвертого десятилетия 18 века он регулярно выступал в качестве капельмейстера в этих церквях, в то время как его сочинений становилось все меньше; за исключением кантат, исполненных в 1733 году в Апостольском дворце и церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, и тех, что были написаны в 1746 и 1747 годах для Колледжо-Надзарено, его карьера композитора практически завершилась. Точная дата его смерти неизвестна, но его личное дело в архиве Академии Святой Цецилии помечено "скончался в ноябре 1753 года", а 12 ноября Конгрегация Святой Цецилии отслужила по нему заупокойную мессу.

Творчество

Только с 1980-х годов музыка Валентини начала привлекать внимание критиков, и его роль в истории инструментальной музыки начала XVIII века стала оцениваться по достоинству. Даже тогда его обычно упоминали в обсуждениях о "более великих" композиторах, таких как Корелли, Вивальди и Локателли, и в зависимости от контекста его рассматривали либо как подражателя, либо как важного предшественника. Какими бы общими и неуместными ни были эти термины, оба могут иметь некоторое основание. Что характеризует инструментальное письмо Валентини, так это, с одной стороны, постоянная попытка удивить слушателя чем-то новым, оригинальным или фантастическим, а с другой — очевидная трудность освободиться от модели, заданной творчеством Корелли и унаследованной его современниками. Названия напечатанных сборников, но особенно их характер, по-видимому, свидетельствуют о стремлении Валентини отличаться от Корелли и его подражателей и предложить им альтернативу. В предисловии к своему опуску 4 он пишет: "И если вы думаете, что эта работа в некоторых местах расходится с правилами, помните, что я написал ее, чтобы доставить больше удовольствия тем слушателям, которые не любят быть ограниченными узкими рамками"; а в предисловии к опуску 7 говорится, что он "попытался написать их в новом стиле, полагая, что новшества обычно не неприятны".

Стремление к оригинальности, иногда слишком нарочитое и безрезультатное, привело Валентини к некоторым важным новшествам в концертах, которые не были в достаточной мере оценены. Одним из них является включение альта в концертино и resulting возможность струнного квартета в противовес рипиено — новшество, ошибочно приписываемое Джеминиани. Майкл Талбот подчеркнул важность произведения опус 7 номер 11, где впервые традиционное различие между концертино и рипиено отброшено: партии двух скрипок рипиено заменены партиями для третьей и четвертой скрипки. Это, должно быть, повлияло на Вивальди, когда он выбрал эту аранжировку для некоторых концертов в сборнике "Гармоническое вдохновение" опус 3. Трио-сонаты и в некотором отношении скрипичные сонаты ближе к кореллиевой модели, хотя и в них есть неожиданности, особенно в гармонии. Технически скрипичные партии не так сложны, как можно было бы ожидать от виртуозного исполнителя и композитора, который любил удивлять свою аудиторию; но следует помнить, что сборник "для двух и трех струн", который, несомненно, составлял основной вклад Валентини, утерян. Тем не менее, сонаты в целом раскрывают сильную и индивидуальную личность, и, как писал Талбот, трудно согласиться с суждением Берни, что произведения Валентини "давно преданы забвению без всякой потери для публики или несправедливости по отношению к автору".

Музыка опер и ораторий Валентини, а также большинства его кантат утеряна, что затрудняет формирование какого-либо представления о его достижениях как вокального композитора.

Произведения

Оперы

  • "Притворная похищенная" ("La finta rapita"), лесная сказка, на либретто Д. Ренды, Чистерна, дворец принца Казерты, 17 января 1714 года. Акт 2 написан Н. Ромальди, Акт 3 — К.Ф. Чезарини; либретто опубликовано.
  • "Постоянство в любви" ("La costanza in amore"), драма на музыку, на либретто А. Росси, Чистерна, дворец принца Казерты, 1715 год; либретто опубликовано.

Оратории и кантаты

Музыка утеряна, если не указано иное.

  • "Гордыня наказана в Авессаломе" ("La superbia punita in Absalone"), священная драма, Рим, 1705.
  • "Святой Алексий" ("S Alessio"), оратория, Рим, 1705.
  • "Святая Екатерина Сиенская" ("S Caterina da Siena"), оратория, Рим, 1705.
  • Кантата по случаю счастливого рождения цезаря, августейшего императора Иосифа I, 1710.
  • Кантата на рождество Пресвятой Богородицы "Я источник всех" ("Cantata per la natività della Beatissima Vergine (Son l'origine di tutti)"), для двух сопрано и инструментов, Рим, 1723, рукопись хранится в библиотеке (неполная).
  • Кантата в честь Бенедикта XIII "Дружеская и дорогая верность" ("Cantata in lode di Benedetto XIII (Amica e cara fede)"), для сопрано, альта, двух труб, двух валторн, двух скрипок и бассо континуо, Рим, 1724, рукопись хранится в библиотеке.
  • Поэтическое сочинение "Мы прибыли в чертог" ("Componimento poetico (Nella regia siam giunti)"), кантата, Чистерна, 1727.
  • "Святой Иоанн Креста" ("S Giovanni della Croce"), оратория, Рим, 1727.
  • Кантата на праздник Святого Франциска из Паолы "Тот Бог, что из ничего" ("Cantata per la festività di S Francesco di Paola (Quel Dio, che già dal nulla)"), Рим, 1728.
  • Оратория на вознесение Богородицы ("Oratorio per l'assunzione della Vergine"), Рим, 1730.
  • Кантата для исполнения в Апостольском дворце в ночь на Святейшее Рождество ("Cantata da recitarsi nel palazzo apostolico la notte del santissimo natale"), Рим, 1733.
  • Кантата на рождество Пресвятой Богородицы "Дорогая и верная супруга" ("Cantata per la natività della Beatissima Vergine (Cara e fedel consorte)"), Рим, 1746.
  • Кантата на рождество Пресвятой Богородицы "Всегда же в глубокой, ужасной ночи" ("Cantata per la natività della Beatissima Vergine (Sempre dunque in profonda, orrida notte)"), для сопрано, альта, смешанного хора, флейты, гобоя, двух валторн, двух скрипок, альта и бассо континуо, Рим, 1747, рукопись хранится в библиотеке.
  • "Пресвятая Богородица Скорбящая" ("La Santissima Vergine addolorata"); либретто опубликовано.
  • "В любовном огне" ("Nell'amoroso foco"), кантата для сопрано, двух скрипок и бассо континуо, рукопись хранится в библиотеке.

Инструментальная музыка

  • Опус 1: 12 Симфоний си-бемоль минор, си-бемоль мажор, соль минор, ре минор, фа мажор, до мажор, ля мажор, ре мажор, до минор, соль мажор, си-бемоль мажор, си-бемоль мажор, для двух скрипок, виолончели и баса (органа), 1701.
  • Опус 2: 7 "Причуд для камеры" ("Bizzarrie per camera") ре мажор, ми мажор, фа мажор, ми минор, фа мажор, ми мажор, си минор, для двух скрипок и виолы/клавесина, 1703.
  • Опус 3: 12 "Музыкальных фантазий" ("Fantasie musicali") до мажор, ре мажор, фа мажор, ре мажор, ре минор, ре мажор, соль мажор, ре мажор, ми мажор, ре мажор, до минор, ре мажор, для двух скрипок и виолы/клавесина, 1706.
  • Опус 4: 7 "Идей для камеры" ("Idee per camera") си-бемоль мажор, соль мажор, до минор, си минор, фа мажор, ми мажор, соль минор, для скрипки и виолы/клавесина, 1706–1707.
  • Опус 5: 12 "Гармоничных пребываний за городом" ("Villeggiature armoniche") соль мажор, фа мажор, до минор, до мажор, ми минор, ре мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, ми мажор, ля минор, си-бемоль мажор, ля мажор, для двух скрипок, виолончели/бассо континуо, 1707, утеряно; опубликовано как 12 сонат для трех инструментов, Амстердам, около 1715.
  • Опус 7: 12 Концерти гросси ля мажор, ре минор, ре минор, си-бемоль мажор, си-бемоль мажор, соль мажор, соль мажор, ми-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, ля минор, ля минор, ре мажор, для двух или четырех скрипок, альта и виолончели концертино, двух скрипок и баса рипиено, Болонья, 1710.
  • Опус 8: 12 "Очарований для камеры" ("Allettamenti per camera") ре минор, си минор, си-бемоль мажор, си мажор, до минор, фа-диез минор, ля мажор, ля-бемоль мажор, ля минор, ми мажор, фа минор, ре минор, для скрипки и виолончели/клавесина, 1714.

Концерты хранятся в библиотеках Германии и Великобритании; сонаты, симфонии хранятся в библиотеках Германии и Италии.

Ноты сочинений Джузеппе Валентини на сайте библиотеки IMSLP