Валентини, Джованни
1582 - 1649

Назад

Valentini, Giovanni

Портрет композитора Джованни Валентини

  • Дата рождения: 1582 или 1583 г.
  • Место рождения: Венеция
  • Дата смерти: 29 или 30 апреля 1649 г.
  • Место смерти: Вена

Биография

Джованни Валентини был итальянским композитором, органистом и капельмейстером. Он родился в 1582 или 1583 году в Венеции. Овидио Персапеги в 1684-1685 годах назвал его "венецианцем знаменитой школы Габриэли". Существует ряд современных и более поздних упоминаний о нем как о клавишнике. Его самые ранние печатные сборники канцон (1609) и мотетов (1611) идентифицируют его как органиста польского короля Сигизмунда III, в капеллу которого он поступил в 1604 или 1605 году. Он прибыл ко двору эрцгерцога Внутренней Австрии Фердинанда в Граце в 1614 году в качестве "новоназначенного камерного органиста из Польши". В 1617 году Урбан Виельхавер фон Хоэнхау, придворный органист эрцгерцога Карла, епископа Бреслауского, похвалил его как виртуозного исполнителя за создание энгармонического "универсального, совершенного клавикимбала" с 77 клавишами для четырех октав (также упомянутого Михаэлем Преториусом в его "Музыкальной синтагме"). После избрания Фердинанда II императором Священной Римской империи в 1619 году Валентини переехал в Вену вместе с другими музыкантами музыкальной капеллы Граца. В списке придворных чинов от 10 декабря 1619 года он назван первым органистом императорского двора с годовым окладом в 360 флоринов. В 1620-х годах он получил несколько крупных денежных подарков от императора и был назначен императорским капельмейстером 15 июня 1626 года, после смерти Джованни Приули. В следующем году он был возведен в дворянское достоинство и примерно в то же время принял на себя обязанности регента церкви Святого Михаила в Вене, эту должность он занимал по меньшей мере до 1631 года. Он продолжал служить императорским капельмейстером при Фердинанде III и участвовал в постановке самых ранних опер в Вене в 1620-30-е годы. Он преподавал Иоганну Каспару Керллу в 1640-х годах и, по-видимому, посвятил свои последние годы написанию священных драматических произведений и итальянской поэзии (включая самые ранние сценарные пьесы, к которым сохранились только либретто). Во время правления Фердинанда III (1637-1657) у него были необычайно тесные отношения с императорской семьей, и он был авторитетом в музыкальных и литературных вопросах.

Творчество

Валентини культивировал большинство важных стилей и жанров начала 17 века. Некоторые из его масштабных духовных произведений написаны в сдержанном полихоральном стиле, но большая часть его музыки использует современную концертную стилистику, которая раскрывает в высшей степени авантюрного, даже авангардного композитора. Каприкорнус назвал Валентини авторитетом в области композиторской техники, а Либерати высоко оценил его тонкое чувство разницы между вокальным и инструментальным написанием. "Вторая книга мадригалов" Валентини (1616) была первым опубликованным сборником мадригалов, в котором сочетались голоса и инструменты, и многие из его мадригалов демонстрируют склонность венцев к крупным партитурам, сочетающим голоса и инструменты. Иногда инструменты просто исполняют ритурнели или дублируют вокальные партии в пассажах тутти; в других случаях, особенно в "Музыкальном концерте" (1619), инструменты полностью интегрированы в вокальную текстуру. "Камерная музыка" (1621) включает в себя ряд композиций, построенных на басовых остинато, в том числе пассакалью, романеску и руджеро. В "Вокальной музыке" (1621) содержатся ранние примеры драматических диалогов и проявляется склонность к экспериментам. Среди духовных произведений Валентини - масштабные церемониальные композиции, произведения в старинном стиле, полихоральные пьесы, напоминающие поздний стиль Джованни Габриэли, пародийные мессы, концертные произведения, а также многоголосные мотеты и монодии. Его "Великолепная и торжествующая месса" для семи хоров состоит из большего количества частей, чем любая другая музыка, напечатанная до сих пор, и содержит одни из самых ранних партий для трубы. Его печатные мессы не отличаются оригинальностью: консервативный стиль кончертато пронизывает коллекцию 1619 года. Напротив, многие из его масштабных псалмов и мотетов написаны в современном стиле кончертато, сочетающем виртуозное инструментальное исполнение с монодическими, дуэтными и диалогическими текстурами. Его "Духовные концерты" (1625) включают в себя некоторые из самых ранних духовных произведений, написанных к северу от Альп с широким использованием стиля речитатива. В нескольких мотетах наблюдаются поразительные переходы между натуральными и плоскими гексахордами и другими формами хроматизма. Подобные гармонические эксперименты можно найти в некоторых инструментальных сонатах. Эти хроматические эксперименты могут быть связаны с музыкой ризервата при дворе Граца и с использованием при дворе энгармонических клавишных инструментов. Подобно Бьяджио Марини и Джованни Баттиста Буонаменте, Валентини был одним из первых композиторов, внедривших новый итальянский стиль скрипичного письма к северу от Альп.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat")
  • "Стояла Мать Скорбящая" ("Stabat Mater")
  • "Великолепная и торжествующая месса" для семи хоров
  • "Духовные концерты" ("Concerti spirituali")

Светская вокальная музыка:

  • "Вторая книга мадригалов" для голосов и инструментов ("Il secondo libro de madrigali")
  • "Музыкальный концерт" ("Concerto musicale")
  • "Камерная музыка" ("Musica di camera")
  • "Вокальная музыка" ("Musica per voce")

Инструментальная музыка:

  • Сонаты и канцоны
  • "Энгармоническая соната"

Оперы и драматические произведения:

  • Священные драмы (сохранились только либретто)

Ноты сочинений Джованни Валентини на сайте библиотеки IMSLP