Валентини, Джованни
1582/1583 - 1649

Назад

Джованни Валентини (Giovanni Valentini) - Итальянский композитор, клавишник и поэт

Родился в 1582 или 1583 году, Венеция - умер 29 или 30 апреля 1649 года, Вена. Итальянский композитор, клавишник и поэт. "Борьба с либерализмом" ("Письмо...", опубликованное в газете "Уна дель Сиг"). Овидио Персапеги, 1684, 1685, стр.52) назвал его ‘венецианцем знаменитой школы Габриэли’. Существует ряд современных и более поздних упоминаний о нем как о клавишнике. Его самые ранние печатные сборники канцони (1609) и мотетов (1611) идентифицируют его как органиста польского короля Зигмунта III, в капеллу которого он поступил в 1604 или 1605 году. Он прибыл ко двору эрцгерцога Внутренней Австрии Фердинанда в Граце в 1614 году в качестве ‘новоназначенного камерного органиста из Польши’. В 1617 году Урбан Виельхавер фон Хоэнхау, придворный органист эрцгерцога Карла, епископа Бреслауского, похвалил его как виртуозного исполнителя за создание энгармонического "универсального, совершенного клавикимбала" с 77 клавишами для четырех октав от до до"" (также упомянутого Михаэлем Преториусом в его "Музыкальной синтагме", ii, Вольфенбюттель, 1618, 61-66). После избрания Фердинанда II императором Священной Римской империи в 1619 году Валентини переехал в Вену вместе с другими музыкантами музыкальной капеллы Граца. В списке придворных чинов от 10 декабря 1619 года он назван первым органистом императорского двора с годовым окладом в 360 флоринов. В 1620-х годах он получил несколько крупных денежных подарков от императора и был назначен императорским капельмейстером 15 июня 1626 года, после смерти Джованни Приули. В следующем году он был возведен в дворянское достоинство и примерно в то же время принял на себя обязанности регента церкви Святого Михаила в Вене, эту должность он занимал по меньшей мере до 1631 года. Он продолжал служить императорским капельмейстером при Фердинанде III и участвовал в постановке самых ранних опер в Вене в 1620-30-е годы. Он преподавал Керллу в 1640-х годах и, по-видимому, посвятил свои последние годы написанию священных драматических произведений и итальянской поэзии (включая самые ранние "сеполкри", к которым сохранились только либретто). Во время правления Фердинанда III (1637-1657) у него были необычайно тесные отношения с императорской семьей, и он был авторитетом в музыкальных и литературных вопросах. Валентини культивировал большинство важных стилей и жанров начала 17 века. Некоторые из его масштабных духовных произведений написаны в сдержанном полихоральном стиле, но большая часть его музыки использует современную концертную стилистику, которая раскрывает в высшей степени авантюрного, даже авангардного композитора. Каприкорнус назвал Валентини авторитетом в области композиторской техники, а Либерати высоко оценил его тонкое чувство разницы между вокальным и инструментальным написанием. "Вторая книга мадригалов" Валентини (1616) была первым опубликованным сборником мадригалов, в котором сочетались голоса и инструменты, и многие из его мадригалов демонстрируют склонность венцев к крупным партитурам, сочетающим голоса и инструменты. Иногда инструменты просто исполняют ритурнели или двойные вокальные партии в пассажах тутти; в других случаях, особенно в музыкальном концерте (1619), инструменты полностью интегрированы в вокальную текстуру. "Музыка камеры" (1621) включает в себя ряд композиций, построенных на басовых нотах остинато, в том числе пассье меццо, романеску и Руджеро. В "Музыке для голоса" (1621) содержатся ранние примеры драматических диалогов и проявляется склонность к экспериментам: три куплета "Con guardo altero" полностью выдержаны в такте 5/4, а "Vanne, o cara amorosa" содержит последовательные такты с пропорциональными знаками 9/8 и 7/9, предположительно для поощрения певца свободно произносить строчку, похожую на речитатив. Среди духовных произведений Валентини - масштабные церемониальные композиции, произведения в стиле антико, полихоральные пьесы, напоминающие поздний стиль Джованни Габриэли, пародийные мессы, концертные произведения, а также многоголосные мотеты и монодии. Его "Великолепная и торжествующая месса" для семи хоров состоит из большего количества частей, чем любая другая музыка, напечатанная до сих пор, и содержит одни из самых ранних партий для трубы. Его печатные мессы не отличаются оригинальностью: консервативный стиль концертато пронизывает коллекцию 1619 года, а три из четырех месс, напечатанных в 1621 году, представляют собой полихоральные пародийные мессы. Напротив, многие из его масштабных псалмов и мотетов написаны в современном стиле концертато, сочетающем виртуозное инструментальное исполнение с монодическими, дуэтными и диалогическими текстурами. Его "Священные концерты" (1625) включают в себя некоторые из самых ранних духовных произведений, написанных к северу от Альп с широким использованием стиля речитатива. В них также использованы дуэтные и диалоговые формы, которые Валентини впервые применил в своем мюзикле "A doi voci", и вокальные партии, написанные в роскошной манере, напоминающей дуэты из седьмой книги мадригалов Монтеверди. В нескольких мотетах наблюдаются поразительные переходы между натуральными и плоскими гексахордами и другими формами хроматизма. Подобные гармонические эксперименты можно найти в некоторых инструментальных сонатах, например, в так называемой "энгармонической сонате", вступительная фраза которой соль минор сразу же сменяется си минором. Эти хроматические эксперименты могут быть связаны с музикой musica reservata при дворе Граца и с использованием при дворе энгармонических клавишных инструментов. Подобно Бьяджио Марини и Буонаменте, Валентини был одним из первых композиторов, внедривших новый итальянский стиль скрипичного письма к северу от Альп. В священных драматических произведениях Валентини и итальянской поэзии часто затрагиваются темы, занимающие центральное место в так называемой австрийской вере - уникальной разновидности католического благочестия, культивировавшейся династией Габсбургов в 17-18 веках.

Ноты сочинений Джованни Валентини на сайте библиотеки IMSLP