Валентайн (Фоллентайн), Роберт
1674 - 1747

Назад

Роберт Валентайн (Фоллентайн) (Robert Valentine (Follentine)) - Английский композитор, флейтист и гобоист

Крещён 16 января 1674 года, Лестер - умер 26 мая 1747 года. 

Практически всю свою профессиональную жизнь он прожил в Риме и Неаполе. Сын Томаса Фоллентайна, странствующего музыканта, который прибыл и поселился в Лестере около 1670 года, он не смог найти работу городского официанта и поэтому в конце 17 века переехал в Рим. К 1707 году он уже хорошо зарекомендовал себя как исполнитель как на флейте, так и на гобое, и известно, что в период 1708-1710 годов он выступал во дворце Русполи на мероприятиях, организованных Кальдарой, Корелли и Генделем. О его интеграции в музыкальные круги Рима свидетельствует грамотное написание им трех сонат ор.1, которые относятся к этому периоду. Несмотря на то, что он демонстрирует знание английского языка, особенно в том, что касается локализованной тональности, общий стиль демонстрирует четкое понимание того, что Манфред Букофзер назвал развитым стилем бельканто. Первым сколько-нибудь заметным покровителем Валентина был сэр Томас Сэмвелл (позднее член парламента от Ковентри, 1714-1722), с которым он, по-видимому, познакомился в Риме и которому посвятил свое сочинение.2. Его дивертисмент для двух флейт, относящийся к этому периоду, был посвящен Джану Медичи Гастоне, великому герцогу Тосканскому, что подтверждает связи с Италией до 1708 года. Работы, опубликованные после его балетов op.4 (Рим, 1711), как правило, сначала появлялись в Амстердаме или Лондоне, а не в Риме – это результат того, что к 1715 году он установил связи в Неаполе, в частности, через Джона Флитвуда, британского консула там. Его музыка, написанная между 1714 и 1725 годами, делится на две противоположные категории. Большая часть его произведений состояла из музыки для "молодых исполнителей и любителей" и была в основном предназначена для лондонского рынка. Тем не менее, он сохранил более стилистически проработанную музыку, большая часть которой осталась в рукописи, но некоторые из них, в частности, стр.5, 6, 11 и 12, были опубликованы в Амстердаме и Лондоне. Лучшее из этого произведения, тяготеющего к галантному стилю, имеет много общего с музыкой неаполитанского друга Валентайна Франсиско Манчини, который покровительствовал Флитвуду. После смерти Флитвуда в 1725 году Валентайн, по-видимому, восстановил свои связи в Риме. В мае 1730 года он опубликовал сборник сонат, посвященный герцогу Оратинскому; полностью отличающийся от лондонского сборника соло, опубликованного в 1728 году, этот сборник является одним из самых авторитетных произведений Валентина. Хотя считается, что Валентайн вернулся в Лондон в 1731 году, первичных свидетельств этому нет; однако популярность его музыки побудила Уолша переиздать opp.1-12 в Лондоне в это время. Валентин, возможно, побывал в Амстердаме примерно в 1735 году, возможно, возобновив знакомство с Локателли, который обосновался там в 1729 году. Музыка Валентина во многом является продуктом своего времени и далека от простого подражания Корелли. Он обладал особым мастерством беспристрастного наблюдения за музыкальными стилями. Ритмические, мелодические и гармонические особенности, как правило, преувеличены, что приводит к стилю, который современному уху кажется банальным. Однако в то время эти черты были более новаторскими, и поэтому, наряду с его популярностью в Риме, он сохранял устойчивую популярность на перспективных любительских рынках Северной Европы в течение некоторого периода после его смерти. Хокинс сравнил его с Кристианом Шикардтом как композитора, создавшего мастерские произведения для флейты.

Ноты сочинений Роберта Валентайна (Фоллентайна) на сайте библиотеки IMSLP