Вает, Якобус
1529 - 1567

Назад

Якобус Вает (Jacobus Vaet) - Фламандский композитор

Родился в 1529 году, Кортрейк или Харельбек - умер 8 января 1567 года, Вена. 

Год его рождения указан в документе, датированном 1543 годом, в котором указано, что ему было 13 лет, и что он был принят мальчиком из церковного хора в Онзе-Леве-Фруукерк в Кортрейке. Хотя в церковных документах указано, что он был родом из Кортрейка, в регистрационных списках Левенского университета его имя значится как "Якобус Ват де Арельбеке". Когда в 1546 году у него изменился голос, церковь выделила ему стипендию, и 29 августа 1547 года он поступил в университет. Его имя фигурирует в списке пожертвований, которые были даны прихожанам капеллы императора Карла V в 1550 году; согласно этому списку, он был тенором и уже был женат. К 1 января 1554 года он стал капельмейстером племянника Карла, эрцгерцога Максимилиана Австрийского (впоследствии императора Максимилиана II), и занимал эту должность до самой своей смерти. Его отношения с Максимилианом, по-видимому, были близкими, и его знаменитый мотив "Qui operatus est Petro", подаренный Максимилиану в 1560 году, содержит тайное послание, в котором он выражает понимание протестантских наклонностей своего покровителя, которые тот скрывал. Придворные хроники Габсбургов свидетельствуют о том, что Максимилиан был щедр к Вете, о смерти которого он записал в своем дневнике. Ваэта оплакивали в многочисленных элегиях, одна из которых, "Defunctum charites Vaetem", была написана его учеником Якобом Регнартом, а другие композиторы, в том числе Якоб Хандль, Антониус Галли и Йоханнес де Клеве, выразили свое уважение, написав пародийные произведения на его стихи. Его высоко оценили теоретики Финк, Заккони и Сероне. Из дошедших до нас произведений Вета мотеты, 17 из которых являются переложениями светских текстов, были наиболее широко известны при его жизни. Ваэт широко использовал ранее сочиненный материал, как свой собственный, так и чужой. Пародийная или цитируемая полифония присутствует во всех его мессах (даже в Missa pro defunctis) и в многочисленных мотетах. Ярким примером множественной пародии являются три его собственных сочинения, мотет Vitam quae faciunt beatiorum и мессы о жизни как факте блаженства и титре, tu patulae; мотет пародирует мотет Ласса Tityre, tu patulae, и каждая из месс пародирует оба мотета. Он также заимствовал материал, как мелодические линии, так и полифонию, у Жоскена, Мутона, Барбиона, Жаке из Мантуи, Кристиана Холландера, Клеменса нон Папы и Роре, и Заккони обратил особое внимание на его практику, которую можно найти в гимнах и магнификатах, повторять в тройном размере раздел, ранее изложенный в двойном размере. Ваэт, по-видимому, был первым, кто написал Missa quodlibetica, и его примеру последовали Регнарт, Лосио и Луитон, среди прочих. Хотя Ваэт в основном придерживался стиля глубокой имитации, заимствованного у Гомберта, он также использовал аккордовые и полихоральные текстуры. Он уделял большое внимание доминантно–тоническим отношениям и любил вертикальные прогрессии, основанные на 5-м круге. Он смело обращался с диссонансом, иногда даже использовал усиленную шестую и октаву, но всегда в контексте плавного написания партий. Он увлекался фальшивыми связями и различными формами nota cambiata, включая архаичную фигуру из трех нот, за которой следует пауза. Стиль Ваэта представляет собой промежуточный этап между Жоскеном и Лассю. Его долг первому очевиден в заимствовании не только музыкального материала, но и таких приемов, как соггетто кавато, остинато, кантус фирмус и зарождающаяся пародия. От Гомберта он унаследовал склонность к плавной полифонии, не сдерживаемой выразительными деталями. Его восхищение Клеменсом нон папой и дружба с ним были выражены в элегии, которую он написал на его смерть (Continuo lachrimas), и в обширных заимствованиях из его творчества. Его музыка менее модальна, чем у Клеменса, более плотная по текстуре и более лаконичная в изложении слов. Ваэт был хорошо знаком с Лассусом, и произведения, написанные ими в один и тот же период, во многом схожи. В источниках XVI века сочинение Ласса "До свидания" по-разному приписывается обоим композиторам.

Ноты сочинений Якобуса Ваета на сайте библиотеки IMSLP