Ваде, Жан-Жозеф
1719 - 1757

Назад

Жан-Жозеф Ваде (Jean-Joseph Vadé) - Французский поэт, драматург и композитор

Родился 17 января 1719 года, Гам, Пикардия - умер 4 июля 1757 года, Париж. 

Он был сыном торговца и переехал в Париж с родителями в возрасте пяти лет. Несмотря на недостаточное образование, в 1739 году он стал контролером по сбору налогов в Суассоне, затем перешел на аналогичные должности в Лане и Руане, а в 1743 году вернулся в Париж в качестве секретаря герцога Аженуа. В 1745 году он был принят на работу в парижское бюро по расследованию преступлений. Его яркие стихи и проза ввели его в литературные круги, и он подружился с Колле и Фрероном; эта дружба навлекла на него неприязнь Вольтера, который, тем не менее, восхищался его творчеством. После неудачного дебюта в театре "Комеди Франсез" в 1749 году (его пьеса "Посещения в дневное время" была поставлена всего один раз) Ваде обратился к Комической опере по приглашению нового режиссера Жана Монне. Огромный успех "филистимлянки" (1752), его первой комической оперы, помог поставить вновь открытый театр на прочную финансовую основу, и большинство его последующих постановок были столь же хорошо приняты. В 1751 году Людовик XV назначил ему пенсию в размере 400 ливров, которую он ранее окрестил "счастливым человеком". Но разгульный образ жизни сказался на его здоровье, и он умер в возрасте 38 лет после болезненной операции. Его незаконнорожденная дочь, известная как мадемуазель Ваде, в конце 1770-х годов ненадолго прославилась как актриса театра "Комеди Франсез". Хотя многочисленные произведения Ваде включают серьезные басни и послания, а также множество эпиграмм, букетов и другой легкой поэзии, больше всего его помнят за создание жанра пуассар, или "стиля рыбного рынка", который он использовал во многих своих шансонах и комических операх. Этот стиль развился в результате тщательного изучения поведения и языка парижских торговцев, придав его произведениям новый реализм и приземленный юмор, что сделало их чрезвычайно популярными во всех слоях общества еще долгое время после его смерти. Бурлескная поэма "Свирельное тесто" вызвала особое восхищение. Именно спонтанность и живость его ранних работ для Театра фойе стали причиной того, что он был выбран в качестве либреттиста для оперы "Троекуристы" (1753), поставленной в разгар "Охоты за буффонами" по образцу оперы-буффа. Сочетание простого сюжета Ваде и реалистичных крестьянских характеров с итальянской музыкой Довер-ня было особенно удачным и во многом способствовало становлению стиля комической оперы, в котором новая музыка заменила традиционные водевили. Оставшиеся комические оперы Ваде, среди которых по-прежнему популярны пародии на современные оперные постановки, относятся к более раннему типу, окончательно расцветшему в 1750-х годах. Хотя большая часть музыки к ним состоит из стандартных мелодий для водевилей, некоторые из них Ваде сочинил сам (точное количество трудно установить, поскольку многие "мелодии М. Ваде", включенные в редакции пьес, на самом деле являются хорошо известными мелодиями). Они написаны в простом, но привлекательном стиле, на который сильно повлияла итальянская музыка группы Bouffons. Сохранились только мелодические линии. Помимо тех, что были включены в либретто, другие были напечатаны в сборнике песен М. Ваде (Париж, 1758) и в различных изданиях "Произведений М. Ваде" (Париж, 1755, дополнено 2/1758; Гаага, 1759).

Ноты сочинений Жана-Жозефа Ваде на сайте библиотеки IMSLP