Вадо-и-Гомес, Хуан дель
1625 - 1691

Назад

Хуан дель Вадо-и-Гомес (Juan del Vado y Gómez) - Испанский композитор, клавишник и скрипач

Родился после 1625 года, Мадрид - умер 22 февраля 1691 года Мадрид. 

Он происходил из семьи музыкантов (включая своего дядю по материнской линии, композитора Диего Гомеса де ла Круса), состоявших на службе у испанского королевского двора, и учился игре на скрипке в одной из нескольких танцевальных школ Мадрида. Время от времени он принимал участие в дворцовых празднествах, пока 19 августа 1650 года не занял должность скрипача в королевском доме, которую занимал его отец. Он изучал игру на арфе и органе, вероятно, у своего дяди Альваро Гомеса де ла Круса и Франсиско Клавихо, органиста королевской капеллы, и 1 января 1651 года временно занял должность клавишника в королевской капелле, которая стала постоянной 25 сентября 1654 года. Есть свидетельства, что в рамках своих обязанностей он играл на органе, струнных инструментах и, по крайней мере, в 1662 году, на арфе. К 1666 году он сочинил несколько месс для королевской капеллы, а в ноябре 1667 года вдовствующая королева Австрии Мариана назначила его камерным музыкантом без жалованья. Незадолго до июля 1674 года он был назначен учителем игры на клавишных у юного Карлоса II, но через три года ему пришлось оставить все свои обязанности из-за инсульта, и после этого он посвятил свое время сочинительству. Согласно Л. Руису де Рибайасу ("Мюзикл Луз и Норте", Мадрид, 1677), он намеревался напечатать сборник произведений для арфы, некоторые из которых находятся в Национальной библиотеке Мадрида (М.2478). Между 1677 и 1679 годами он подарил Хуану Хосе Австрийскому, первому министру Карлоса II, книгу из шести месс и восьми загадочных канонов (E-Mn M.1323). К 1685 году он сочинил еще 15 месс, и в том же году, после смерти Хуана Идальго, он начал регулярно сочинять "тонос гуманос" для придворного театра, по крайней мере, до 1688 года. В его завещании упоминались 20 месс, два "Плача" и 96 духовных произведений на испанском языке, а также музыка к шести пьесам, поставленным во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде. Произведения Вадо, как духовные, так и светские, демонстрируют большое мастерство в обработке имитационного контрапункта, а также позволяют себе определенные вольности с правилами. За это в следующем столетии о нем высоко отзывались такие писатели, как И. Серрада ("Паресер", Барселона, 1716), Франсиско Вальс ("Гармоническая карта", рукопись, 1742) и Ж.Ф. де Сайас ("Музыка каноников", "Мотетика у храма", Памплона, 1761). Хосе де Торрес ("Reglas generales de acompañar", Мадрид, 1702) утверждал, что Вадо написал трактат о фигурном басе, но он не сохранился.