Вадо и Гомес, Хуан дель
1625 - 1691
Назад
Vado y Gómez, Juan del
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хуан дель Вадо и Гомес был испанским композитором, клавишником и скрипачом. Он происходил из семьи музыкантов (включая его дядю по материнской линии, композитора Диего Гомеса де ла Крус), состоявших на службе у испанской королевской семьи, и обучался игре на скрипке в одной из многочисленных танцевальных школ Мадрида. Он периодически участвовал в дворцовых торжествах до тех пор, пока 19 августа 1650 года не занял должность скрипача в королевском доме, которую ранее занимал его отец. Он изучал клавесин и орган, вероятно, у своего дяди Альваро Гомеса де ла Крус и Франсиско Клавихо, органиста королевской капеллы, и 1 января 1651 года занял временную должность клавишника в королевской капелле, которая стала постоянной 25 сентября 1654 года. Имеются свидетельства, что в рамках своих обязанностей он играл на органе, струнных инструментах и, по крайней мере в 1662 году, на арфе. К 1666 году он сочинил несколько месс для королевской капеллы, а в ноябре 1667 года королева-вдова Марианна Австрийская назначила его камерным музыкантом без жалования. Незадолго до июля 1674 года он был назначен учителем клавишных инструментов юного Карла II, но через три года ему пришлось оставить все свои обязанности из-за апоплексического удара, и впоследствии он посвятил себя сочинению музыки. Согласно Л. Руису де Рибаясу, он намеревался издать сборник произведений для арфы, некоторые из которых хранятся в Национальной библиотеке в Мадриде. В период между 1677 и 1679 годами он преподнес Хуану Хосе Австрийскому, первому министру Карла II, книгу из шести месс и восьми загадочных канонов. К 1685 году он сочинил еще 15 месс, и в том же году, после смерти Хуана Идальго, он начал регулярно сочинять светские песни для придворного театра, по крайней мере, до 1688 года. Его завещание упоминает 20 месс, две Плачевные песни и 96 духовных произведений на испанском языке, а также музыку к шести пьесам, поставленным во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде.
Произведения Вадо, как духовные, так и светские, демонстрируют большое мастерство в обращении с имитационным контрапунктом, а также определенную свободу в отношении правил. За это его высоко ценили в следующем веке такие писатели, как И. Серрада, Франсиско Вальс и Х.Ф. де Саяс. Хосе де Торрес утверждал, что Вадо написал трактат о генерал-басе, но он не сохранился.
Духовная музыка
Светская музыка
Инструментальная музыка