Успер, Франческо
1560 или 1561 - 1641

Назад

Франческо Успер (Francesco Usper) - Итальянский композитор, органист и священник

Родился в 1560 или 1561 году, Паренцо (ныне Пореч), Истрия - умер 24 февраля 1641 года, Венеция.

Первоначально его фамилия была Спонга. Он учился у Андреа Габриэли и, следовательно, должен был обосноваться в Венеции до 1586 года. Ранее он служил священником в Каподистрии. В конце 1580-х годов он был наставником Чезаре Успера (умер в 1589 году), сына Лодовико Успера (умер в 1601 году), юриста и мелкого чиновника братства Святого Джованни Евангелисты в Венеции, которому Франческо посвятил свои "Ричеркари". Приняв фамилию этого мецената, Франческо Успер посвятил большую часть своей жизни братству, в котором он служил органистом (1596-1607), капелланом (1607-24), хормейстером (1624-6), управляющим (capo) соседней церкви (1626-41) и административным сотрудником (mansionario) (1631-41). Он также время от времени проявлял активность в других местах Венеции. К 1614 году он был органистом в церкви Святого Сальватора, и именно в этом качестве он был упомянут в 1615 году за то, что предоставил один из сюжетов для подражания, разработанных в двух канонах для четырех голосов в сборнике Романо Микели "Музыка ваги и искусственности". Он сотрудничал с Дж.Б. Грилло и Монтеверди в сочинении заупокойной мессы (ныне утраченной) по великому герцогу Медичи Козимо II, исполненной в церкви Святого Джованни и Паоло в мае 1621 года; он написал "постепенность" и трактат. В 1622 году и в начале 1623 года он служил в Сан-Марко органистом, заменявшим Грилло. Однако в 1623 году и в следующем году его постигло разочарование в попытках получить там постоянную должность органиста. В 1617 и 1623 годах он был приглашен на праздник Святого Роша (16 августа) в братство, посвященное святому. Он жил недалеко от церкви Святой Марии Глориозы деи Фрари в приходе Сан-Стин. Успер был необычайно чувствителен к словам в своих вокальных произведениях и к форме в инструментальных. Он продолжил некоторые популярные местные обычаи конца XVI века, включив боевой мадригал в свою коллекцию 1619 года, а несколько многоголосых псалмов - в коллекцию 1627 года. Он считал себя приверженцем консервативных стилей композиции, которые в предисловии к своей коллекции 1614 года противопоставил входившей тогда в моду "стрепитозной" (хрипловатой) музыке. Такой консерватизм, однако, не мешал ему искусно и эффективно сочинять музыку в новых аккомпанированных и согласованных стилях. Его инструментальные произведения, хотя и немногочисленны, значительны по разным причинам. Четыре "арье франчези", опубликованные в его первой публикации, относятся к числу самых ранних венецианских ансамблевых канцон. Его две симфонии, две канцоны, два каприччио и одна соната из сборника 1619 года демонстрируют заметный прогресс в дифференциации инструментальных жанров. Одна из симфоний, провозглашенная Эйнштейном предшественницей большого концерта, включает отрывки из концертино для магнитофона и читарроне, чередующиеся с гомофоническим ритурнелло для струнного оркестра; но струнные инструменты и тромбоны по-прежнему составляют ядро его оркестра, как и у Джованни Габриэли. Недавнее возвращение всех частей из коллекции 1619 года (вывезенной из Берлина во время Первой мировой войны) в библиотеку Ягеллонского университета в Кракове способствовало более глубокому изучению зрелых композиций Успера. Также были обнаружены пять недатированных священных вокальных произведений (в формате D-PI). Светские вокальные произведения Успера были опубликованы в сборниках, вышедших в Нюрнберге (1604) и Копенгагене (1606), но, возможно, были собраны в Венеции учениками и сподвижниками Джованни Габриэли; датский композитор Борхгревинк, который редактировал антологию 1606 года, был таким учеником.

Ноты сочинений Франческо Успера на сайте библиотеки IMSLP