Урио, Франческо Антонио
1631 или 1632 - ок.1719

Назад

Франческо Антонио Урио (Francesco Antonio Urio) - Итальянский композитор и монах-францисканец

Родился в 1631 или 1632 году, Милан - умер около1719 года, Милан. 

Некий Франческо Урио, 40 лет, числится членом венецианской гильдии инструменталистов с 1672 года, но неизвестно, можно ли его отождествить с Франческо Антонио. Последний был маэстро капеллы в соборе Сполето в 1679 году, затем в Урбино (1681-1683), Ассизи и Генуе (даты неизвестны). В апреле 1682 года он был выдвинут на должность маэстро капеллы коллегиальной церкви Святой Марии Маджоре в Спелло, но нет никаких свидетельств того, что он когда-либо занимал эту должность. Согласно титульному листу его мотетти, соч.1, в 1690 году он был маэстро капеллы базилики Св. Апостолов в Риме; мотеты были написаны для кардинала Пьетро Оттобони и посвящены ему, в концертах которого Урио, возможно, принимал участие. С 1693 по 1695 год он был маэстро капеллы в Пистойе; по словам Пужена, он написал кантату (1696) и две оратории (1701 и 1706) "на службу" принцу Фердинандо Медичи, но, по-видимому, нет никаких свидетельств о его постоянном назначении во Флоренцию. На титульном листе его "Сальми концертати" указано, что в 1697 году он был маэстро капеллы во Фрари, Венеция, и занимал ту же должность в Сан-Франческо, Милан, в период с 1715 по 1919 год. В настоящее время Урио известен в основном благодаря своему произведению "Те Деум", копия которого была у Генделя и которое он позаимствовал. Робинсон (Robinson, 1908) предположил, что это произведение было написано Генделем в деревне Урио на озере Комо, но в настоящее время эта теория опровергнута. Известно, что сохранились три копии: первая (GB-Lcm 1033) принадлежала Джону Стаффорду Смиту в 1780 году; вторая (Lbl Add. MS 31478) была переписана в 1781 году с "итальянской копии", которая "ранее принадлежала мистеру Генделю", а затем "находилась в коллекции доктора Сэмюэля". Говард’; а третья, которая сейчас находится в коллекции Парижской консерватории, когда-то принадлежала Эдмунду Томасу Уоррену. Во всех трех работах авторство приписывается Урио. В первых двух источниках он описан как "иезуит из Болоньи" и "болонец из Болоньи", что, возможно, является ошибкой, вызванной выступлением трубных партий. В первом и третьем источниках текст датирован "1682 годом" и "1660 годом" соответственно; нет уверенности в правильности обеих дат, но, судя по стилю работы, первая кажется более точной. "Те боги" послужили основой для отрывков из опер Генделя "Те боги в Деттингене", "Саул", "Израиль в Египте" и "Аль-Легро и Пенсерозо и Модерато". Как она попала в его руки, неизвестно, но, учитывая очевидные связи Урио с Фердинандо Медичи и кардиналом Оттобони, представляется возможным, что Гендель впервые увидел ее во Флоренции или Риме. Несмотря на некоторую прямоугольность, это впечатляющее произведение искусства, охватывающее широкий спектр настроений. Помимо трубы, здесь звучат обязательства для виолончели ("Patrem immensae majestatis") и скрипки с изяществом в манере Корелли ("Fiat misericordia tua"), энергичный дуэт в 12/8 для сопрано и баса ("Tu Rex gloriae") и нежное трио в 3/4 для сопрано, альта и фортепиано. бас (‘Tu ad dexteram’) – все это объединено энергичными припевами в гомофоническом и фугальном стилях. Учитывая качество этого произведения, жаль, что сохранилась только одна из ораторий Урио.

Ноты сочинений Франческо Антонио Урио на сайте библиотеки IMSLP