Уголини, Винченцо
1580 - 1638

Назад

Винченцо Уголини (Vincenzo Ugolini) - Итальянский композитор, певец и педагог

Родился в 1580 году, Перуджа - умер 6 мая 1638 года, Рим. 

С июня 1592 по 31 октября 1594 года он был учеником Дж.Б. Нанино в хоровой школе Святого Луиджи деи Франчези в Риме. 1 мая 1600 года он был приглашен туда в качестве баса. С февраля 1603 по 6 декабря 1609 года он был маэстро капеллы церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме; после тяжелой болезни в январе 1606 года он больше не мог выполнять свои обязанности и, чтобы поправить здоровье, получил отпуск в Риме с мая по сентябрь того же года. С 1610 года он работал в кафедральном соборе Беневенто, а с 1614 года был музыкальным руководителем кардинала Арригони в Риме. С 1 августа 1616 по 31 июля 1620 года он был маэстро капеллы Святого Луиджи деи Франчези. 13 июня 1620 года он был избран преемником Франческо Сориано, который ушел в отставку с поста маэстро капеллы Джулия в Сан-Пьетро. Он вступил в должность в июле с окладом всего в пять скуди в месяц, в то время как Сориано по-прежнему получал десять скуди; с августа 1621 года, после смерти Сориано, ему выплачивалось полное жалованье в размере 15 скуди. 16 февраля 1626 года он был уволен, вероятно, из-за того, что отказался участвовать в публичном конкурсе сочинений с Паоло Агостини, который был назначен его преемником на следующий день. По словам Винченцо Джустиниани ("Дискорсо сопра ла музыка"), в 1628 году он ненадолго приехал в Парму на свадьбу герцога с Маргаритой Медичи, сестрой великого герцога Тосканского. С мая 1631 года и до своей смерти он снова был маэстро капеллы Святого Луиджи деи Франчези. Орацио Беневоли был одним из его учеников. Несмотря на то, что музыка Уголини явно восходит к полифоническому стилю 16-го века, на нее также оказали влияние инновации, появившиеся около 1600 года. В его первой книге "Священных песнопений" переложение для двойного хора часто перемежается пассажами для сольного голоса или только для нескольких голосов, а в разделах "Аллилуйя" преобладают быстро исполняемые пассажи. Черты этого нового стилистического подхода в еще большей степени проявились в "Девизе святых кантионов" (Венеция, 1616). Сольные мотеты, в частности, содержат обширные виртуозные пассажи значительной сложности, для исполнения которых требуются подготовленные певцы (см., например, вступительный мотет "Dies sanctificatus", в котором трели вписаны в обширные цепочки колоратурного письма, и мотет "Congrazulamini" с быстрыми переходами и длинными колоратурными пассажами, требующими значительного вокального диапазона). "Песнопение святых песнопений" (Рим, 1619) содержит произведения, характерные для концертного стиля римской церковной музыки примерно 1620 года. Сильные ритмические контрасты создаются чередованием обширных колоратурных разделов и парландских пассажей, а также частой сменой размера. Короткие, ритмически сжатые соггетти, повторяемые последовательно или подхваченные в подражание другими голосами, оживляют игру концертато. В сольных песнопениях континуо выполняет функцию вспомогательного баса для обширных мелодических фрагментов, перемежаемых колоратурными пассажами и орнаментами. Внутренние контрасты, создаваемые чередованием быстрых и продолжительных пассажей, служат иллюстрацией текста. "Призыв и миссия", "Свобода секунды" (Рим, 1622), представляют собой стилистически интересный симбиоз современного стиля концертато и полифонического звучания в форме анахроничного канонического искусства. Эти работы являются важным отражением ситуации в Риме того времени, когда Романо Микели в 1620-1650 годах оживлял город своими многочисленными полемическими статьями и призывал своих современников писать канонические произведения. Уголини использует каноны для четырех-двенадцати голосов почти исключительно в песнопениях Sanctus ("Осанна" и "Бенедиктус") во время своих месс. Единственным исключением является "Послание сопра иль ваго Эсквилино", которое также имеет свой канон в "Агнус Деи". Как и в нидерландском каноне загадок, разгадка скрыта в сопроводительном латинском девизе. Однако решение всегда выражено. По сравнению с более ранними работами Уголини, в этой коллекции чувствуется все большая возвышенность и глубина выражения. Важные смысловые оттенки иногда усиливаются последовательным повторением слов в сочетании с короткими мелодическими фрагментами (как в мотете Accipe munus). Обширные мелизмы и последовательное повторение коротких мотивов, как в "Христе сопра миссы и ваго Эсквилино", и случайные вставки сольных пассажей (как в "Кредо Беаты Девы Марии", 12vv), подчеркивают новый стилистический подход к этим композициям. Коллекция представляет собой важный и по своей музыкальной структуре специфически римский вклад в концертную мессу первой четверти XVII века.

Ноты сочинений Винченцо Уголини на сайте библиотеки IMSLP