Уччеллини, Марко
1603 - 1680

Назад

Марко Уччеллини (Marco Uccellini) - Итальянский скрипач и композитор

Родился в 1603 году, Форлимпополи, графство Форли - умер 11 сентября 1680 года. 

Жизнь Уччеллини, как и многих композиторов 17 века, недостаточно хорошо задокументирована; однако существует достаточно информации, чтобы составить приблизительную биографию. Он родился в достаточно богатой дворянской семье в Форлимпополи, Форли, которая владела землей в этом районе с начала 14 века. Многие члены семьи занимали местные церковные должности, в том числе отец Уччеллини Пьетро Мария, и вполне вероятно, что Марко отправился учиться в семинарию в Ассизи где-то в начале 1630-х годов. Данные из его завещания свидетельствуют о том, что Уччеллини начал свое формальное музыкальное образование там, возможно, под руководством другого известного скрипача-композитора, Джованни Баттиста Буонаменте, который в то время был музыкальным руководителем (маэстро капеллы) в базилике Святого Франциска Ассизского.

После учёбы в Ассизи, около 1639 года он поселился в Модене. В 1641 году он стал заведующим кафедрой инструментальной музыки при дворе Эсте, а в 1647 году - маэстро капеллы при тамошнем кафедральном соборе и занимал этот пост до 1665 года. Согласно платежным ведомостям и остаткам переписки Уччеллини, ясно, что он был ценным советником и доверенным лицом семьи д'Эсте, которому платили почти в восемь раз больше, чем другим придворным скрипачам. После передачи капеллы Эстенсе при восшествии на престол герцога Альфонсо IV д'Эсте Уччеллини был уволен со своего поста. С 1665 года и до самой своей смерти он был маэстро капеллы при дворе Фарнезе в Парме. Он получил эту работу в основном благодаря помощи Изабеллы д'Эсте, которая недавно вышла замуж за представителя семьи Фарнезе. При дворе Фарнезе он сочинял оперы и балеты, но ничего из этой музыки не сохранилось.

Уччеллини известен нам как композитор в сфере инструментальной музыки. Дошедшие до нас произведения, составляют семь печатных сборников. По этим сочинениям можно утверждать, что Уччеллини был одним из ряда выдающихся итальянских скрипачей-композиторов первой половины 17 века. Несмотря на то, что сонаты являются ранними, они, наряду с развитием скрипичной техники, представляют собой его наиболее заметные достижения. Его сонаты для скрипки и континуо способствовали развитию идиоматического стиля письма для скрипки (включая виртуозные прогоны, прыжки и выходы на высокие позиции), расширив технические возможности инструмента и его выразительный диапазон. Большинство сонат в основном написаны в троичной форме, другие состоят из пяти частей. Вариации и последовательное повторение тем и фраз - излюбленные методы расширения разделов; в попытке достичь тематического единства, в заключении большинства сонат используется вариант первоначальной идеи или даже всего предыдущего раздела. Использование Уччеллини триадических тем и длинных последовательностей указывает на тесную связь со стилем, который позже был разработан в Болонье Каццати, Дж.Б. Витали и Дж.М. Бонончини. Примечательно его исследование более отдаленных тональностей, таких как си мажор, си минор и ми минор, необычных для скрипичной музыки того времени. Он также использовал пикантные хроматизмы и ложные соотношения. Диапазон скрипки расширен до 6-й позиции (g"'), часты невнятные звуки, тремоло-пассажи и широкие скачки. Сонаты для скрипки с оркестром №4 и № 5 представляют собой высшую точку развития жанра до И.Х. Шмельцера и Бибера. Они длиннее и написаны в более виртуозном стиле, чем у Бьяджио Марини, и являются четкими аналогами клавишных токкат. Симфонии, за исключением батальной части в соч.8, менее авантюрны, чем сонаты. Произведения из коллекций 1642 и 1645 годов являются продолжением более старой вариационной сонаты; их тематический материал включает в себя интересную подборку популярных мелодий того времени. Как и другие итальянские сонаты 17 века, соната Уччеллини состоит из коротких контрастирующих частей (часто танцев), которые перетекают одна в другую. Инновации Уччеллини повлияли на поколение австро-немецких композиторов-скрипачей, включая Иоганна Генриха Шмельцера, Генриха Игнаца Бибера и Иоганна Якоба Вальтера.

 

Ноты сочинений Марко Уччеллини на сайте библиотеки IMSLP