Тай, Кристофер
ок.1505 - ок.1573

Назад

Кристофер Тай (Christopher Tye) - Английский композитор эпохи Возрождения

Дата и место рождения Тая неизвестны, но, поскольку позже он провел большую часть своей жизни в Кембридже, Эли и соседних приходах, он вполне мог родиться в восточных графствах Англии, где это имя было распространено. Первые достоверные упоминания о нем встречаются в Кембридже: в 1536 году он получил там степень магистра искусств, а в марте 1537 года стал простым клерком в Королевском колледже. В присуждении ученой степени упоминается его десятилетнее изучение музыкального искусства, большой опыт в сочинении музыки и обучении мальчиков. Поскольку в таких документах никогда не занижался многолетний опыт, Тай, должно быть, начал свою взрослую музыкальную карьеру после 1525 года, что позволяет предположить дату рождения примерно в 1505 году или даже позже.

Обычно предлагается более ранняя дата, основанная на вероятной ошибочной идентификации. В бухгалтерских книгах Королевского колледжа в Кембридже в 1508-1512 годах упоминается некий "Тай" в качестве певчего; а в 1527 году то же имя (опять же без имени) встречается как у мирянина, который уволился в апреле 1528 года. На Рождество 1528 года некий Ричард Тай присоединился к хору в качестве мирянина-клерка, оставаясь на этом посту без перерыва до 1545 года, и его имя, возможно, было указано, чтобы отличить его от предшественника. Нет никаких оснований отождествлять кого-либо из них с Кристофером Таем. Он уехал на некоторое время между Михайловым днем 1537 и Михайловым днем 1539; записи за этот двухлетний период отсутствуют.
Действия Тая после окончания Королевского колледжа неопределенны. Его следующее известное назначение на должность магистра хористики кафедрального собора Эли, возможно, датируется 1541 годом; несомненно, он занял эту должность к 1543 году, когда в самых ранних дошедших до нас отчетах упоминается о выплате ему годового жалованья в размере 10 фунтов стерлингов. В 1545 году Кембриджский университет присвоил ему степень доктора философии, с которой он, как сообщается, "инкорпорировался" в Оксфорде в 1548 году. В его карьере явно прослеживается влияние доктора Ричарда Кокса, ревностного реформатора церкви, который поступил в Королевский колледж в качестве студента в 1519 году, был назначен архидиаконом Эли в 1541 году и стал ректором Оксфордского университета в 1547 году. С 1544 по 1550 год Кокс также был наставником молодого принца (тогдашнего короля) Эдуарда, и в этот период он почти наверняка был ответственен за представление Тая ко двору. Некоторые доказательства этого можно найти в пьесе "Когда ты увидишь меня, ты узнаешь меня", написанной в 1605 году Сэмюэлем Роули, который, вероятно, был внуком Тая. В ней Эдвард обращается к Таю следующим образом:

Я часто слышал, как мой отец [Генрих VIII] весело отзывался о вас.
Вы очень хвалите его высочество, и вот что он сказал:
"В Англии один Бог, одна истина, один врач".
За искусство Мюзика, а это доктор Тай,
которым восхищаются за мастерство в музыкальной гармонии".

В другом месте Эдвард называет его "наш преподаватель музыки". В 1553 году Тай опубликовал свою метрическую версию "Деяний апостолов", которую он посвятил Эдварду с длинным стихотворным предисловием, подразумевающим личную дружбу, но прямо не упоминающим отношения учителя и ученика. На титульном листе Тай описан как ‘один из самых почтенных джентльменов его светлости’. В свете этого странно, что его имя не фигурирует в десяти или около того списках королевского персонала часовни, дошедших до нас за период 1545-60 годов. Тем не менее, его сохранившаяся музыка и источники, в которые она была скопирована, убедительно свидетельствуют о том, что он служил там в какой-то должности в 1550-х годах, а предписание о выдаче ему ливреи на коронацию Марии Тюдор в 1553 году, в котором он описывается как один из "джентльменов нашей часовни", указывает на то, что он был по крайней мере, ‘ассоциированным’ членом этого органа.
Неясно, сохранял ли он свой пост в Эли в течение всего этого периода. Большинство списков казначея утеряны, за исключением списка за 1547 год, в котором указаны выплаты Таю. Он все еще служил в соборе в 1551 году, когда его имя появилось первым в списке из восьми мирян-клерков. Следующее сохранившееся упоминание о нем, датированное 23 мая 1559 года, содержит запись о выплате от декана и капитула "pro diligenti servitio ... hactenus impenso" и сопровождается описанием обязанностей и привилегий Тая как органиста и наставника хористов. По аналогии с аналогичными документами, касающимися более поздних должностей, это, по-видимому, означает, что Тай успешно прошел испытательный срок после повторного назначения в 1558 году и что до этого он отсутствовал в течение нескольких лет. Его возвращение в Эли, несомненно, было спровоцировано его старым другом Ричардом Коксом, который стал там епископом в 1558 году. Однако вскоре после этого Тай решил принять духовный сан, и епископ Кокс в июле 1560 года рукоположил его в сан диакона, а в ноябре того же года - в сан священника. В начале 1561 года Тай оставил свой пост в Эли (его сменил Роберт Уайт) и получил назначение в одно из богатейших мест в стране - Доддингтон-Каммарш на острове Эли. В 1564 году он также приобрел еще два дома неподалеку - Уилбрахам Парва и Ньютон-камм-Капелла. Впоследствии они были конфискованы, когда он пренебрег выплатой первых дивидендов, и он официально отказался от них в 1567 и 1570 годах соответственно. 27 августа 1571 года он все еще занимал Доддингтон, но умер 15 марта 1573 года, когда был назначен его преемник. В самом Доддингтоне нет записей о его смерти, равно как и его завещания.
В первый год обучения в Доддингтоне архиепископу Паркеру доложили, что Тай "Doctor Musicae non tamen habilis ad predicandum" ("однако, не очень искусен в проповеди"). Есть и другие свидетельства того, что он был склонен пренебрегать своими приходами, но продолжал ли он часто бывать при дворе после своего рукоположения, неизвестно. Энтони Вуд, не самый надежный из летописцев, рассказал о нем следующий анекдот:
Доктор Тай был раздражительным и с чувством юмора человеком, особенно в последние годы своей жизни, и иногда играл на органе в yeap.[эль] из ку. Элизабет, в которой было много музыки, но мало приятного для слуха, посылала служителя сказать ему, что он играет фальшиво, после чего он сообщал, что ее уши не в ладах.
Реакция королевы на это, если это правда, не зафиксирована. В последние годы жизни Тай, очевидно, не утратил склонности к стихосложению и, возможно, даже был тем "К.Т.н.", который в 1569 году опубликовал примечательную "Историю Настаджио и Трауэрсари", стихотворный перевод рассказа Боккаччо.
Хотя родственные связи трудно установить с уверенностью, представляется, что жену Тая звали Кэтрин и что у них было по меньшей мере трое детей, а возможно, пятеро или больше. Сын, Питер, был настоятелем церкви Святой Троицы в Эли. (По-видимому, он зарабатывал на жизнь мошенничеством, и пренебрежительное описание его епископом Коксом приведено в книге Страйпа "Анналы реформации", ii, приложение i, № 51.) В 1560 году в той же церкви некая Мэри Тай вышла замуж за Роберта Роули: вероятно, они были родителями Сэмюэла Роули, автора вышеупомянутой пьесы. Некая Эллен Тай, известная как сестра Мэри, вышла замуж за Роберта Уайта. Предположение о том, что Мэри и Эллен были дочерьми Тая (а Уайт, следовательно, его зятем), подтверждается ссылкой на Комментарий к Самуилу II, опубликованный в 1614 году Эндрю Уиллетом, пребендарием Эли: длинная эпистола-посвящение, адресованная декану, в которой перечислены выдающиеся элейцы церкви. предшествующие полвека или около того, включая ‘Д. Тыум, Белый, как у всех, Фарандум [= Farrant], Лисица, Баркрофтум, иорданский ученик, Амнерум и другие.

Как композитор латинской вокальной музыки Тай активно работал как до 1547 года, так и во время правления Марии Тюдор (1553-1588), но его музыка сильно пострадала из-за утраты рукописных источников, поскольку из 22 известных произведений только 11 сохранились в первозданном виде. Все остальные были существенными сочинениями: в трех не хватает одного голоса, а остальные восемь (вероятно, все в шести частях) известны только по отдельным голосовым партиям и небольшим отрывкам. Возможно, самой ранней из них была литургия Иисуса-антифона "Аве капут Кристи", остатки которой датируются примерно 1530-35 годами. Две мессы также принадлежат Генриху. Пятиголосная месса (в которой отсутствует тенор) находится в сборниках партитур Питерхауса и, следовательно, предположительно датируется периодом до 1540 года, хотя нет никаких оснований предполагать, что Тай исполнял ее в 1536 году. Он удивительно "современен" для своего времени, написан в двойном темпе с короткими триплетными вставками, в основном имитационными, и гибок в вокальном оформлении. Месса "Западный ветер", как и у Тавернера и Шеппарда, представляет собой набор контрапунктических вариаций на популярную мелодию в манере, которая, как считается, свидетельствует о влиянии музыкальной идеологии Лютера во времена антанты конца 1530-х годов. Эти три композитора, возможно, работали в тесном сотрудничестве около 1540 года, хотя неизвестно, где именно: возможно, показательно, что и Тай, и Шеппард получили новые назначения в 1543 году. В том же источнике, что и эта месса, сборниках партий Гиффарда, есть еще пять коротких четырехголосных пьес, приписываемых Таю.
Во времена правления Марии Тюдор, по-видимому, обетный антифон Генриха был в значительной степени заменен латинскими псалмами, которые, однако, сохранили традиционную структуру антифона. Например, декорация "Miserere mei, Deus", созданная Таем, состоит из двух частей, одна в тройном, а другая в двойном исполнении, каждая из которых выполнена в крупном масштабе, с использованием блоков уменьшенной, а затем полной текстуры для достижения формального эффекта. Этому образцу также следовали в Domine Deus, молитве, похожей на антифон, которая отсылает к "губернаторству царствия небесного" Марии Тюдор … "Католическая вера и религиозный ресторан". Большая часть этой музыки кажется нарочито архаичной, а некоторые из них, такие как "Магнификат", действительно могут быть старше. Три произведения этого периода, однако, гораздо более "современны" по стилю, полностью соответствуют двойному времени и представляют собой высококлассные образцы континентальной песенной техники. Это два псалма "Omnes gentes", "Плач" и "Кантата Домино", а также прекрасная шестиголосная месса "Euge bone", название которой, возможно, указывает на пародию на утраченный антифон. Как ни странно, здесь нет праздничных речей или гимнов Тая, хотя обилие номинальных композиций указывает на то, что он не испытывал отвращения к технике кантус-фирмус как таковой.
Вполне вероятно, что вся сохранившаяся церковная музыка Тая на английские тексты была написана во времена правления Эдуарда VI. Самым современным произведением (по стилистическим соображениям) является месса "Euge bone", которую он не сочинил бы, будучи приходским священником англиканской церкви во времена королевы Елизаветы. Любая англиканская музыка, которую он сочинял, вероятно, предназначалась для кафедрального собора в Эли, но ни одной его музыки для этого репертуара не сохранилось. Ряд дошедших до нас источников его англиканской музыки, как правило, подтверждает, что все они были эдвардианскими. Она включает в себя гимны и служебную музыку, из которых последняя категория незначительна: вечерняя служба, по-видимому, является производной от утренней службы Петрушки (и, возможно, даже им самим), и только у непритязательного третьего Нунция Димиттиса нет конкурирующих претендентов. Однако 15 дошедших до нас гимнов более разнообразны по масштабу и методу исполнения, чем произведения любого другого раннего композитора, даже Таллиса или Шеппарда. Одним из самых простых является подношение "Подай милостыню своим имуществом", которое является имитационным и повторяет какой-то текст, но не имеет никакой мелизмы. В двух других песнях "Спаси меня, Боже, и избавь нас, Боже милостивый" используется знакомый по ранним гимнам стиль начала аккордов, за которым следует формальная слоговая имитация. Их нарочитая сдержанность такова, что музыка никоим образом не отражает смысла текста, даже в словах "В тот страшный день, когда содрогнутся небеса и земля’. В нескольких гимнах есть очевидные музыкальные отсылки к их тексту; в "О Боже, будь милостив" есть витиеватая мелизмаслову "радуйся" в "радуйся и веселись", и длинная восходящая гамма открывается из глубины, к которой я взывал к тебе.
Более длинные гимны в музыкальном плане более содержательны, иногда они делятся на две половины. Среди них "Я возлюбил", "Уповаю на тебя, Господи" (текстовая версия псалма xxxi, вероятно, написанная самим Таем) и "Хвала тебе, Господь", которые завершаются впечатляющими словами "быть радостной матерью детей", за которыми следует витиеватое "Да будет так".’вместо ‘Аминь’. "Я возвеличу тебя" интересен тем, что он разделен на восемь частей, каждая из которых повторяется в той или иной форме (возможно, для деканатовской антифонии), что составляет в общей сложности около 130 "тактов": его различные приемы и текстуры включают практически все те, которые использовались ранними композиторами гимнов. Самым роскошным из всех гимнов является шестиголосный "Христос воскресе", единственный источник которого (17-й век) щедро снабжен противоречивыми эпизодами, которые могут отражать, а могут и не отражать намерения самого Тая.
В "Деяниях апостолов", предназначенном скорее для дидактических и развлекательных целей, чем для церковного использования, Тай вновь продемонстрировал современный вкус к представлению библейского текста в метрической форме с простыми четырехголосными музыкальными композициями, в данном случае это первые 14 глав "Деяний" с "мелодией" двойного общего метра для каждой. Литературное качество кажется низким, но мелодии аккуратно подобраны, в основном скрывая их четырехугольную структуру с помощью одного или нескольких наборов имитационных вставок. В последующие века они были адаптированы ко многим простым гимнам и частушкам, а также к мелодии одного гимна ("Гефсиманский’).
Тай, очевидно, был клавишником, поскольку к 1559 году он уже исполнял обязанности органиста в кафедральном соборе Эли, а также магистра хористики; но если он и сочинял для этого инструмента, то от музыки не сохранилось и следа. Напротив, он, безусловно, является наиболее известным композитором консортной музыки этого периода, что позволяет предположить, что он, должно быть, сам был увлеченным виолончелистом в кругу придворных музыкантов. Подавляющее большинство пьес состоят из пяти частей в номинальном исполнении, с любопытными загадочными названиями в традициях ранних итальянских пьес для виолончелей (например, "Стангетта" в "Декатоне А" Петруччи). Некоторые из них прямолинейны по стилю, в то время как другие имеют угловатые или витиеватые линии или быстро повторяющиеся ноты, как в Crye. Один или два из них даже поэкспериментировали с эксцентриковыми метрами, такими как 5/4 (Trust), или представили cantus firmus в метре, отличном от метража других деталей (Howld fast).
Тай, несомненно, был очень талантливым композитором, который в 1530-е годы с легкостью овладел новейшими континентальными техниками, сформулировал новые жанры для англиканской церкви и развил их в индивидуальном ключе. Но он владел искусством лишь в четко определенных пределах, поскольку в его музыке постоянно повторяются определенные виды подражания и другие приемы, которые, таким образом, приобретают профессиональный, но слегка рутинный характер, лишенный суровой свежести и замкнутости Шеппарда или спокойного поэтического мастерства его современника Таллиса. Скудные сведения о его характере позволяют предположить, что он, возможно, был оппортунистом, которому нравилась жизнь при дворе, но который не был готов придерживаться своих протестантских принципов до такой степени, чтобы разделить марианскую ссылку своего покровителя Кокса, и который в конце концов принял священство как средство легкого выхода на пенсию, а не как призвание.

Ноты сочинений Кристофера Тая на сайте библиотеки IMSLP