Тессье, Шарль
ок.1550 - ок.1600
Назад
Шарль Тессье (Charles Tessier) - Французский лютнист и композитор
Родился около 1550 - умер около 1600 года.
Вероятно, он был сыном бретонского композитора Гийома Тессье и, возможно, состоял в родстве с Валером Тессье, лютнистом, работавшим в Париже с 1609 года. Фетис утверждал, что Чарльз родился в Пезенасе примерно в 1550 году, но подтверждения этому найдено не было. Вероятно, он посетил Англию спустя некоторое время после 1580 года, и его первая книга "Жизнь о шансонах и песнях французского короля, итальянца и гасконца на 4 и 5 вечеринках" была опубликована в Лондоне в 1597 году; однако на титульном листе Чарльз упоминается как музицир королевской палаты (то есть Генрих IV). из Франции). Посвящение тома и две песни из него адресованы леди Пенелопе Рич, сестре Роберта Деверо, 2-го графа Эссекса; тексты восхваляют ее красоту, голос и игру на лютне. Девять из 35 произведений из книги представлены в аранжировках для голоса соло и лютни в недатированной рукописи, посвященной Джорджу Бруку (или Брук), которая содержит в общей сложности 28 арий, подписанных Тессье. Эти подписи совпадают с подписями на трех письмах, которые Тессье написал в 1597 году Энтони Бэкону, министру иностранных дел графа Эссекса, прося его покровительства или поддержки в поиске работы у какого-нибудь подходящего английского джентльмена и упоминая о своих новых шансонетках и придворных песнях. Текст одной из шансонеток в настоящее время находится среди документов Сесила (200/84) в библиотеке лорда Солсбери в Хэтфилд-хаусе, Хартфордшир. Девять арий из "Премьер ливр" были также напечатаны в антологиях в Париже; пять из них вновь появились в изданиях "Airs et villanelles franc", "espag", "suice" и "turcq" ... в 3, 4 и 5 партиях, изданных в Париже в 1604 году. Этот набор был посвящен протестанту Морицу, ландграфу Гессен-Кассельскому (покровителю Доуленда), на которого произвела впечатление игра Тессье на лютне в Пуатье в 1602-1603 годах. Тессье отправился в Марбург, чтобы представить ландграфу свою новую работу, но в июне 1604 года он написал Людвигу, ландграфу Гессен-Дармштадтскому, все еще ища работу. В августе 1609 года ему заплатили 50 франков в Нанси за то, что он представил несколько своих арий герцогу Генриху II Лотарингскому. Второе издание "Песен и вилланелл" (1610) было посвящено венгерскому королю Матьяшу, но все это время Тессье по-прежнему называли музой королевской палаты. Почти все пьесы в обоих изданиях представляют собой строфические арии с мелодией в верхнем слоге, одинаково подходящие для исполнения как голосами, так и соло на голосе и лютне. Несколько таких композиций сохранились в коллекциях Манжана (1608 и 1615) и Батая. В то время как некоторые из этих арий отличаются народной простотой, другие отличаются более гибким ритмом и орнаментированными мелодиями. Большинство из них имеют четкую двустишную структуру с повторяющимся заключительным куплетом. Преобладают мелодии в переложенных ионическом и дорийском стилях, которые в основном гармонируют с аккордами основной позиции. В рукописи "автограф" простая лютневая табулатура в целом соответствует трем нижним частям четырехголосных версий, но не воспроизводит мелодическую линию, как в более ранних французских аранжировках Адриана Ле Руа и других. Таким образом, арии Тессье представляют собой одни из самых ранних примеров монодического подхода к песне во Франции. Его произведения имеют заметное сходство с некоторыми английскими работами конца XVI - начала XVII веков, особенно с работами Джона Доуленда, с которым он, вероятно, впервые встретился в Париже в 1580 году.
Ноты сочинений Шарля Тессье на сайте библиотеки IMSLP