Терраделлас, Доминго Мигель Бернабе
1711 - 1751

Назад

Доминго Мигель Бернабе Терраделлас (Domingo Miguel Bernabe Terradellas) - Испанский композитор

Родился в 1711 году, Барселона - умер 20 мая 1751, Рим. 

Вероятно, часть своих музыкальных знаний он получил от Франсезе Вальса, хормейстера кафедрального собора Барселоны. В 1732 году он переехал в Италию. 23 мая при поддержке принца Бельмонте он зарегистрировался в качестве студента музыкальной консерватории имени Повери ди Джезу Кристо в Неаполе, в то же время взяв на себя обязательство остаться в консерватории, где он учился у Франческо Дуранте, и внести свой вклад в развитие музыки в течение шести лет. Его первое значительное произведение, оратория "Джузеппе Риконосиуто", было написано в 1736 году, когда он был еще студентом. Его профессиональная карьера драматического композитора началась на карнавале 1739 года с постановки в Риме героической оперы "Астарто". Затем он вернулся в Неаполь, где написал свою вторую ораторию "Эрменеджильдо Мартире" (исполнена в 1739 году) и единственную комическую оперу "Гленнтричи делле кантарине" (исполнена в 1740 году). В 1743 году он добился своего первого выдающегося успеха, представив в Риме свою оперу "Меропа". Неаполитанский посланник при папском дворе кардинал Аквавива был настолько впечатлен, что написал убедительную рекомендацию композитора придворным властям Неаполя, утверждая, что Меропа добилась в Риме успеха, "подобного которому никто не сможет припомнить в течение многих лет’. Но неаполитанский двор не проявил к нему интереса, и Терраделлас остался в Риме, где получил назначение в церковь Святого Джакомо дельи Спаньоли. За годы своего пребывания на этом посту (1743-1755) он написал множество церковных композиций. По словам Каррераса, он покинул "Сан-Джакомо" в 1745 году из-за разногласий со своими коллегами. В 1746 году он отправился в Лондон, где в течение зимнего сезона написал две оперы и аранжировал пастиччо для Королевского театра. Весной или в начале лета 1747 года он вернулся на континент через Париж. К 1750 году он вернулся в Италию. Во время карнавала того года он был в Турине на постановке своей новой оперы "Дидона", а в мае был в Венеции на постановке другой новой оперы - "Именео в Атене". Его последняя опера "Возвращение Эгитто" была с большим успехом поставлена в Риме на карнавале 1751 года. В мае следующего года он умер; как он умер, до сих пор остается загадкой. Зловещее сообщение в Allgemeine musikalische Zeitung от 12 марта 1800 года (стр. 430-31) о том, что после периода ожесточенного соперничества между ним и другим композитором, Николо Джоммелли, он был убит, а его тело брошено в Тибр, в настоящее время не принимается во внимание. Хотя Терраделлас был испанцем по происхождению, его вкус и музыкальный стиль были полностью итальянскими. Его репутация основана, прежде всего, на серии итальянских опер. Структура этих опер была обычной для того периода: речитативы чередуются с лирическими элементами, большинство из которых - арии да капо. Терраделлас редко использовал речитатив с аккомпанементом, но всегда с пользой для себя в моменты повышенного драматического накала, и часто повышал его эффективность за счет использования духовых инструментов; до 1740-х годов композиторы обычно использовали речитатив в сопровождении струнных и только континуо, и Терраделлас был одним из первых, кто популяризировал использование духовых инструментов в этом контексте. Свирепость экспрессии, вызванная прежде всего энергичным оркестровым сопровождением, присуща многим его ариям в быстром темпе. Его арии, как правило, отличаются сильными контрастами, создаваемыми с помощью таких средств, как смена цвета и фактуры, тональности (от мажора к минору и обратно), темпоральности. Такие особенности являются одними из передовых элементов музыки Терраделласа. Итальянская ария того времени постепенно превращалась в пестрое произведение, характеризующееся скорее разнообразием, чем единообразием фактуры и стиля, и Терраделлас внес свой вклад в это развитие. Его церковная музыка отличается той же силой и теми же элементами контраста. Здесь он продемонстрировал свое мастерство в сочинении для большого хора, часто разделенного на две или четыре группы, которые сами по себе могут быть удвоены в громких пассажах. В некоторых его мессах встречаются хорошо проработанные хоровые фуги. Говорят, что в конце своей карьеры он выступил против подобных приемов. После встречи с Терраделласом, которая, предположительно, произошла в Париже примерно в 1747 году, Руссо сообщил в своем "Письме о французской музыке" (Париж, 1753), что композитор выразил стыд за свои ранние песнопения с их "вымученными" припевами. ‘Когда-то давным-давно, - цитирует его Руссо, - я любил создавать шум; теперь я пытаюсь создавать музыку’.

Ноты сочинений Доминго Мигеля Бернабе Терраделласа на сайте библиотеки IMSLP