Теналья, Антонио Франческо
между 1612 и 1620 - 1672
Назад
Антонио Франческо Теналья (Antonio Francesco Tenaglia) - Итальянский композитор, клавишник и лютнист
Родился между 1612 и 1620 годом, Сиена - умер в 1672 году, Рим.
О его ранних годах ничего не известно, но 5 ноября 1645 года некий Франческо Теналья из Сиены возобновил свою лицензию школьного учителя в Риме. Согласно Прюньеру, Теналья поступил на службу к кардиналу Антонио Барберини в сентябре 1644 года; кардинал покинул Рим вскоре после избрания папы Иннокентия X 15 сентября 1644 года. В 1648 году Теналья находился в Брюсселе, согласно письму кастрата Джованни Баттисты Мокки Кариссими от 21 марта того же года. В письме говорится, что Теналья несправедливо жаловался на плохое обращение с ним со стороны пфальцграфа Филиппа Вильгельма Нойберг-Дюссельдорфского. Адемолло пишет, что Теналья вернулся в Рим в 1651 году; он определенно был там в 1653 году, когда Флоридо де Сильвестри опубликовал два его трехчастных мадригала в своем сборнике "Флоридо концентро ди мадригали". В 1654 году Эльпидио Бенедетти, агент кардинала Мазарини в Риме, высоко отзывался о Теналье, рекомендуя его для возможной работы в Париже. 8 сентября 1654 года. Аббатини нанял его в качестве клавесиниста в церковь Святой Марии Маджоре на мессу в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На карнавале 1656 года в Палаццо Памфили в Риме в честь королевы Швеции Кристины была исполнена опера Тенальи "Джудицио ди Париде". Вероятно, он сменил Карло Капроли на службе у принца Людовизио Памфили, племянника папы Иннокентия X, но дата его помолвки неизвестна. Работая на принца, он познакомился с Доменико Маццокки, органистом Франческо Музи, сопрано Доменико Даль Пане и скрипачом Франческо Манелли. 15 января 1661 года он покинул княжеский дом и был назначен органистом базилики Святого Джованни в Латерано, Рим. Его последняя выплата зарплаты в Сан-Джованни-ин-Латерано датирована октябрем 1672 года. Кантаты Тенальи, его единственные сохранившиеся сочинения, по-видимому, были широко известны и высоко ценились в его время, поскольку они упоминаются как яркие образцы жанра, наряду с произведениями Кариссими и Луиджи Росси, Кристофом Бернардом (Tractatus compositionis) и Анджело Берарди (Ragionamenti musicali, 1681). В настоящее время ему принадлежит гораздо меньше произведений, чем Росси, Кариссими, Капроли, Мараццоли и Савиони: однако не исключено, что многие из огромного количества анонимных рукописных кантат также принадлежат ему. Дошедшие до нас кантаты демонстрируют, насколько мощным и дерзким было его творческое воображение и насколько необыкновенной была его музыкальность. Среди их впечатляющих особенностей - интенсивность и свобода самовыражения, оживление и юмор в некоторых ариях (в 6/8 и в обычном ритме) и нежный лиризм в других, красноречие речитативов и удивительно активная и мелодичная басовая линия: взаимодействие между вокальными партиями и континуумными партиями невероятно. это более характерно для его кантат, чем для произведений его современников. Среди 67 сольных кантат (все для сопрано) и восьми дуэтов и трио в основном представлены произведения с различным количеством разделов, с рефренами или без них и без четкой общей структуры. Есть произведения в бинарной, троичной и рондо-форме. Последнее встречается чаще всего, но не в простой строфической форме: Теналья предпочитал рондо с длинными, разными строфами между повторениями припева и/ или с сокращенной версией припева, встречающейся в кантате, а полное повторение приберегал для завершения. К другим характеристикам его стиля относятся часто импровизационное, виртуозное качество музыки, последовательное повторение вступительной фразы, частая смена размера и смелое использование несинхронизированных каденций. Теналья также прекрасно использовала фригийскую интонацию, завершив ею несколько кантат в манере Росси. Однако он отличался от Росси более частым выбором мажорных тональностей и общего времени, а также привычкой начинать кантату короткой фразой только для продолжения.
Ноты сочинений Антонио Франческо Тенальи на сайте библиотеки IMSLP