Телеман, Георг Филипп
1681 - 1767

Назад

Георг Филипп Телеман (Georg Philipp Telemann) - Немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель

Родился 14 марта 1681 года, Магдебург - умер 25 июня 1767 года, Гамбург). 

Телеман был также известен под анаграмматическим псевдонимом Меланте. Он был широко известным музыкантом как в Германии, так и за ее пределами. Как композитор он работал во всех жанрах музыкального искусства своего времени. Он внес значительный вклад в концертную деятельность, издательское дело и музыкальное образованиев Германии.

Семья Телемана была родом из Магдебурга. Телеман утверждал, что унаследовал свой музыкальный талант от матери. Единственными профессиональными музыкантами в семье Марии были ее племянник Фридрих Иоахим Хартмайер (1668-1720) и его сын Карл Иоганн Фридрих, органист в Ганновере. Отец Телемана Генрих умер в 1685году.

Георг Филипп посещал гимназию старого города и городскую кафедральную школу, где изучал латынь, риторику, апологетику и немецкую поэзию. Юный Телеман особенно хорошо успевал по латыни и греческому языку. О его высоком уровне грамотности свидетельствует тот факт, что он писал стихи на немецком, французском и латыни. В Магдебурге он принимал участие в музыкальных концертах, которые имели большое значение для города. Он освоил различные инструменты и использовал их в своих произведениях. Он освоил скрипку, флейту и клавесин. Его музыкальный талант начал расцветать ввозрасте 10лет, когда он впервые попробовал свои силы в композиции и обучился пению под руководством одного из своих первых учителей, кантора местной церкви, Бенедикто Кристиани. В течение двух недель он также учился играть на органе у местного органиста. Уроки были довольно консервативными и неудовлетворительными, как позже утверждал композитор. Учитель учил его играть не по нотам, а по табулатурам - буквенно-цифровой системе обозначения нот; кроме двух недель занятий на органе, Телеман не получил никакого дальнейшего музыкального образования. Мальчик сам обучился нотации, игре на скрипке и цитре. Принципы композиции он постигал, переписывая партитуры Кристиани и других композиторов, что вдохновило его на сочинение собственных арий, мотетов и инструментальных пьес. Ввозрасте12лет Телеман написал свою первую оперу "Сигизмунд" на либретто Кристиана Генриха Постеля. Однако, чтобы отбить у Георга Филиппа желание заниматься музыкой, его мать (овдовевшаяв1685году) и родственники в конце учебного года в городе отобрали у него все музыкальные инструменты и запретили ему заниматься музыкой. В течение этого короткого периода мальчик продолжал тайком сочинять песни по ночам и музицировать на одолженном инструменте в уединенном месте. Чтобы окончательно отучить сына от музыки, в конце 1693 или начале 1694 года Мария отправила Георга Филиппа в школу под Целлерфельдом. Она,вероятно,не знала, что новый региональный директорТелемана по гуманитарным и естественным наукам Каспер Кальвер (теолог,историк, математик и писатель) также серьезно относился к музыке. Он призвал Телемана возобновить музыкальные занятия, но непренебрег и академическими: втечение четырех лет он изучал с ним теорию музыки, что, несомненно и очевидно, сыграло очень плодотворную роль в биографии Телемана как художника. Почти каждую неделю Телеман сочинял произведение для хора. Он также сочинял арии и инструментальные пьесы. В1697году Телеман стал учеником Андреановской гимназии в Хильдесхайме. Под руководством директора, Иоанна Кристофа Лаузиуса, он завершил свое музыкальное образование, обучаясь в основном игре на клавикорде, органе, скрипке, гамбе, барочной флейте, гобое, контрабасе и тромбоне.

Настоятель монастыря Иоанн Кристоф Лаузиус, возможно, попросил его подготовить песни для латинской драматической школы и сочинить анонимную пьесу для сборника песен под названием Singende Geographie, в котором уроки географии Лаузиуса были написаны в стихах. Музыкальный талант Телемана был признан отцом Теодором Криспеном, который, будучи главой римско-католической церковной музыки, разрешил ему исполнять немецкие кантаты в католической церкви аббатства СвятогоГодхарда. Во время своих многочисленных визитов в Ганновер и Брауншвейг, которые в то время были крупными королевскими резиденциями с образцовыми оперными театрами и капеллами, Телеман познакомился с новейшими "театральными" стилями французской и итальянской музыки и итальянской вокальной музыкой (Корелли, Кальдара, Стефани). Помимо флейты, скрипки и клавишных инструментов, он освоил флейту, гобой, шарманку, виолу да гамба, контрабас и тромбон. Образцами для его духовных иинструментальных композиций послужили произведения Стефани, Розенмюллера, Корелли и Кальдары. Он также сочинял музыку для театра. Несмотря на участие в различных музыкальных мероприятиях города, Телеман, по-видимому, уделял достаточно времени учебе и окончил Андреанум третьим из 150 выпускников.

В 1701году Телеман временно вернулся в родной город, но в скоре под давлением матери был зачислен в Лейпцигский университет. Выбор Лейпцига, важного центра современной музыки того времени, был, вероятно, неслучайным. По дороге в Лейпциг Телеман встретил в Галле 16-летнего Георга Фридриха Генделя. Они подружились, и этой дружбе суждено было продлиться всю жизнь. В Лейпциге его "Псалтырь" была исполненав церкви СвятогоФомы. Произведение было так хорошо принято, что присутствовавший при этом бургомистр Лейпцига Франц Конрад Романус официально предложил готовить для этой церкви по две кантаты в месяц и впоследствии оказывал Телеману всяческую поддержку. Этот неожиданный поворот судьбы оказался решающим, и с этого момента Телеман окончательно решил сосредоточиться на музыке. Ровно через год после поступления в университет он основал Collegium musicum, любительский оркестр из 40 студентов-музыкантов; с 1729 по 1739 год этим коллективом руководил Иоганн Себастьян Бах.

В 1702 году Телеман дирижировал представлениями в городском публичном оперном театре, основанном в 1693году, в котором также участвовали многие члены Collegium musicum, и оставался его главным композитором вплоть до его закрытия в 1720 году. В своих произведениях он исполнял роль бас-комиссара, а иногда и пел. В конце концов он был назначен органистом в церковь Святого Фомы, где "победил" своего давнего соперника Иоганна Кнау, бывшего кантора церкви Фомы. Их вкусы резко расходились, но Телеман признает, что Кунау оказал большое влияние на его полифоническую технику. Возможно, из-за напряженных отношений между ними Телеман рано оставил эту должность. Известно, что Телеман дважды ездил из Лейпцига в Берлин, где в 1704 году стал директором музыки и органистом в университетской церкви.

Согласно автобиографии, в 1704 году он получил приглашение от графа Эртмана фон Промница сменить В.К. Принца Нидерлаузицкого на посту капельмейстера при дворе Зорау (ныне Зары,Польша)(не ясно,почему он привлек внимание графа). В июне 1705 года Телеман начал работать в Зорау. Незадолгодо этого граф Промниц вернулся из поездки по Италии и Франции, где он стал большим поклонником французской инструментальной музыки и считал Телемана достойным преемником Люлли и Кампра. Телеман начал сочинять во французском стиле. Путешествуя в Краков и Пуле, Телеман услышал польскую и моравскую народную музыку и был очарован"ее необработанной красотой". В Зорау Телеман познакомился с поэтом Эртманом Ноймайстером. В 1711 году Ноймайстер стал крестным отцом старшей дочери Телемана, адесять лет спустя Телеман рекомендовал его на должность главного служителя церкви Святого Якоба в Гамбурге. В июне 1705 года Телеман отправился из Цоллау в Берлин на похороны королевы Софии Шарлотты, а в ноябре 1706 года- на свадьбу кронпринца Фридриха Вильгельма(а не в 1708 году, как указано в его автобиографии). В конце января-начале февраля 1706 года король Швеции Карл XII вынужден был бежать из Золлау. Он укрылся во Франкфурте-на-Одере и вернулся в Зорау только в июне.

Доподлинно не известно, когда Телеман начал работать на герцога Иоганна Вильгельма Саксен-Эйзенахского: 24 декабря 1708 года он был назначен капельмейстером новообразованного двора, а в августе следующего года стал его секретарем и капельмейстером. Виртуоз (скрипач и клавесинист) Пантелеймон Хебенштрайт начал отбор инструменталистов для капеллы в октябре 1707 года, и одной из первых задачТелемана как капельмейстера было набрать певцов, которые могли бы самостоятельно играть на скрипке. В 1740 году Телеман вспоминал, что капелла была организована во французском стиле и о качеству превосходила оркестр Парижской оперы, который он слышал в 1737-1738годах. После прибытия певцовТелеман написал, по его собственным словам, большое количество музыки, включая четыре или пять законченных церковных кантат на год и две незаконченные, множество месс, псалмов и других спиричуэлс, 20 серенад с собственными текстами для дней рождения и именин, а также 50 немецких и итальянских кантат. Он написал большое количество вокальных произведений. Часть этой музыки, вероятно, была отправлена из Франкфурта-на-Майне после 1712 года. ВАйзенахе он был особенно плодовитым композитором в области инструментальной музыки. В начале своей карьеры он начал писать концерты для оркестра (он сыграл двойной концерт для гебенштрейта и скрипки). Хотя "егоухо привыклок французской музыке", большинство его итальянских концертов были еуклюжими по форме и бедными как мелодически, так и гармонически. В своей автобиографии 1718 года он писал, что "его концерты пахнут Францией". Телеман также сочинил ряд сонат от двух до девяти частей и достиг наибольшего успеха в трио.

В Эйзенахе Телеман предположительно встретился с И. С. Бахом, двоюродный брат которого Бернард был городским органистом и придворным клавесинистом; 8 марта 1714 года Телеман стал крестным отцом Карла Филиппа Эмануэля Баха. Вскоре после того, как в 1709 году он был назван секретарём и капельмейстером двора, Телеману был предоставлен отпуск, и 13 октября он вернулся в Зорау для женитьбы на Амалии Луизе Джулиане Эберлин, фрейлине графини Промнитц и дочери композитора Даниеля Эберлина; она умерла 15 месяцев спустя, в январе 1711 года после рождения дочери.

К концу 1711 года, по-видимому, недовольство Телемана придворной жизнью возросло. Он жаловался на большой объём работы, равнодушие придворных к музыке и легкость, с которой можно было бы попасть в немилость. Даже выгодное предложение от суда Дрездена не могло отговорить его от поисков среды, предполагавшей большую художественную свободу и профессиональную безопасность, хотя за более низкую заработную плату. По этой причине он хотел занять вновь вакантные должности городского директора музыки и капельмейстера в церкви Барфюссеркирхе во Франкфурте-на-Майне между концом декабря 1711 и концом января 1712 года. В своём письме туда он подчеркнул своё мастерское владение церковными и инструментальными стилями в теории и на практике, а также способность петь баритоном (иногда указывается, что он пел в молодости партию тенора) и играть на скрипке (его основной инструмент), клавишных, блокфлейте, шалюмо, виолончели и лютне.

9 февраля Телеман назначен музыкальным руководителем и дирижёром двух церквей (Барфюссеркирхе и Церкви Св. Катарины) во Франкфурте-на-Майне. Он прибыл туда 18 марта. Переехав из Эйзенаха во Франкфурт, он получает от своего бывшего патрона, герцога Саксен-Эйзенахского, титул “заочного” капельмейстера. В обязанности Телемана входило обеспечение и руководство музыкой для Барфюссеркирхе и Церкви Св. Катарины, написание музыки для различных торжеств, частные уроки шести- восьми школьникам по своему выбору и обеспечение контроля пения в приходской гимназии. Для выполнения первого долга, он написал несколько годовых циклов церковных кантат.

В 1713 году он возродил Collegium Musicum на базе общества “Фрауэнштейн” для того, чтобы давать еженедельные концерты; эти спектакли, позднее сокращённые до одного в две недели, знаменуют начало регулярной концертной жизни Франкфурта. По словам Рабея, Телеман являлся “секретарем, распорядителем и финансовым директором этого общества, состоявшего из местных дворян, именитых бюргеров, ученых и т. д. (нечто вроде клуба для совместных развлечений и бесед)”. “Благодаря приобретенным связям Телеман смог развернуть концертную работу, используя для этого постоянное место сборов клуба — замок Браунфельс. Для регулярно происходивших в нём музыкальных собраний композитор написал значительную часть своих камерных произведений, ряд ораторий на библейские сюжеты и др”.

С мая Телеман также служил администратором и казначеем «Haus Braunfels», администратором благотворительного фонда и организатором коллегии табака, в обмен на скромную зарплату и бесплатное жильё. 2 и 3 апреля исполнялись Броукс-Пассионы в публичных концертах в Барфюссеркирхе, 17 мая под открытым небом — исполнение двух кантат и серенады на праздник дня рождения эрцгерцога Леопольда Австрии. Все эти работы были выполнены с помощью придворных музыкантов ландграфа Гессен-Дармштадтского, который сам присутствовал на исполнении Пассионов.

28 августа 1714 Телеман женился на шестнадцатилетней Марии Катарине Текстор, дочери служащего Франкфуртского совета; в браке родились восемь сыновей и одна дочь, никто из них не стал музыкантом. Этот брак позволил Телеману стать гражданином Франкфурта.

В 1715 Телеман начал публиковать свои собственные композиции, издав четыре коллекции инструментальной музыки в течение ближайших трёх лет. Визит в Эйзенах в сентябре 1716, возможно, привел к должности капельмейстера «Haus Aus», то есть «заочного» (должность, которую он занимал с 11 марта 1717 года до 1730 года). Это значит, что Телеман был обязан каждые два года предоставлять годовой цикл церковных кантат, а также посылать в Эйзенах инструментальную музыку и иногда музыку для капеллы.

В 1716 году Телеман получил предложение стать капельмейстером г. Гота (возможно, на его пути в или из Эйзенаха). Переговоры продолжались в течение 1717 г., к тому же он получил предложение стать капельмейстером всех дворов по Эрнестинской линии Саксонских Герцогств от Вильгельма Эрнста Саксен-Веймарского. В конце концов, однако, он остался во Франкфурте и использовал предложение Гота, чтобы получить повышение заработной платы, которую он использовал, чтобы привлечь дополнительных церковных музыкантов. В его письме в городской совет отмечается, что из-за нехватки музыкантов ему пришлось петь и играть на различных инструментах во время богослужения.

“Телеман позже считал, что его годовой доход от всех источников во Франкфурте был 1600 флоринов — внушительная сумма для музыканта, сопоставимая с зарплатой высокопоставленного члена совета” (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. — М.: Музыка, 1974. — 64 с.).

В сентябре 1719 года Телеман отправился в Дрезден на бракосочетание наследного принца Фридриха Августа II и Марии Жозефы, Эрцгерцогини Австрийской. Там он услышал оперы Лотти, Иоанна Давида Хайнехена и Иоганна Кристоха Шмидта, слышал выступление знаменитого виртуоза-скрипача Франческо Мария Верачини и посвятил скрипичный концерт своему близкому другу, скрипачу и композитору, активному участнику Collegium musicum Иоганну Георгу Пизенделю.

10 июля 1721 Телеман получил предложение от Ганзейского города-государства Гамбурга стать кантором в гимназии Св. Иоанна и музыкальным директором пяти главных церквей города. Его музыкальное сотрудничество с Гамбургом велось в течение нескольких предыдущих лет, чем было сделано приглашение: его Брокес-Пассион была там представлена в 1718 (было повторено в 1719 и 1720); кантата “Alles redet itzt und singet” была исполнена в Гамбурге в доме поэта Бартольда Генриха Брокеса, возможно, под управлением композитора, 13 августа 1720; опера “Терпеливый Сократ” была дана в Gänsemarktoper 21 января 1721; а 7 июля 1721 Телеман написал попурри на темы из оперы «Улисс». Он приступил к выполнению своих обязанностей в качестве музыкального руководителя 17 сентября 1721.

В Гамбурге Телеман начинает наиболее продуктивную фазу своей карьеры. По словам Вл. Рабея, теперь он должен представлять по две кантаты в каждое воскресенье и новый пассион к великому посту. Музыка была необходима для обрядов посвящения и освящение церкви, а в дальнейшем он должен был сочинять для многочисленных торжеств в городе. Раз в год Телеман предоставлял “Kapitänsmusik”, состоящий из священной оратории и светской серенады на праздник Гамбургской милицейской комендатуры. Как кантор Телеман отвечал за инструктаж учеников по пению, теории и истории музыки четыре дня в неделю. Такие служебные обязанности не помешали ему давать публичные концерты, многие из которых включали его духовные и приуроченные вокальные произведения. В очередной раз он возглавил Collegium Musicum: 15 ноября 1721 г. он инициировал серию еженедельных общедоступных концертов, которые проводились каждый зимний сезон с ноября или декабря до февраля или марта. “Эти концерты вначале давались в зале одной из гостиниц, затем в помещении, служившем местом учений гражданской гвардии Гамбурга, пока, наконец, в 1761 году не был открыт первый в Германии концертный зал” (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. — М.: Музыка, 1974. — 64 с.). Популярность этих мероприятий привела к тому, что в сезоне 1723—1724 серия была расширена (спектакли два раза в неделю), и из-за возросшей посещаемости коллегия переехала в марте 1724 с квартиры Телемана в Йоханнеуме в “Drillhaus”. В апреле или мае 1722 Телеман принял директорство в “Gänsemarktoper”, где он исполнял собственные оперы, а также оперы Генделя и Кайзера. Он принял руководство оперой ради денег, но снижение посещаемости в 1720-х и 30-х годах заставили его закрыть Гамбургскую оперу в 1738 году. Уже в 1732 году он писал своему другу Я. Ф. Г. фон Уффенбаху, что опера привлекала слишком мало зрителей, и что все расходы были оплачены одним или двумя патронами.

Управление оперой и Collegium Musicum встретилось с сильным неодобрением со стороны некоторых церковных чиновников, “которые жаловались в июле 1722 г. на устройство Телеманом публичных концертов за деньги, а также постановку опер, комедий и прочих возбуждающих похоть игр и представлений” (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. — М.: Музыка, 1974. — 64 с.). Их возражения не принимались городским советом, большинство членов которого регулярно посещали концерты Телемана. С самого начала своего пребывания в Гамбурге Телеман стремился дополнить свой доход, продавая напечатанные тексты своих ежегодных пассионов. В январе 1722 городской печатник жаловался совету, что это посягательство на его права. Несколько дней спустя Телеман успешно доказывал, что это его право как автора выбирать издателя его произведений. Однако в 1725 году совет отменил своё решение, позволив городскому печатнику печатать и продавать тексты за прибыль; было решено, что Телеман будет получать авторские отчисления и ряд бесплатных экземпляров. Дальнейшие споры в 1739 и 1749 годах вылились в то, что эти условия стали применятся также к отдельным вокальным произведениям, исполнявшимся в церкви. Телеман, наконец, победил в 1757 году, когда совет восстановил его исключительное право печатать и продавать свои тексты.

Вероятно, трудности в Гамбурге привели Телемана в 1722 году на пост кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге, после смерти Кунау 5 июня. Из шести претендентов, Телеман был явным фаворитом; он прибыл в Лейпциг 1 августа и был на прослушивании в церковь Св. Фомы 9 августа. 11 августа в Лейпциге городской совет единогласно проголосовал в его пользу, хотя он отказался выполнить канторскую традиционную обязанность преподавать латынь в приходской школе. Телеман ходатайствовал Гамбургскому городскому совету освободить его от обязанностей 3 сентября, предоставив в качестве причины благоприятные условий труда в Лейпциге и отсутствие хороших перспектив в Гамбурге. Не дождавшись ответа, в конце месяца он снова отправился в Лейпциг. 21 октября он косвенно просил у Гамбургского совета существенного увеличения заработной платы в качестве условия для того, чтобы остаться в городе. Это было предоставлено, и он отверг Лейпцигский пост 22 ноября.

“Из-за своего укрепленного положения в Гамбурге Телеман отказался в 1729 году стать учредителем и капельмейстером немецкой капеллы при Санкт-Петербургском императорском дворе. Работать в Россию поехал внук Телемана Георг Михаэль, многие годы состоявший музикдиректором и кантором Домского собора в Риге” (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. — М.: Музыка, 1974. — 64 с.).

Тем не менее, Телеман взял две вспомогательные должности. Между 1723 и 1726 он был “заочным” капельмейстером Байройтского двора, который он снабжал с инструментальными произведениями и операми по почте раз в год. С 1725 по 1730 он был корреспондентом Эйзенахского двора, в каком качестве он отвечал за снабжение новостями со всей Северной Европы. В письмах ко двору он заявил, что был знаком с большинством послов в Гамбурге и имел корреспондентов в Париже, Лондоне, Гааге, Копенгагене, Москве, Дании, Берлине, Польше, Вене и Ганновере.

С его первых лет в Гамбурге, Телеман принимал активное участие в жизни городской богатой интеллигенции. Возможно, через своего друга Брокеса, который в качестве члена городского совета поддержал его ходатайство на гамбургский пост, Телеман стал тесно связан с Патриотиш Гезельшафт, кругом гамбургской интеллигенции, объединённых для совершенствования вкусов и нравов в городе. Многие ведущие писатели Гамбурга предоставляли тексты для его вокальных сочинений, и эти контакты могли активизировать его собственные литературные амбиции. Между 1723 и 1738 восемь телемановских стихов и текстов для вокальной музыки были опубликованы в гамбургской антологии поэзии Северной Германии — «Поэзия Нижней Саксонии» С. Ф. Вайцмана (юрист, публицист и поэт). Телеман также опубликовал сонеты и стихи на смерть Кайзера, И. С. Баха, Пизенделя, музыканта-вундеркинда С. Х. Хайнекена («младенец из Любека»), в главы Гамбурга Конрада Видоу, сына Бартольда Генриха Брокеса Иоганна Бернхарда, и жены Брокеса. Два стихотворения были опубликованы в “Grosse Generalbassschule” Маттезона (далее стихи включены в автобиографию 1718), а “Поэтические мысли” Телемана на смерть его первой жены, впервые опубликованные в 1711 году, включаются в антологию в 1743 году. Увлечение Телемана литературой дополнительно иллюстрируется в его использовании во франкфуртском, гамбургском периоде, и в ранние годы итальянизированной анаграммой “Melante”, которая предстает на многочисленных автографах-рукописях, рукописных копиях и печатных сборниках. Самый ранний известный случай использования анаграммы — в печатном сборнике текстов для двух потерянных свадебных кантат, исполненных во Франкфурте 24 мая 1712 г., в то время как её последнее датированное использование Телеманом — в 1733 г. во втором издании “Весёлых арий из оперы Адельхайд”.

К началу 1720-х гг. второй брак Телемана, судя по всему, стал разрушаться, так как в гамбургской пьесе марионеток (1724), высмеивавшей Телемана, Брокеса и либреттиста Иоганна Кристиана Вайцманна, есть ссылка на роман Марии Катарины со шведским офицером. Вскоре после этого распространились слухи о её больших карточных долгах, которые в итоге составили значительную сумму 4400 “имперских талеров” (что сильно превышало годовой доход Телемана). В погашении этих долгов Телеману помогали друзья в Гамбурге. Брак, по-видимому, распался в 1736 году, когда Телеман сообщил своему деловому партнёру Й. Р. Холландеру, что Мария Катарина покинула свой дом. Возможно, она отправилась напрямую во франкфуртский монастырь, где умерла в 1775 году.

В 1725 г. Телеман приступили к реализации амбициозной программы публикации собственной музыки. В течение следующих 15 лет он издал 43 публикации (не считая переизданий), все, кроме одной, под собственным лейблом. Телеман сам гравировал пластины — биография 1744 г. сообщает, что он может завершить девять или десять в день — и взяла на себя ответственность рекламы и вымогательство продвижения подписки. До 1728 год включительно он имел своих агентов в Берлине, Лейпциге, Йене, Нюрнберге, Франкфурте, Амстердаме и Лондоне; в последующие годы он расширил свою сеть распространения через книготорговлю и друзей.

В конце сентября или начале октября 1737 Телеман воспользовался давним предложением от нескольких парижских музыкантов посетить их город, где оставался до конца мая 1738. Визит был без сомнения отчасти мотивирован желанием не допустить несанкционированного печатания изданий его музыки, которое уже появилось под отпечатками Буавен и Ле Клерка. По приезде в Париж он приобрел свою собственную 20-летнюю специальную королевскую издательскую привилегию, с которой он напечатал сборник канонических дуэтов и новые струнные квартеты. Поздние работы, которые завоевали ему славу при дворе и в городе, заслужили восторженное одобрение Мишеля Блаве, Жана-Пьера Гиньона, Антуана Форкре. Телеман сообщил, что его постановка Псалом LXXII (73), Deus judicium tuum, проводилась дважды в течение трёх дней в Concert Spirituel почти 100 музыкантами. Помимо этой поездки, он, кажется, провел всю свою жизнь в немецкоязычных землях (нет никаких доказательств в поддержку утверждения К. Ф. Д. Шубарта, сделанные в 1780-х годах, что Телеман посетил Италию).

В 1739 г. Телеман стал шестым членом совета Correspondirende Societät der Musikalischen Wissenschaften, основанного Лоренцом Мицлером. Хотя его двойственное отношение к Мицлеру и обществу в конечном итоге стало причиной его выхода из членства, он внес свой вклад в “Новые музыкальные системы” в 1742 или 1743 г. (опубликовано Мицлером в 1752 г.), написал кантату “Weint, weint, betrübte Augen” в 1754 году. 14 октября 1740 он предложил для продажи гравированные пластины для 44 его публикаций. Биография 1744 г. утверждает, что этот шаг был мотивирован желанием Телемана посвятить оставшиеся годы написанию теоретических трактатов. Действительно, он, по-видимому, задумал выход на пенсию: хотя продолжал выполнять свои должностные обязанности в Гамбурге, его музыкальная продукция резко упала между 1740 и 1755 гг.. Сравнительно мало церковной музыки породит этот период помимо двух годовых циклов кантат, опубликованных в 1744 и 1748—1749 гг., и несколько инструментальных произведений, написанных после Парижской поездки. Телеман взялся за популярное в Гамбурге занятие садоводством, запрашивая и получая редкие растения от различных друзей, включая Генделя и Пизенделя. Но он также всегда старался быть в курсе последних музыкальных новинок. На протяжении 1740-х и 50-х годов он обменивался письмами и композициями с подрастающим поколением композиторов, работающих в Берлине, в том числе К. Ф. Э. Бахом, Иоганном Иоахимом Кванцем, Францем Бендой, Карлом Генрихом Грауном и Иоганном Фридрихом Агриколой. После смерти в 1755 году его старшего сына, Андреаса, Телеман взял ответственность за воспитание своего внука, Георга Михаэля (1748—1831); в более поздние годы Георг Михаэль был воспитанником Телемана и замещал его во время церковных служб. В 1755 году также знаменует собой важный поворотный момент в карьере Телемана. В возрасте 74 лет вдохновлённый новым поколением немецких поэтов, которое включало Карла Вильгельма Рамлера, Клопштока, Фридриха Готлиба, Ж. А. Крамера, Юстуса Фридриха Вильгельма Захарию и Й. Й. Д. Зиммермана, он обратился с удвоенной энергией к сочинению священной оратории.

Телеман был, по-видимому, в добром здравии на протяжении большей части своей жизни. В мае 1730, тем не менее, Андреас сообщил в Эйзенах, что его отец был поражен “тяжелым пароксизмом”. Это, наверное, та самая болезнь, о которой Телеман упоминал, что едва выжил, в дарственном предисловии к своим “Двум духовным кантатам” от 19 декабря 1730 года. Он прошёл три курса лечения на минеральных водах в Пирмонт до 1734 (в 1731 году он выступил там с хоровой капеллой из города Арользен), и сделал дальнейшие визиты в 1736, 1742 и 1751 годах. Когда наступило 80-летие, Телеман начал жаловаться на физические недомогания: слабость в ногах, сложно гулять и стоять, и, как сообщил он с характерным для него хорошим чувством юмора в стихотворении, написанном на автографе партитуры 1762 г. “Страсти по Матфею”, его зрение ухудшается. Как видно из этой рукописи, он уже не мог долго писать, так как его нетвердая рука часто сменяется рукой кого-то из переписчиков. Хотя относительно немногие композиции были завершены после 1762 г., Телеман остался сметливым — У. Дж. Хертель напомнил, что в ходе визита в 1765 г. пожилой композитор ввязал его в интенсивную дискуссию о музыкальной теории и новейших музыкальные стилях — и по-прежнему был способен сочинять выдающуюся музыку, такую как кантата “Ино” (1765). Телеман умер в своей квартире от “грудного недуга” вечером 25 июня 1767 года. Он был похоронен 29 июня на несохранившемся кладбище монастыря Св. Иоанна (Johannisfriedhof), где в настоящее время разбита Ратушная площадь. Перед ратушей в память о композиторе установлена мемориальная плита.

Поэтические некрологи и панегирики были опубликованы в нескольких Гамбургских газетах и журналах, но гамбургская газета Staats- und Gelehrte Zeitung des Hamburgischen unpartheyischen Correspondenten заявила просто, что “его имя — его хвала”.

Ноты сочинений Георга Филиппа Телемана на сайте библиотеки IMSLP