Телеман, Георг Михаэль
1748 - 1831

Назад

Георг Михаэль Телеман (Georg Michael Telemann) - Немецкий композитор, внук Георга Филиппа Телемана

Родился 20 апреля 1748 года, Плена - умер 4 марта 1831 года, Рига.  

Когда его отец, старший сын Г.Ф. Телемана Андреас, который был священником в Плене, умер в 1755 году в возрасте 40 лет, дед отвез его в Гамбург, где воспитал и дал музыкальное образование. Еще учась в школе, он аккомпанировал своему деду, а после смерти старика временно возглавил церковную музыку, пока в марте 1768 года К.П.Э. Бах не занял пост кантора. В 1770 году Телеман поступил в Кильский университет. На титульном листе своего трактата о чистокровном коне (1773) он назвал себя студентом-богословом, хотя к тому времени уже бросил университетский курс. После непродолжительной работы преподавателем в Николаевской школе в Гамбурге он был назначен кантором и преподавателем в кафедральной школе в Риге. Он взял с собой многие из духовных вокальных произведений своего деда в рукописном виде, внимательно изучил их и подготовил к исполнению; в период с 1776 по 1827 год он был ответственен по меньшей мере за 21 исполнение "Страстей господних" Г.Ф. Телемана, хотя и вносил изменения как в тексты, так и в партитуры. Он изменил некоторые наиболее яркие строки в либретто и сократил роль евангелиста; чтобы компенсировать это, он добавил инструментальные интерлюдии, призванные дать слушателям возможность поразмыслить над соответствующими отрывками из евангельского текста и выработать правильный ментальный настрой. Он также организовал исполнение некоторых похоронных кантат своего деда, музыки к посвящению и других редких произведений. Телеман всегда внимательно относился к любым изменениям и объяснял причины их внесения в пояснительных примечаниях, которые сопровождали рукописи. Собственные сочинения Телемана относительно малоизвестны. В предисловии к своему произведению "Путь к церковной музыке" (1785) он оправдывает свое исполнение всего двух-трех вокальных партий чисто вспомогательным исполнением инструментального сопровождения на том основании, что, во-первых, в его распоряжении был лишь небольшой хор, а во-вторых, он считал правильным делать из необходимости добродетель, предполагая, что чрезмерно сложные средние партии могут затмить мелодическую линию. В предисловии к его книге "Unterricht im Generalbass-Spielen" содержится намек на амбициозную программу модернизации правил игры на басу, но содержание основано на учебниках К.Ф.Э. Баха и Марпурга и ограничивается пояснительными комментариями.

Ноты сочинений Георга Михаэля Телемана на сайте библиотеки IMSLP