Тартини, Джузеппе
1692 - 1770
Назад
Джузеппе Тартини (Giuseppe Tartini) - Итальянский композитор, скрипач, педагог и теоретик
Родился 8 апреля 1692 года, Пирано, Истрия (ныне Пиран, Истрия, Словения) - умер 26 февраля 1770 года, Падуя.
Отец Тартини, Джованни Антонио, флорентиец по происхождению, был генеральным директором солеварни в Пирано. Джузеппе, предназначенный для церкви своими благочестивыми родителями, должен был сначала стать младшим монахом, филиалом ордена францисканцев, а затем полноправным священником. С этой целью он получил образование в своем родном городе, а затем в близлежащей Каподистрии (ныне Копер, Словения) в высшей школе искусств; помимо гуманитарных наук и риторики, он изучал основы музыки. В 1708 году он покинул свой родной край, чтобы больше никогда там не жить, но сохранить в памяти особенности местного музыкального фольклора. Он поступил на юридический факультет Падуанского университета, где большую часть своего времени, всегда одетый как священник, посвящал совершенствованию в фехтовании, в котором, по свидетельству современников, мало кто мог с ним соперничать. Этот рассказ о юности Тартини подвергался сомнению (см., например, "Капри"), но он подтверждается свидетельствами современников и согласуется с дальнейшим развитием его личности, характеризующейся вспыльчивым и упрямым темпераментом с сильной склонностью к мистицизму. Эти качества в равной степени проявляются в его трудах – как письмах, так и теоретических трудах – и в его сочинениях. Через несколько месяцев после смерти отца Тартини открыто восстал против намерений своих родителей и 29 июля 1710 года женился на Элизабетте Премазоре, девушке с более низким социальным положением и на два года старше его. Затем он был вынужден покинуть Падую и укрылся в монастыре Святого Франческо в Ассизи, где его приютил настоятель, падре Дж.Б. Торре, из Пирано. Там Тартини пробыл по меньшей мере три года, решительно посвятив себя занятиям на скрипке, причем всегда без обучения. Хотя прямых свидетельств нет, вероятно, в этот период он изучал композицию у падре Богуслава Черногорского, тогдашнего органиста базилики в Ассизи. Со смертью отца Торре Тартини лишился своего покровителя и был вынужден зарабатывать себе на жизнь как скрипач. Из его "Trattato di musica" мы узнаем, что в 1714 году он работал в оркестре оперного театра Анконы и утверждал, что именно тогда он открыл "terzo suono" (комбинированный звук) - акустический феномен, которому суждено было сыграть фундаментальную роль как в его теоретической системе, так и в его творчестве. техника сочинения и игры. В июле 1716 года он услышал игру Верачини в музыкальной академии во дворце Мочениго в Венеции и был настолько впечатлен его стилем, особенно техникой игры на смычке, что решил вернуться к маршам, чтобы усовершенствовать свою игру; на карнавале 1717-18 годов он был первой скрипкой в оркестре оперного театра в Фано. О его деятельности в течение следующих двух лет ничего не известно, но предположительно она включала в себя поездки между Венето и Марчесом, участие в академических мероприятиях, церковных службах и оперных спектаклях, а также преподавательскую деятельность. Он был в Венеции в начале 1721 года, когда у него в учениках был молодой Джероламо Асканио Джустиниани, будущий переводчик псалмов для Бенедетто Марчелло и автор собственных скрипичных сонат Тартини, опубликованных как соч.1 в 1734 году издательством Le Cène в Амстердаме. Благодаря вмешательству отца Джероламо Асканио, 16 апреля 1721 года Тартини был назначен главным скрипачом и капо ди концерто в базилике Святого Антонио в Падуе (известной как "Иль Санто"); в материалах комиссии по назначениям было четко указано, что Тартини был освобожден от обычного экзамена из-за его признанных талантов. совершенствовался в своей профессии, и в то же время ему была предоставлена полная свобода играть в опере и музыкальных академиях, когда он того пожелает. Этот документ сам по себе является доказательством высокой репутации, которую Тартини приобрел к тому времени. Воспользовавшись полученным разрешением, он время от времени принимал участие в спектаклях в Парме (1728), Болонье (1730), Камерино (1735), Ферраре (1739) и, чаще всего, в Венеции. В 1723 году Тартини был приглашен своим давним другом и коллегой, виолончелистом Антонио Вандини (источником самых ранних биографических сведений о Тартини), присоединиться к нему в Праге на выступлениях, связанных с коронацией императора Карла VI королем Богемии. Готовность Тартини согласиться отчасти была вызвана желанием избежать скандала, который вот-вот должен был разразиться в Падуе, спровоцированного венецианской хозяйкой гостиницы, обвинившей его в том, что он отец ее недавно родившегося ребенка. Тартини в течение трех лет оставался в Праге на службе у семьи Кински и поддерживал там контакты с домочадцами князя Лобковица, а также с музыкантами Фуксом, Калдарой и С.Л. Вайссом. Плохой климат и вызванные им проблемы со здоровьем вынудили его – "против его воли", как он сам написал в семейном письме – вернуться в 1726 году в Сан-Антонио в Падуе, где он оставался до конца своей жизни. На следующий год Тартини основал свою скрипичную школу, которая вскоре стала знаменитой и получила название "школа наций", потому что в нее съезжались ученики со всей Европы. Вероятно, примерно в это время у него завязались отношения, в основном эпистолярные, с падре Мартини из Болоньи, которые продолжались до конца его жизни. Примерно в это же время (около 1730 г.) в амстердамском издательстве Le Cène появились первые опубликованные произведения Тартини - 12 концертов, соч.1, книги 1 и 3. Несмотря на неоднократные приглашения из Франции, Германии и особенно Англии, Тартини решительно отказался покидать Падую, точно так же, как он всегда отказывался писать для сцены. Его посещали несколько путешественников: в 1739 году Де Броссес подробно описал в своих "Письмах к знакомым" то прекрасное впечатление, которое произвел на него скрипач, но нет никаких свидетельств о предполагаемой поездке в Рим в 1740 году. Примерно в это же время Тартини перенес инсульт, который частично парализовал его левую руку и повлиял на его игру. Частые контакты с культурной средой Падуи, и особенно с его соотечественником Джанринальдо Карли, профессором астрономии Падуанского университета, способствовали изменению концепции музыки Тартини - от чисто абстрактного построения звуков к выразительному языку, способному тронуть чувства слушателей. Дискуссии касались также теоретических тем, касающихся физических и математических принципов, лежащих в основе музыкальных явлений; но интерес Тартини к этим вопросам – или, по сути, его страсть к ним – зародился гораздо раньше, и этому способствовало также присутствие в Падуе двух францисканцев, которые были маэстро ди капелла учреждения, в котором он служил, и также были глубоко вовлечены в те же теоретические вопросы: Франческо Калегари, занимавшего этот пост. с 1703 по 1727 год и его преемник Франческо Антонио Валлотти. С течением времени Тартини все меньше посвящал себя игре и сочинительству, концентрируя свою энергию (помимо преподавательской) почти исключительно на теоретических размышлениях. К 1750 году, как можно заключить из его переписки, текст того, что должно было стать вторым сочинением о музыке для веры в науку гармонии, был завершен, и его разослали "ученому миру" (как называл его сам Тартини) для оценки и обсуждения. Падре Мартини и математик Лодовико Бальби, оба из Болоньи, довольно скептически отнеслись к гипотезам, изложенным в трактате, который в конечном итоге был опубликован в 1754 году при финансовой поддержке графа Децио Агостино Тренто, его автора. Критика продолжилась и после публикации, подчеркивая, что она была написана в намеренно непонятном стиле. Поэтому Тартини решил более просто и доходчиво изложить свои идеи в своем следующем печатном трактате "О принципах музыкальной гармонии в содержании диатонического жанра", который был завершен в 1764 году и опубликован в 1767 году. В промежутках между этими публикациями и даже после них он написал несколько коротких теоретических текстов, главным образом для того, чтобы защитить свои убеждения от нападок, исходящих в основном от итальянских математиков и зарубежных теоретиков музыки. Однако не все суждения были неблагоприятными: Д'Аламбер в своих "Элементах музыки" выразил поддержку идеям Тартини, а Ж.-Ж. Руссо взял на себя труд включить их обширное и обстоятельное изложение в статью "Система" своего "Музыкального словаря" (1768). Но концепция гармонии Руссо была слишком близка к концепции Рамо, чтобы быть приемлемой для Тартини, который обрушился на него в своей последней опубликованной работе. Другой большой теоретический труд, "Музыкальная гармония фонда церкви", оставался неопубликованным до настоящего времени. На протяжении всей своей жизни Тартини подвергался преследованиям со стороны своей семьи из Пирано с просьбами о финансовой помощи, что вынудило его посвятить свои последние годы преподаванию больше, чем когда-либо; но он также был одержим непониманием, с которым были встречены его теории и идеи. После смерти жены Вандини присоединился к нему, чтобы провести вместе их последние годы. Тартини умер 26 февраля 1770 года; он завещал свои музыкальные и теоретические рукописи своему племяннику Пьетро.
Ноты сочинений Джузеппе Тартини на сайте библиотеки IMSLP