Шадек, Томаш
.... - 1612
Назад
Szadek, Tomasz
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Томаш Шадек был чешским или польским певцом и священнослужителем. Двадцать пятого июня 1569 года, уже имея степень бакалавра свободных искусств, Томаш Шадек был назначен певцом в королевскую капеллу в Кракове. Он оставался там до 1572 или 1574 года, когда, вероятно, был рукоположен и стал кюре Вавельского собора. С этого времени до 1578 года он был членом группы певцов под названием "Капелла Рорантистарум" (капелла Сигизмундова собора) и впоследствии занимал некоторые немузыкальные должности в соборе, включая должность пенитенциария.
Творчество
О музыкальном творчестве Томаша Шадека сведений не сохранилось. Его историческое значение связано прежде всего с его деятельностью как певца в важнейших музыкальных учреждениях Польши второй половины шестнадцатого века — Королевской капелле и знаменитой "Капелле Рорантистарум" при Вавельском соборе в Кракове. Участие в этих коллективах предполагает высокий уровень вокального мастерства и знакомство с современным полифоническим репертуаром.
Творческое наследие Томаша Шадека представлено несколькими сохранившимися духовными сочинениями, хранящимися в библиотеке Вавельского собора. Его две мессы для четырех голосов относятся к пародийному типу, широко распространенному в эпоху Ренессанса, когда в основе новой композиции лежал материал уже существующего произведения.
"Служба «День радости»" ("Officium Dies est laetitiae") использует мелодию популярной рождественской песни в качестве заимствованной темы (cantus firmus), а также применяет песню "Песня о Рождестве Господнем" Вацлава из Шамотул.
"Служба на мелодию мотета «Песнь»" ("Officium in melodiam motetae «Pisneme»") основана на шансон Томаса Крекийона "Затем не могу прийти" ("Puis ne me peult venir").
Кроме того, в библиотеке Вавельского собора сохранились три неполные антифона, приписываемые Шадеку: градуал "Сей день" ("Haec dies"), причастие "Наша Пасха" ("Pascha nostrum") и интроит "Лик Твой" ("Vultum tuum"). Его стиль характерен для центральноевропейской полифонической традиции второй половины XVI века, сочетая технику контрапункта с использованием светских и духовных музыкальных источников.
Духовная музыка
Ноты сочинений Томаша Шадека на сайте библиотеки IMSLP