Ступан фон Эренштейн, Иоганн Якоб
1664 - 1739
Назад
Johann Jakob Stupan von Ehrenstein

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Иоганн Якоб Ступан фон Эренштейн был австрийским композитором и придворным чиновником. Он впервые упоминается 31 июля 1709 года, когда в Вене перед императором и императрицей было исполнено иезуитское драматическое произведение Martis exilium, e pacis reditus (Изгнание Марса и возвращение мира) с его музыкой.
С 1710 года он работал при императорском дворе в Вене, когда был назначен главным шталмейстером. В том же году стал секретарём при принце Максимилиане Вильгельме Брауншвейг-Люнебургском, кузене императрицы. Последним его назначением была должность советника при вдовствующей императрице Амалии.
Вся известная музыка Ступана фон Эренштейна датируется периодом между 1702 и 1711 годами, до его насыщенных лет успешной карьеры придворного.
Творчество
Ступан написал музыку к трём иезуитским драмам: Martis exilium (Изгнание Марса, 1709) и Radimirus ex reo rex (Радимир, король из плена, 1710), которые не сохранились, а также Nundinae deorum (Нундины богов, 1711; рукопись в A-Wn), которая, по мнению исследователя Крамера, сыграла важную роль в развитии иезуитской драмы и свидетельствует о его даровании как композитора.
Музыка к этим драмам отличается «бравурными ариями в неаполитанском стиле с различными инструментальными сочетаниями … короткими, неброскими сухими речитативами и протяжёнными, тщательно проработанными ари́ями», что демонстрирует изменение жанра по сравнению с музыкой до 1700 года.
Ступан также известен как автор инструментальной музыки. До нас дошли два собрания трёхголосной музыки: Rosetum musicum in 6 divisum arcolas, vulgo partittas (Музыкальный розарий в шести разделённых частях, обычно называемых партитами, Ульм, 1702) и Armonica compendiosa (Краткая гармония, Ульм, 1703). Сборник для сольной скрипки Horae p[r]omeridianae harmonicae, seu Symphoniae XII (Гармонические послеобеденные часы, или Двенадцать симфоний, Ульм, 1710) не сохранился.
Произведения