Стук, Жан-Батист
1680 - 1755
Назад
Jean-Baptiste Stuck

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Жан-Батист Стук был итальянским композитором и виолончелистом немецкого происхождения. Он называл себя «флорентинцем», хотя некоторые источники указывают Ливорно как место его рождения. В либретто оперы «Rodrigo in Algeri» (Родриго в Алжире, 1702), переработки «L’inganno innocente» (Невинное обманство) Альбинони, он упоминается как «virtuoso della Contessa di Lemos» («виртуоз графини Лемос»).
Его появление в Париже было отмечено публикацией арии в сборнике «Recueil d’airs sérieux» (Сборник серьёзных ари́й, 1705). Он жил при гостинице своего покровителя, принца Кариньяна, до смерти принца в 1740 году. Титульные страницы его четырех книг кантат (1706–1714) показывают, что он также пользовался поддержкой италофильского герцога Орлеанского и получил звание «Ordinaire de la musique» («дворовый музыкант»).
Кантата «La prise de Lérida» (Взятие Лериды) из второй книги прославляет военную победу и, возможно, стала вдохновением для его «Te Deum» (Те Деум, 1707), заказанного герцогиней и исполненного в Palais Royal 27 ноября 1707 года. В 1708 году Стук написал итальянскую арию для возобновления оперы Колласса «Thétis et Pélée» (Тетис и Пелей). Первые две французские оперы Стука — «Méléagre» (Мелеагр, 1709) и «Manto la fée» (Манто, фея, 1711) — не получили большого успеха.
Около 1714 года Стук покинул Францию, чтобы некоторое время служить курфюрсту Максимилиану Эмануэлю Баварскому. Его опера «Il Cid» (Эль Сид, 1715) была исполнена в Ливорно во время карнавала, а в том же году он женился на Бонн-Франсуа Беран, дочери придворного художника Людовика XIV. 18 декабря 1718 года он получил пенсию в 500 ливров как «ordinaire de la musique du Roy» («дворовый музыкант короля»).
Третья французская опера Стука, «Polydore» (Полидор, 1720), была вновь поставлена в 1739 году, а дуэтная кантата «Démocrite et Héraclite» (Демокрит и Гераклит, 1722) исполнялась в Парижской опере. Смерть либреттиста Ла Фонта в 1725 году помешала завершению оперы «Orion» (Орион), однако арие́тта из неё появилась в журнале «Mercure».
Стук активно участвовал в концертах «Concert Spirituel» (Духовный концерт): ария, четыре кантаты и дивертисмент «L’union de la musique italienne et françoise» (Слияние итальянской и французской музыки, 1727–1729) были исполнены 18 раз. Стук, вместе с скрипачом Жан-Пьером Гиньоном и флейтистом Мишелем Блаве, исполнил трио 24 и 25 декабря 1728 года, а один из его мотетов был исполнен 13 апреля 1738 года. В июне 1733 года он получил французское гражданство как «M.L. Baptiste».
Хотя Стук не был первым виолончелистом в Парижской опере, успех его сольных выступлений способствовал снижению популярности бас-виолы. Он был первым виолончелистом, которому восхищались во Франции, и появление Стука вместе с Л’Аббе (Филипп Пьер де Сент-Севен) ознаменовало подъем виолончели как сольного инструмента.
Творчество
Французские кантаты Стука известны своими итальянизмами и широким использованием сопровождающих инструментов. Особенно интересна кантата «Démocrite et Héraclite» (Демокрит и Гераклит), где музыкально противопоставляются две аллегорические фигуры — Оптимизм и Пессимизм. Современники отмечали, что в жанре кантаты Стук был «соперником Клерамбо» и обладал выдающимся чувством стиля.
Произведения
Ноты сочинений Жана-Батиста Стука на сайте библиотеки IMSLP