Штубер, Конрад
1550 - 1605

Назад

Conrad Stuber

  • Дата рождения: около 1550
  • Место рождения: Швенди (возле Лаупхайма), Швабия, Германия
  • Дата смерти: около 1605
  • Место смерти: неизвестно, вероятно в Швабии

Биография

Конрад Штубер был немецким композитором и музыкальным теоретиком. Он получил образование в Университете Фрайбурга, начиная, вероятно, с 1572 года, и в 1574 году ему была присуждена степень магистра (магистр, высшая университетская степень). В 1577–1578 годах он был зарегистрирован на медицинском факультете (факультет медицины). В 1587 году Штубер служил священником (пресвитер) и певцом (хорист) в придворной капелле (канторея) графа Эйтельфридриха IV фон Гогенцоллерн-Хехингена в Хехингене, Швабия. В начале 1591 года он был рекомендован к духовной должности Кристофом Трухзессом фон Вальдбургом из Ридлингена на Дунае.

В Фрайбурге Штубер учился у Я. Т. Фрейгиуса, ученика Глареана, который высоко ценил его знания и использовал его труд «De musica» (утраченный) («О музыке») в качестве основы для диалога, составившего пятую часть «De musicae elementis primus» («О первичных элементах музыки, часть первая») своей работы «Paedagogus» (1582) («Педагог»).

Творчество

Музыка Штубера полностью духовная и отражает дух Контрреформации (католического движения против Реформации), чему активно способствовал его покровитель граф Эйтельфридрих. Его композиции небольшого объема, но отличаются высоким мастерством. Он умело использует имитационный полифон (многоголосное подражательное письмо), синкопы и канонические дуэты, чтобы подчеркнуть значение текста и создать живое взаимодействие музыки и слов.

Мотеты Штубера звучат ярко и выразительно, даже несмотря на строгие религиозные темы. В них можно услышать тщательную проработку голосов, где каждый голос одновременно самостоятельный и частью гармоничного целого. Его музыка сочетает строгую полифоническую технику с эмоциональной выразительностью текста, что делает её интересной как для слушателя, так и для исполнителя.

Произведения

  • «Litany», 6 голосов (1596) («Литания»)
  • «Maria werd, so mein Seel kehrt», 5 голосов (1604) («Maria werd, so mein Seel kehrt» — «Мария стала, когда душа моя обратилась»)
  • «Fecit potentiam», 3 голоса (1605) («Fecit potentiam» — «Он проявил силу»)
  • «Laudate pueri», 3 голоса (1605) («Laudate pueri» — «Хвалите, дети»)
  • «Missa ad imitationem cantionis Maria Magdalena», 6 голосов («Месса по образцу песнопения „Maria Magdalena“»)
  • «Christi favente gratis», гимн, 6 голосов («Christi favente gratis» — «Благосклонной милостью Христовой»)
  • «Christi fons omnis boni», гимн, 6 голосов («Christi fons omnis boni» — «Христос — источник всякого блага»)
  • «Veni Sancte Spiritus», 5 голосов («Veni Sancte Spiritus» — «Приди, Святой Дух»)
  • Теоретический труд: «De musica» (утрачен) («О музыке»)