Струц, Томас
1621 - 1678
Назад
Thomas Strutz

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Томас Струц был немецким композитором и органистом. В XVII веке в Германии существовало несколько органистов с фамилией Струц. Ранний Томас Струц, родившийся в Ратенове, Бранденбург, был органистом в Штаргарде около 1603 года. Томас Струц, о котором идёт речь, имел сына Томаса, который также умер в 1678 году. Он стал органистом церкви Святой Троицы в Данциге в 1642 году, а через пять лет получил гражданство этого города. В 1668 году он сменил Пауля Зиферта на должности органиста Мариенкирхе в Данциге.
Его обязанности в церкви Святой Троицы и прилегающей гимназии позволяли ему сотрудничать с Иоганнесом Маукишем, педагогом, который стремился использовать простые и доступные средства для обучения в школе и церкви. Маукиш планировал реформу литургии, заменяя старинные полифонические мотеты и новые итальянские концерты народными хоралами с текстами на родном языке, легко воспринимаемыми прихожанами. В течение двух десятилетий Струц и Маукиш создавали произведения, способствовавшие развитию религиозного образования.
В отличие от своих коллег по Данцигу, Крото Бютнера и Бальтазара Эрбена, которые преуспевали в крупных концертах, Струц писал небольшие интимные произведения — духовные песни, диалоги, малые концерты и оркестровые страсти, большинство из которых на тексты Маукиша.
Творчество
Примером духовной музыки Струца является Lobsingende Hertzens-Andacht (1656) («Восхваляющая песни сердца преданность»), включающая 76 песен для четырёх и пяти голосов на все воскресные и праздничные дни, заменяющих обычные мотеты, концерты и кантаты. Песни короткие, в среднем 12–16 тактов, гомофонные или свободно имитирующие, с мелодиями хоралов в верхнем голосе, написанными самим Струцем. Они были настолько популярны, что использовались в церкви Святой Троицы до первой половины XVIII века.
Geistliche Singe- und Bet-Stunden (1657) («Духовные песни и молитвенные часы») включает 34 сольные песни с басом для использования дома или в школе и служит примером методов Маукиша и Струца. Vierfache musicalische Dienstwilligkeit (1655) («Четырёхкратная музыкальная усердность») содержит простые сольные песни с запоминающимися мелодиями для гимназии; все произведения строфические, даже диалоги, где стихи распределены между двумя певцами.
Драматический элемент присутствует в Zweyfache christliche Auffmunterung (1664) («Двойное христианское поощрение»), оркестровой страсти в форме диалога, напоминающей Die sieben Worte … Jesu Christi Шютца. Библейский текст заменяется лирической парафразой, исполняемой персонажами и хором, перемежающейся знакомыми хоралами для прихожан.
Три произведения, дошедшие только в текстах, имели аналогичную форму: Страстная история по Евангелию от Матфея с распределением текста между солистами, хором и прихожанами; рождественский диалог, где лирические духовные стихи и хоралы заменяют библейский текст; диалог о Дives и Лазаре с распределением текста между двумя персонажами. Такие формы демонстрируют влияние Мартина Опица и его окружения и параллельны развитию немецких духовных песен.
Произведения
Ноты сочинений Томаса Струца на сайте библиотеки IMSLP