Строцци, Пьеро
1550 - 1609
Назад
Piero Strozzi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Пьеро Строцци был итальянским композитором-любителем и флорентийским дворянином. Он сыграл важную интеллектуальную роль в развитии «новой музыки» во Флоренции в конце XVI века. Джулио Строцци был младшим представителем его семьи. Пьеро входил в кружок Камерата графа Джованни де’ Барди и был одним из главных участников обсуждений музыкальной реформы. Его значимость в этом кругу была признана Винченцо Галилеем, который сделал его одним из двух собеседников (вместе с самим Барди) в трактате Dialogo della musica antica e della moderna («Диалог о древней и новой музыке», 1581).
Позже Пьеро Строцци участвовал и в деятельности Камераты Якопо Корси. Именно перед его глазами Якопо Пери впервые продемонстрировал новый способ пения, о чём сам Пери упоминал в предисловии к своей опере Euridice («Эвридика»). Строцци также поддерживал Джулио Каччини. В дальнейшем он стал одним из ведущих членов Accademia degli Elevati, основанной Марко да Гальяно и активно действовавшей во Флоренции с 1607 по 1609 год.
Творчество
Пьеро Строцци принимал участие в создании музыки для придворных праздников. В 1579 году он написал музыку для Carro della Notte («Колесница Ночи», текст Палла Руччелаи) и Carro di Venere («Колесница Венеры», текст Дж. Б. Строцци-младшего), представленных во Флоренции по случаю свадьбы великого герцога Франческо I Медичи и Бьянки Каппелло. В 1596 году его музыка прозвучала в Mascherata degli accecati («Маскарад слепцов», текст Оттавио Ринуччини). В 1600 году он написал хор Coro di Amori («Хор Амуров») для оперы Джулио Каччини Il rapimento di Cefalo («Похищение Кефала», текст Габриэле Кьябреры), созданной в честь свадьбы короля Франции Генриха IV и Марии Медичи во Флоренции. Всё это музыкальное наследие утеряно.
До наших дней сохранились только три сочинения Строцци. Первое — Fuor dell’humido nido («Вне влажного гнезда»), исполненное Джулио Каччини «под аккомпанемент виол» в Carro della Notte. Второе — мадригал Vago augelletto che cantando vai («Милый пташка, летящий с песней»), опубликованный во втором сборнике пятиголосных мадригалов Луки Бати (1598). Третье — мадригал Portate, aure del ciel («Принесите, небесные ветры»), написанный в память о Якопо Корси и включённый в Secondo libro de’ madrigali a cinque voci («Вторая книга мадригалов для пяти голосов», 1604) Марко да Гальяно. Этот мадригал был впервые исполнен годом ранее, на траурной церемонии в память о Якопо Корси, состоявшейся 21 февраля 1603 года.
Современники высоко ценили талант Строцци. Домениго Торси писал, что он «равен любому, кто посвятил себя музыке профессионально», а также отмечал, что его мадригал, исполненный пятью голосами в сопровождении пяти виол, отличался «такой сладостью и выразительностью, какой, возможно, никогда прежде не было услышано».
Произведения
– Carro della Notte («Колесница Ночи», 1579) — утрачено.
– Carro di Venere («Колесница Венеры», 1579) — утрачено.
– Mascherata degli accecati («Маскарад слепцов», 1596) — утрачено.
– Coro di Amori («Хор Амуров», 1600) — хор к опере Дж. Каччини Il rapimento di Cefalo («Похищение Кефала»), утрачено.
– Fuor dell’humido nido («Вне влажного гнезда», 1579) — мадригал.
– Vago augelletto che cantando vai («Милый пташка, летящий с песней», 1598) — мадригал для пяти голосов.
– Portate, aure del ciel («Принесите, небесные ветры», 1603–1604) — мадригал для пяти голосов.