Строцци, Грегорио
1615 - 1687

Назад

Gregorio Strozzi

  • Дата рождения: около 1615
  • Место рождения: Сан-Северино-Лукано
  • Дата смерти: после 1687
  • Место смерти: вероятно, Неаполь

Биография

Грегорио Строцци был итальянским композитором и органистом. Учился в Неаполе у Джованни Марии Сабино. В 1634 году он занял должность второго органиста в церкви SS. Annunziata в Неаполе, и оставался там по крайней мере до 1643 года, несмотря на обещанное повышение. В 1645 году он стал капелланом главной церкви в Амальфи, где также получил бенефиций. Некоторое время после 1655 года он получил степень доктора канонического и гражданского права в Неаполитанском университете и служил апостольским нотарием.

Творчество

Наследие Грегорио Строцци включает вокальные сочинения для Страстной недели, педагогические произведения для двух голосов без текста (Elementorum musicae praxis), но наиболее значительным считается его сборник Capricci da sonare («Каприччио для игры на клавесине и органе»). Эти 29 пьес предназначались для исполнения на клавесине или органе (предпочтение отдавалось клавесину) и охватывают почти все жанры клавирной музыки XVII века: контрапунктические формы (каприччио, ричеркары, сонаты), виртуозные токкаты, танцевальные пьесы (галлиарды, корренты, баллетто), вариации (на темы romanesca и eufonia, а также toccata de passagagli) и переложение мадригала Жака Аркадельта Ancidetemi pur («Пусть убьёт меня»).

Стиль произведений восходит к неаполитано-римской традиции клавирной музыки, представленной Джованни де Мааке, Асиено Майоне, Джованни Трабаки, Джироламо Фрескобальди и Джованни Сальваторе. Несмотря на позднюю дату издания, по стилю они относятся к ранним сочинениям. Среди архаических особенностей выделяется открытая партитура, указание церковных тонов, а также использование тем, которые в то время уже почти не встречались. Так, начальное каприччио — это длинный цикл из девяти вариаций на гексахорд, вероятно, последнее произведение такого рода. Вариации на romanesca также, вероятно, стали последним барочным сочинением этого жанра.

Ричеркары Строцци отличаются сложной фактурой: одновременно разрабатываются две, три или четыре темы, что напоминает ричеркары Сальваторе и фантазии Фрескобальди. В токкатах и других пьесах слышно влияние фантазийного стиля Мааке и Фрескобальди, однако в более экспрессивной и напряжённой форме: резкий хроматизм, неожиданные гармонические скачки и острые диссонансы перекликаются с consonanze stravaganti («странными консонансами») и приёмами durezze e ligature («жёсткости и связей»). Текстура насыщена фигурациями, а ритмика подвижна и нередко построена на ломбардах (синкопированных длительностях). Некоторые места настолько экспрессивны, что автор добавлял специальные указания исполнителям: arpeggiando (арпеджируя), accentando (с акцентами), gruppeggiando (с подчёркнутым ломбардским ритмом), largo (медленно), stretto (ускоренно), a battuta (в такт), piano (тихо), forte (громко). Музыка обильно украшена орнаментикой.

Особое значение имеют сонаты Строцци. В первой из трёх сонат содержится примечание: «неправильно называемая другими французской канцоной», что подчёркивает связь сонаты с более ранней вариационной канцоной Фрескобальди. Его сонаты, состоящие из трёх или четырёх контрастных частей, являются одними из первых многозначных клавирных произведений, названных «соната». Танцевальные пьесы, хотя и восходят к образцам Трабаки, у Строцци звучат более тонально устойчиво. В последних пяти коррентах и двух баллетто приведены только верхние голоса, а гармоническая основа должна была дополняться исполнителем по цифровке.

Произведения

Responsoria, lamentationes, improperia, psalmi, hymni, motecta et evangelia passionis (quoad turbam), quae ad musicam in Hebdomada Sancta spectant («Респонсории, плачи, обличения, псалмы, гимны, мотеты и евангелия Страстей, относящиеся к музыке на Страстной неделе»), op.1 (Рим, 1655).

Officio del Sancto Natale («Официй Рождества Христова»), op.2 — утрачено, известно по упоминанию в op.4.

Elementorum musicae praxis, utilis non tantum, incipientibus, sed proficientibus et perfectis («Практика элементов музыки, полезная не только начинающим, но и продвинутым и опытным»), op.3 (Неаполь, 1683).

Capricci da sonare cembali, et organi («Каприччио для игры на клавесине и органе»), op.4 (Неаполь, 1687).

Ноты сочинений Грегорио Строцци на сайте библиотеки IMSLP