Строцци, Джулио
1583 - 1652
Назад
Giulio Strozzi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Джулио Строцци был итальянским поэтом, драматургом и автором либретто эпохи барокко. Он был усыновителем (возможно, биологическим отцом) певицы и композитора Барбары Строцци. Сам Джулио был незаконнорожденным, но позже узаконенным сыном венецианского банкира Роберто Строцци, происходившего из знатного флорентийского рода, членом которого ранее был Пьеро Строцци. Образование Джулио получил в Венеции и в Пизанском университете, где получил степень по праву. Затем он переехал в Рим, где достиг чина апостольского протонотария и около 1608 года участвовал в создании литературного кружка Accademia degli Ordinati. Этот кружок, собиравшийся в доме кардинала Джованни Баттиста Дети, был основан в противовес влиятельной Accademia degli Umoristi. Позже Строцци оставил пост протонотария и покинул Рим, где, по всей видимости, стал фигурой неоднозначной и спорной. Некоторое время он работал в Падуе, где написал трагедию Erotilla («Эротилла», 1615), а также в Урбино, где служил при дворе герцога в должности «префекта опочивальни». В начале 1620-х годов он вернулся в Венецию и большую часть оставшейся жизни провёл там.
Творчество
Во второй половине жизни Джулио Строцци был особенно активен в литературных и музыкальных кругах Венеции. Вместе с другими ранними либреттистами он входил в состав Accademia degli Incogniti, разделяя её свободомыслящую философию. Сам он основал ещё два кружка: первый собирался в доме маркиза Мартиненги Мальпага, а второй — Accademia degli Unisoni, основанная в 1637 году и действовавшая в доме Строцци. Здесь проходили не только чтения научных трудов, но и музыкальные выступления, где большую роль играла Барбара Строцци. Публикация трудов этой академии, Veglie de’ Signori Unisoni («Вечера господ Unisoni», 1638), была посвящена именно ей. Деятельность Строцци и его кружка вызвала большой резонанс и даже подверглась нападкам в анонимных сатирических памфлетах.
Литературное наследие Джулио Строцци включает речи, пьесы, поэзию и описания венецианских церемоний. Многие его тексты содержат важные сведения о музыкальной жизни Венеции. Так, его опубликованное описание траурной службы по случаю смерти тосканского герцога Козимо II, состоявшейся в Венеции 25 мая 1621 года, упоминает реквием, написанный Клаудио Монтеверди (музыка утеряна). В XII песне героической поэмы La Venetia edificata («Возведённая Венеция», 1626) он прославил венецианских музыкантов, среди которых были Монтеверди и Алессандро Гранди. В сочинении Le glorie della Signora Anna Renzi romana («Слава госпожи Анны Рензи, римлянки», 1644) содержится биография и критическая оценка творчества знаменитой певицы Анны Рензи.
Особую известность Строцци принесли его оперные либретто. Уже в середине 1620-х годов его тексты начали использоваться композиторами, хотя до наших дней сохранилось немного музыкальных воплощений. Его первые оперные коллаборации были связаны с Монтеверди. Комическая опера La finta pazza Licori («Мнимая безумная Ликори», 1627), написанная на основе драматического диалога и предназначенная для постановки в Мантуе, известна лишь по письмам Монтеверди. Другая их совместная работа, Proserpina rapita («Похищение Прозерпины», 1630), была создана для свадьбы дочери венецианского патриция Джироламо Мочениго. Либретто сохранилось, а один из номеров — «Come dolce hoggi l’auretta» («Как сладостен сегодня ветерок») — был опубликован в посмертном сборнике Монтеверди Madrigali e canzonette («Мадригалы и канцонетты», 1651).
Строцци был в числе наиболее влиятельных либреттистов, участвовавших в становлении венецианской оперы. Он дружил с другими авторами — Джованни Франческо Бадоаро и Джованни Франческо Бузенелло, а также сотрудничал с Паоло Вендрамином, который входил в Accademia degli Unisoni. Среди его либретто особое значение имело Delia, o sia La Sera sposa del Sole («Делия, или Вечер — невеста Солнца», 1630–1631, музыка Франческо Манелли, утеряна). Эта трёхактная опера впервые была поставлена при открытии театра SS. Giovanni e Paolo в 1639 году и получила название «прототипа венецианской оперы». Ещё большую славу принесла опера La finta pazza («Мнимая безумная», 1641, музыка Франческо Сакрати), открывшая театр Новиссимо. Она была поставлена в разных итальянских городах и в 1645 году с триумфом представлена в Париже — одно из первых исполнений итальянской оперы во Франции. Эта опера стала частью трилогии Строцци о событиях от Троянской войны до основания Рима, куда вошли также La finta savia («Мнимая мудрая», 1643) и Il Romolo e ’l Remo («Ромул и Рем», 1645). Его последний оперный текст Veremonda («Веремонда», 1652, музыка Франческо Кавалли) также сохранился. На титульной странице либретто его имя было указано анаграммой — Луиджи Зорцисто.
Произведения
– Erotilla («Эротилла», 1615) — трагедия.
– La Venetia edificata («Возведённая Венеция», 1626) — героическая поэма.
– Le glorie della Signora Anna Renzi romana («Слава госпожи Анны Рензи, римлянки», 1644) — трактат о певице.
– Veglie de’ Signori Unisoni («Вечера господ Unisoni», 1638) — академические труды.
– La finta pazza Licori («Мнимая безумная Ликори», 1627) — либретто, музыка К. Монтеверди (утрачена).
– Proserpina rapita («Похищение Прозерпины», 1630) — либретто, музыка К. Монтеверди (частично сохранилось).
– Delia, o sia La Sera sposa del Sole («Делия, или Вечер — невеста Солнца», 1639) — либретто, музыка Ф. Манелли (утрачена).
– La finta pazza («Мнимая безумная», 1641) — либретто, музыка Ф. Сакрати.
– La finta savia («Мнимая мудрая», 1643) — либретто, музыка нескольких композиторов (сохранились отдельные арии).
– Il Romolo e ’l Remo («Ромул и Рем», 1645) — либретто, музыка, предположительно, Ф. Кавалли (утрачена).
– Veremonda («Веремонда», 1652) — либретто, музыка Ф. Кавалли.
– La Gelosia placata («Усмирённая ревность», 1629) — пасторальный диалог, музыка Дж. Роветты.
– Il natal di Amore: anacronismo («Рождение Амура: анахронизм», 1629) — комедия.
– Тексты для сборников Bizzarrie poetiche poste in musica («Поэтические причуды, положенные на музыку», 1635 и 1636) Николо Фонтэя.
– Тексты для Concerti et arie («Концерты и арии», 1641) Ф. Лауренци.
– Тексты для Madrigali («Мадригалы», 1644) Барбары Строцци.
– Тексты для Cantate, ariette e duetti («Кантаты, ариетты и дуэты», 1651) Барбары Строцци.