Строцци, Барбара
1619 - 1677
Назад
Barbara Strozzi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Приемная (возможно внебрачная) дочь Джулио Строцци. Иногда упоминалась им как Барбара Валле; к 1650 году она стала его единственной наследницей. Её мать — Изабелла Гарцони, прозванная «ла Грекетта», многолетняя служанка Строцци. Барбара училась у Франческо Кавалли и была посвящена в двух томах сольных песен Николò Фонтеи: Bizzarrie poetiche 1635 и 1636 годов, тексты к которым написал Джулио Строцци, и которые Барбара исполняла у него дома в присутствии различных венецианских литераторов.
Её публичные выступления стали регулярными с 1637 года, когда Джулио основал Академию Унезони (Accademia degli Unisoni), музыкальное ответвление более важной литературной академии, Академии Инкогнити (Accademia degli Incogniti). Как указано в опубликованных протоколах Унезони (Le veglie de’ Signori Unisoni, 1638), она пела на заседаниях и предлагала темы, на которых участники тренировали свои дебатные навыки.
Карьеру профессионального композитора Барбара начала в 1644 году с первого из восьми своих изданий — тома мадригалов на 2–5 голосов с текстами Джулио Строцци, посвящённого Виктории делла Ровере, великой герцогине Тосканской. Все последующие издания, за исключением пропавшего op.4, вышли после смерти её отца в 1652 году. Они были посвящены различным важным покровителям, включая Фердинанда II Австрийского, Элеонору Мантуанскую (op.2, 1651), Анну Австрийскую, эрцгерцогиню Инсбрукскую (op.5, 1655), Николò Сагредо, впоследствии дожа Венеции (op.7, 1659) и Софию, герцогиню Брауншвейг-Люнебургскую (op.8, 1664). Предполагается, что ей, возможно, пришлось полагаться на свой талант композитора для содержания семьи после смерти отца. Пропавший op.4, вероятно, был посвящён Карло II, герцогу Мантуи, в 1655 году. В 1665 году, через год после последних известных публикаций, она написала несколько песен для герцога. Барбара Строцци никогда не выходила замуж, но к 1651 году у неё было четверо детей. Вероятно, отец как минимум троих из них — Джованни Паоло Видман, друг Джулио Строцци и посвящённый им La finta pazza 1641 года. Её дочери Изабелла (ок.1642–57) и Лаура (ок.1644–86) поступили в монастырь Сан-Сеполькро в Венеции в 1656 году, Лаура приняла вечные обеты в 1661 году. Сын Массимо (ум. после 1680) принял монашеский пост в ордене сервитов в 1662 году и стал монахом в монастыре Сан-Стефано в Беллуно. Другой сын, Джулио Пьетро (р. ок.1641), был ещё жив в 1680 году.
Творчество
Помимо мадригалов из op.1 и сольных мотетов из op.5, почти все сохранившиеся произведения Строцци — это арьетты, арии и кантаты для сольного голоса (в основном сопрано) и континуо. Некоторые произведения требуют струнных инструментов. Простые произведения — арьетты, короткие арии в строфической форме (например, большинство в op.6). Самые сложные — кантаты (например, в opp.7 и 8), длинные и разнообразные, содержащие несколько частей и сочетание вокальных стилей: речитатив, ариозо и ария, отражающие различия текста между повествованием и формальной лирикой. Арии обычно короче кантат, часто строфические и часто сопровождаются рефреном в начале и конце.
Тексты, многие написаны на заказ и примерно половина анонимны, выполнены в маринистском стиле: изысканная любовная поэзия с различными остроумными находками, ироничная и слёзливая. Известные поэты — помимо Джулио Строцци, несколько деятелей оперного мира Венеции середины XVII века: П.П. Биссари, Аурелио Аурели, Пьетро Дольфино, Маркантонио Корраро, Никола Берегани, Франческо Пикколи и Г.Б. Майорани; Г.Б. Пелликани написал тексты к нескольким драматическим произведениям, представленным в Болонье.
Хотя Строцци не писала опер, лучшие её произведения (например, ламенто “Sul Rodano severo” («На суровом Роне»), opp.2 и 3) передают драматическое действие, где развитие персонажа, частично описываемое рассказчиком, раскрывается через тщательно рассчитанные музыкально-драматические события. В кантатах и ариях основным формальным приёмом является контраст, часто в сочетании с рефренной идеей. Стиль Строцци с лёгкими переходами между немерными и мерными отрывками, между двойным и тройным размером, иногда с применением stile concitato, отражает её обучение традиции seconda prattica, как у её учителя Кавалли. Мелизмы длиннее и повторения текста чаще, чем у Кавалли; стиль более лиричен и ориентирован на вокал, приспособлен к сопрано. Сходство вокального стиля в произведениях, партитура для сопрано и континуо, частые игры слов с её именем в текстах позволяют предположить, что она сама исполняла большинство своих произведений на академических встречах и аналогичных мероприятиях.
Портрет Барбары Строцци написал генуэзец Бернардо Строцци; к 1639 году он сделал копию для венецианского покровителя. Картина “Female Musician with Viola da Gamba” («Женщина-музыкант с виолой да гамба») ныне в Галерее картин, Дрезден, вероятно, является оригинальным портретом композитора.
Произведения
Ноты сочинений Барбары Строцци на сайте библиотеки IMSLP