Штраус, Христоф
1575 - 1631
Назад
Christoph Straus

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Христоф Штраус происходил из музыкальной семьи, члены которой долгое время непрерывно служили императорскому дому Габсбургов. Сам Штраус поступил на службу к императорской семье в 1594 году, а к 1601 году стал органистом придворной церкви Святого Михаила. Его жалование было недостаточным для содержания растущей семьи, поэтому в 1614 году ему поручили более оплачиваемую должность по управлению имением Каттенбург, находившимся на территории современного Шёнбрунна.
В январе 1616 года Штраус был назначен вице-капельмейстером, а в мае 1617 года — капельмейстером, но долго эту должность не удерживал: его покровитель и постоянный сторонник, император Маттиас I, умер в 1619 году, а новый император, италофил Фердинанд II, заменил Штрауса на посту капельмейстера Джованни Приули. Штраус сохранил титул «Камерный органист» и получил должность в придворной бюрократии. С 1626 года до своей смерти он руководил музыкой в кафедральном соборе Святого Стефана в Вене.
Штраус известен двумя томами духовной музыки. Том 1613 года содержит 36 мотетов на пять–десять голосов с обязательным использованием инструментов, но без континуо. Эти произведения сильно под влиянием переходного полихорального стиля Джованни Габриели, с контрастами между традиционной полифонией и гомофоническими блоками, мадригальной подачей текста, тщательной имитацией, формой рефрена и использованием тонов хорала. Он активно использует прием cori spezzati и инструментальные распределения. Любовь Штрауса к использованию инструментов семействами (например, группы тромбонов или виол) является типичной австро-немецкой особенностью; части произведений с участием инструментов обозначены как концерты в габриелевском понимании. Постоянное разнообразие текстуры, диапазона и инструментовки вместе с драматической подачей слов делает этот сборник чрезвычайно интересным.
Другой том, Missae, подготовленный к публикации перед смертью и изданный его сыном Маттиасом, включает 16 месc, включая два реквиема. Эти работы демонстрируют значительное изобретательность, чувствительность и контрапунктическое мастерство композитора. Большинство месc являются пародийными, где базовые мелодические единицы многократно перерабатываются, создавая целостность произведения. Четыре мессы обозначены как «concertata», и именно в них проявляются наиболее прогрессивные тенденции: влияние венецианского смешанного концертато заметно в контрастах между вокальными, инструментальными и смешанными группами, в ритмах и стиле вокального письма, в работе с полихоральной тканью, а также в чередовании мощных tutti и секций для одного, двух или трех голосов, иногда с инструментальным сопровождением. Различные динамические обозначения, буквальная иллюстрация текста и точная инструментовка демонстрируют подлинно барочный подход к интерпретации текста.
Missa pro defunctis включает струнную Symphonia ad imitationem campanarum (Симфония в имитации колоколов) на остинатной басовой линии, заимствованной из «Dies irae», а также вокальные и инструментальные трели в разделе «Quantus tremor est futurus». Missa «Veni sponsa Christi» содержит музыку для пятиголосного хора труб с тимпанами (виртуозная партия кларино включает каденцию в конце симфонии и уверенное концертное взаимодействие с сопрано-соло в «Et resurrexit tertia die» в «Credo»); также предполагаются внесюжетные военные тромпетные вставки, что свидетельствует о высоком имперском церемониальном назначении. Эти мессы можно считать предками великих месc XVIII века.
Без сомнения, Христоф Штраус был одним из лучших австрийских композиторов своего времени: его музыка имеет как значительную внутреннюю ценность, так и историческое значение.
Ноты сочинений Христофа Штрауса на сайте библиотеки IMSLP