Штраус, Христоф
1575 - 1631

Назад

Straus, Christoph

  • Дата рождения: около 1575–1580
  • Место рождения: Вена, Австрия
  • Дата смерти: середина июня 1631
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Христоф Штраус происходил из музыкальной семьи, члены которой долгое время непрерывно служили императорскому дому Габсбургов. Сам Штраус поступил на службу к императорской семье в 1594 году, а к 1601 году стал органистом придворной церкви Святого Михаила. Его жалование было недостаточным для содержания растущей семьи, поэтому в 1614 году ему поручили более оплачиваемую должность по управлению имением Каттенбург, находившимся на территории современного Шёнбрунна.

В январе 1616 года Штраус был назначен вице-капельмейстером, а в мае 1617 года — капельмейстером, но долго эту должность не удерживал: его покровитель и постоянный сторонник, император Маттиас I, умер в 1619 году, а новый император, италофил Фердинанд II, заменил Штрауса на посту капельмейстера Джованни Приули. Штраус сохранил титул «Камерный органист» и получил должность в придворной бюрократии. С 1626 года до своей смерти он руководил музыкой в кафедральном соборе Святого Стефана в Вене.

Творчество

Штраус известен двумя томами духовной музыки. Том 1613 года содержит 36 мотетов на пять–десять голосов с обязательным использованием инструментов, но без континуо. Эти произведения сильно под влиянием переходного полихорального стиля Джованни Габриели, с контрастами между традиционной полифонией и гомофоническими блоками, мадригальной подачей текста, тщательной имитацией, формой рефрена и использованием тонов хорала. Он активно использует прием разделенных хоров (cori spezzati) и инструментальные распределения. Любовь Штрауса к использованию инструментов семействами (например, группы тромбонов или виол) является типичной австро-немецкой особенностью; части произведений с участием инструментов обозначены как концерты в габриелевском понимании. Постоянное разнообразие текстуры, диапазона и инструментовки вместе с драматической подачей слов делает этот сборник чрезвычайно интересным.

Другой том, "Мессы", подготовленный к публикации перед смертью и изданный его сыном Маттиасом, включает 16 месс, включая два реквиема. Эти работы демонстрируют значительное изобретательность, чувствительность и контрапунктическое мастерство композитора. Большинство месс являются пародийными, где базовые мелодические единицы многократно перерабатываются, создавая целостность произведения. Четыре мессы обозначены как "концертные" ("concertata"), и именно в них проявляются наиболее прогрессивные тенденции: влияние венецианского смешанного концертато заметно в контрастах между вокальными, инструментальными и смешанными группами, в ритмах и стиле вокального письма, в работе с полихоральной тканью, а также в чередовании мощных тутти и секций для одного, двух или трех голосов, иногда с инструментальным сопровождением. Различные динамические обозначения, буквальная иллюстрация текста и точная инструментовка демонстрируют подлинно барочный подход к интерпретации текста.

"Месса для усопших" включает струнную "Симфонию в имитации колоколов" на остинатной басовой линии, заимствованной из "День гнева", а также вокальные и инструментальные трели в разделе "Какая будет трепет". Месса "Приди, невеста Христова" содержит музыку для пятиголосного хора труб с литаврами (виртуозная партия кларино включает каденцию в конце симфонии и уверенное концертное взаимодействие с сопрано-соло в "И воскрес в третий день" в "Верую"); также предполагаются внесюжетные военные трубные вставки, что свидетельствует о высоком имперском церемониальном назначении. Эти мессы можно считать предками великих месс XVIII века.

Без сомнения, Христоф Штраус был одним из лучших австрийских композиторов своего времени: его музыка имеет как значительную внутреннюю ценность, так и историческое значение.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Новая и разнообразная композиция священных песнопений или 36 мотетов" ("Nova ac diversimoda sacrarum cantionum compositio seu «36 motettae»"), для 5–10 голосов, инструменты
  • "Славься, Царица" ("Salve regina"), для 3 голосов, бассо континуо
  • "О священном пиру" ("O sacrum convivium")
  • 16 месс ("16 Missae"), для 8–20 голосов, инструменты, бассо континуо
  • "Месса за усопших" ("Missa pro defunctis")
  • "Месса «О священном пиру»" ("Missa «O sacrum convivium»")
  • "Месса «Приди, Невеста Христа»" ("Missa «Veni sponsa Christi»")

Ноты сочинений Христофа Штрауса на сайте библиотеки IMSLP