Страделла, Алессандро
1639 - 1682

Назад

Alessandro Stradella

  • Дата рождения: 3 апреля 1639
  • Место рождения: Непи, около Витербо, Италия
  • Дата смерти: 25 февраля 1682
  • Место смерти: Генуя, Италия

1. Жизнь

Страделла происходил из знатного рода, изначально из Фивиццано в Тоскане; когда его прадядя Алессо стал епископом Сутри и Непи, семья переехала на юг. Отец Алессандро, Марк’Антонио, был членом ордена Кавальери ди Сан Стефано — престижного военного ордена, основанного в Пизе Медичи. Во время войны в Кастро он стал вице-маркизом Виньолы, и, возможно, в 1642–1644 гг. Алессандро жил там с семьёй.

С 1653 по 1660 год, после смерти Марк’Антонио, Алессандро жил с матерью и братом Стефано во дворце Ланте в Риме, где служил пажом. Первое упоминание о Страделле как о композиторе датируется 11 марта 1667 года — латинское ораторио его сочинения было исполнено для Архиконфратерниты SS Crocifisso.

Скоро он начал получать заказы от венецианского Поло Микьель, и к началу 1668 года сочинил пролог «O di Cocito oscure deità» (текст Дж.Ф. Апполони) для комической оперы Якопо Мелани Il Girello, одной из самых часто исполнявшихся опер века. Следующим сотрудничеством Страделлы и Апполони стала серената Se desio curioso (La Circe), представленная 16 мая 1668 года во дворце Олимпии Альдобрандини Памфили в Фраскати в честь возведения Леопольдо де Медичи в кардиналы.

Связи Страделлы с аристократией давали ему доступ к богатым покровителям, однако, несмотря на заказы из Рима и Венеции, оплата шла медленно, и он оказался в финансовых трудностях. 27 ноября 1670 года он попросил своего покровителя кардинала Флавио Кьиджи о крупном займе. Результат этого неизвестен, но Страделла начал сотрудничать с новым театром Тординона, сочиняя прологи, интермедии и заменяющие арии для сезонов 1671–1672 годов.

В римский период Страделла продолжал сочинять ораторио, теперь на итальянском языке, такие как S Editta, vergine e monaca и Ester, liberatrice del popolo ebreo, оба на либретто Лелио Орсини. Осенью 1671 года он написал кантату L’avviso al Tebro giunto в честь свадьбы Анны Терезы Памфили Альдобрандини и принца Джованни Андреа Дория из Генуи. Август 1674 года стал датой исполнения серенаты Vola, vola in altri petti, заказанной принцем Гаспаре Альтьери для исполнения перед Кристиной Шведской; это произведение является самым ранним датируемым сочинением, использующим инструментовку кончерто гроссо.

28 января 1675 года мотет Страделлы Pugna, certamen был услышан в церкви SS Domenico e Sisto на посвящении Анжелики Ланте в монахини; он также был написан для ансамбля кончерто гроссо. Другое произведение с той же инструментовкой было исполнено 31 марта — ораторио San Giovanni Battista, заказанное Venerabile Compagnia della Pietà. В 1675 году способности Страделлы также были признаны папой Климентом X, который сделал его почётным «слугой».

Примерно в это время королева Кристина написала подробный сценарий, который Бальдини превратил в стихотворение, а Страделла положил на музыку в серенате Il Damone; и она также использовала инструментовку кончерто гроссо.

Хотя точная дата неизвестна, несколько кантат по текстам можно отнести к римскому периоду Страделлы. Кантата Ecco Amore ch’altero risplende была посвящена свадьбе Анны Альтьери с Эджидио Колонна 14 июня 1676 года. Первое упоминание инструментальной музыки Страделлы датируется июлем 1676 года, когда Поло Микьель заказал сонату (возможно, для кончерто гроссо).

Осенью того же года Страделла вел переписку с венецианцем относительно того, стоит ли ему покидать Рим. Вместе с кастрато Джованни Баттиста Вульпио он смог получить 10 000 скуди от «некрасивой и старой» женщины для устроения брака с родственником кардинала Чибо, папского секретаря государства. Заговорщиков угрожало тюремное заключение, и Страделла уехал в Венецию в начале февраля 1677 года. Там Поло Микьель и его брат Джироламо снова попросили его музыку.

Есть упоминание о том, что Страделла сочинял оперу для Teatro di SS Giovanni e Paolo на либретто Джанфранческо Салити, возможно, на карнавал 1678 года, но, по-видимому, ничего из этого не вышло. Известно, что Алвизе Контари попросил его обучать свою возлюбленную Агнезе Ван Уффеле, и они вместе покинули Венецию в июне 1677 года и направились в Турин. Страделла был достаточно дерзок, чтобы попросить Поло Микьель письма-рекомендации.

Менее чем через месяц Контари приехал в Турин, Агнезе вошла в монастырь S Maria Maddalena, а Страделла — в S Domenico. Контари уехал, но дал распоряжение архиепископу: девушка должна выйти за Страделлу замуж или принять постриг. Под давлением Страделла согласился на брак и 10 октября 1677 года подписал брачный контракт. Однако, уходя от монастыря, он был атакован сзади и оставлен умирать. Двое убийц нашли убежище во дворце французского посла.

Это событие вызвало международный «дело Страделлы». Мария Джованна заключила отца Агнезы в тюрьму, возмутилась вмешательством «иностранных» сил и написала Людовику XIV жалобу на действия его посла. Различные представители дворов подтвердили, что убийцы были наняты Контари, и в конечном итоге Франция и Савойя использовали этот случай для урегулирования другой дипломатической проблемы. К ноябрю Страделла восстановился и урегулировал свои разногласия с Контари, и в начале 1678 года прибыл в Геную. Больше ничего не известно о судьбе Агнезе Ван Уффеле.

В Генуе он сразу же был назначен руководителем оркестра театра Falcone и обучал некоторых певиц. Группа дворян согласилась платить ему 100 испанских дублонов в год, предоставлять дом, питание и слугу; взамен он должен был лишь оставаться в Генуе. В быстром темпе он написал La forza dell’amor paterno (исполнялось 15 раз в сезоне 1678–1679), Le gare dell’amor eroico и комическую оперу Il Trespolo tutore. Одновременно он преподавал и сочинял музыку как духовную, так и светскую.

В 1680 году он написал моральную кантату Alle selve, agli studi, all'armi на слова Бенедетто Памфили, а также духовную кантату Esule dalle sfere; некоторые его произведения были опубликованы в сборниках в Англии (1679) и Италии (1680). В 1681 году герцог Франческо II д’Эсте в Модене заказал у него ораторио: La Susanna (на либретто секретаря герцога Джованни Баттиста Джардини) было исполнено в оратории S Carlo в апреле. Другой заказ, на оперу, поступил от герцога Флавио Орсини в Риме, который попросил Страделлу положить на музыку его либретто Moro per amore. 24 мая композитор отправил готовую партитуру, сообщив, что сочиняет «детективную оперетту» на шесть персонажей для исполнения в летней вилле.

Он также завершал серенату в честь свадьбы Карло Спинолы и Паолы Бриньоле: Il barcheggio, «сочетание гармоничных голосов, поэзии и инструментальной музыки», была исполнена в бухте Генуи 19 июня.

Жизнь Страделлы трагически оборвалась в 42 года, когда неизвестный убийца зарезал его по причинам, до сих пор неясным. В городе с публичным пуританством и частной преступностью, свободный доступ к аристократии, особенно к женщинам, уже вызывал жалобы в анонимных письмах, и говорили, что убийство было организовано неким Джованни Баттиста Ломеллино, который завидовал, когда понял, что актриса, беременная и оставленная (якобы Абате Гранвеллой), и которой он помогал, предпочла Страделлу ему.

Как бы там ни было, похороны Страделлы в церкви S Maria delle Vigne, одной из самых аристократичных церквей Генуи, и тщательный уход за его обезображенным телом и душой (с оплатой 24 месс) свидетельствуют о уважении, оказанном джентльмену.

2. Произведения.

Выдающимися стилистическими чертами музыки Страделлы являются контрапунктовая фактура, постоянно варьируемые ритмы и иногда яркие гармонические последовательности в тональном контексте. Сохранившиеся произведения композитора, всего 309, охватывают все основные категории, как инструментальные, так и вокальные.

Его инструментальная музыка, дошедшая до нас, насчитывает 27 произведений. За исключением цикла из 25 вариаций на басовую тему, все они представляют собой sonate da chiesa (церковные сонаты) из трёх–шести частей. Наибольшее из этих произведений содержит 333 такта. Наиболее часто используемая тональность — ре; 17 из 26 струнных произведений имеют все части в одной и той же тональности. Примерно пятая часть частей написана в двудольной форме, хотя стиль больше основан на мотивной игре, чем на группировке фраз. Имитация является доминирующей техникой; в сочетании с сильным ритмическим движением она придаёт музыке настойчивость и единство. Ни одна часть Страделлы не носит танцевального названия, однако несколько произведений имеют характерные ритмы типичных барочных танцев. Музыка явно тональна; в большинстве произведений основные тональности — тоника, доминанта и субдоминанта. Чаще всего встречаются большие и малые терции (аккорды 5-3), а второстепенные доминанты встречаются обильно.

Страделла пишет для струнных инструментов идиоматически, используя гаммы, арпеджио и характерные фигурации, но при этом не использует полностью технические возможности инструментов. Две инструментальные композиции отражают его опыт работы с сакральной вокальной музыкой. Одна четырёхчастная соната написана для двух «коров» (первый состоит из двух скрипок и континуо, второй — из двух корнеттов и континуо), которые ведутся как независимые группы в манере вокальных cori spezzati; тембры никогда не смешиваются. Четырёхчастная Sonata a otto viole con una tromba, в которой чередуются две группы по четыре струнных, демонстрирует подобный приём, но с добавлением партии облигато для трубы.

Наибольший вклад Страделлы в развитие инструментальной музыки — это использование инструментовки concerto grosso, применённой сначала как аккомпанемент к вокальной музыке, затем в открывающих синфониях к вокальным произведениям и, наконец, для самостоятельной инструментальной композиции. Кантата Vola, vola in altri petti является самым ранним датируемым произведением с такой инструментовкой. В Sonata di viole a concertino партии двух скрипок и лютни чередуются с «concerto grosso di viole». Хотя партии концертину не намного сложнее, чем у концерто-гроссо, поддерживается различие по громкости, так как группы редко соединяются (это происходит только в третьей части). Внутри каждой группы встречается имитация. Этот самый ранний известный концерт-гроссо, вероятно, послужил моделью для op. 6 Корелли — первых опубликованных концерт-гроссо, что вполне возможно, так как композиторы, по всей видимости, были знакомы.

Несмотря на значимые достижения в инструментальной музыке, большая часть произведений Страделлы — вокальные. Следуя требованиям поэтико-музыкальной структуры XVII века, он использовал versi sciolti для речитативов и более структурированные стихотворные формы для арий. Поскольку поэты того времени не стремились к общей организации чередования этих типов стихов, вокальная музыка Страделлы не проявляет предпочтения по числу частей.

В речитативах используются ноты восьмых и шестнадцатых длительностей в свободной манере, имитирующей ритмы речи. Формальная мелодия там не создаётся, но линии имеют ясные контуры и в основном движутся по соседним звукам. Полная каденция используется только в важных местах вербальной пунктуации; иначе поток поддерживается отказом от каденции. Иногда бас остаётся статичным на длинные фразы, создавая драматическое настроение. Каденции с последним слогом на предпоследней ноте, широко применявшиеся ранее в XVII веке, по-прежнему часто встречаются в музыке Страделлы.

Страделла использовал ариозо для усиления эмоционального содержания речитатива без нарушения драматического потока, для облегчения монотонности длинного речитатива и для организации речитатива через его повторение как рефрен. В некоторых произведениях, таких как Il Corispero, арioso также служит формальным мостом между речитативом и арием, появляясь систематически в конце речитативных частей перед ариями.

Для арий Страделла применял несколько форм без явных предпочтений, обычно следуя структуре текста по частям или строфам. Часто встречаются популярные формы ABB’ и AB, а также ABA, с или без чётких контрастов тональности и метра; размеры варьируются значительно. Некоторые арии строятся на остинато, которое обычно перемещается по другим высотам и может видоизменяться. Схожей особенностью является использование одного ритмического мотива на протяжении всей части, придающего настойчивость и динамику музыке.

Во всей вокальной музыке предпочитается контрапунктовая фактура: голоса и инструменты чаще всего ведут себя в имитации, создавая полную концертантную текстуру. Если используется оркестр, он может играть только риторнелло, чередовать фразы с голосом или сопровождать непрерывно. Вокальная музыка явно тональна, как по гармоническим последовательностям, так и по модуляциям; предпочтение отдаётся начальным мотивам, которые очерчивают тонику.

Наибольший вклад Страделлы — в развитие кантаты: дошли 174 примера. Кантата отражает популярность recitar cantando: это поэтический жанр, чередующий versi sciolti (для речитатива) и закрытые поэтические формы (для арий). Это не драма, хотя драматические элементы могут присутствовать; обычно кантаты описательные, объяснительные или рассуждающие.

Кантаты Страделлы делятся на:

  • Светские — в основном любовные, серьёзные, комические или исторические.
  • Сакральные — например, Si apra al riso ogni labro для Рождества.
  • Моральные — дидактического характера, например, Spuntava il dì.

Большинство светских кантат — для одного голоса с континуо: из 123 таких произведений 107 для сопрано, 7 для баса, 5 для альта, 2 для тенора и по одному для меццо-сопрано и баритона. 10 светских кантат для двух-трёх голосов с континуо, ещё 22 — с более крупными инструментальными составами. Эти произведения часто называют серенатами, обычно создавались для конкретных событий.

Сакральные и моральные кантаты демонстрируют такое же разнообразие инструментовки.

Страделла тщательно подчинял музыку тексту, как по структуре, так и по значению. В кантатах предпочтение отдаётся слоговой подаче (каждому слогу — отдельная нота), с преимущественным шаговым движением и небольшими скачками, в постоянно меняющихся ритмических рисунках, отражающих ударения текста. Когда Страделла отходил от этого подхода, это, вероятно, было связано с желанием лучше интерпретировать смысл текста или с учётом конкретного исполнителя (например, Андреа Адами, для которого он писал особенно виртуозные кантаты). Даже в этих случаях он следил за тем, чтобы слова оставались понятными, начиная с слоговой подачи и оставляя более сложное исполнение для повторов текста.

Другой важный аспект кантат — басовая линия, часто требующая виртуозной игры. Бас может быть организован как остинато (обычно в свободной форме), но Страделла всегда стремился создать максимально контрапунктическую фактуру, доступную силам исполнителей.

Тексты ораторий Страделлы весьма разнообразны:

  • S. Editta — персонажи олицетворяют абстрактные понятия (Благородство, Красота, Скромность, Величие, Чувства), что напоминает моральную оперу Кавальери La rappresentatione di Anima et di Corpo.
  • S. Pelagia — также аллегорическая, с персонажами вроде Религия и Мир.
  • La Susanna — рассказывает библейскую историю с хором комментаторов и главными персонажами, по образцу ораторий Кариссими.
  • S. Giovanni Crisostomo и Ester — схожие по типу; в Ester даже два голоса выступают как testo (бас в первой части, сопрано во второй).
  • S. Giovanni Battista — драматическая оратория без аллегорических фигур и testo, демонстрирующая настоящие человеческие страсти.

Музыка ораторий разнообразна:

  • аккомпанемент — от одного континуо (S. Giovanni Crisostomo), через два скрипки с континуо (Susanna, вероятно S. Editta и Ester), до более сложных ансамблей с концертино и концертной группой (S. Giovanni Battista).
  • Полифонические ансамбли в S. Editta отражают обучение Страделлы контрапункту stile antico.
  • S. Pelagia напоминает кантату с лирическим письмом.
  • Susanna демонстрирует интерес к ритму, инструментальным мотивам и свободному использованию остинато, характерному для зрелого периода Страделлы.
  • В S. Giovanni Battista концертная группа используется мастерски: 6 из 14 арий — с континуо, 7 — с оркестром; структура сопровождения разнообразна: концертино, концертная группа, их комбинации. Остинато встречается только в ариях с континуо и используется свободно. Da capo формы редки, речитативы часто используют арииозо.

Все оперы Страделлы имеют серьёзные основные сюжеты, за исключением Il Trespolo tutore — ранней опера-буффа и одной из первых, где в главной роли выступает комический бас.

  • Речитативы в Il Trespolo tutoreскороговорочные, с множеством повторяющихся нот.
  • Арии Тресполo лёгкие, быстрые, с беглыми восьмыми или простыми народными мелодиями.
  • Использование фальцета ещё больше подчеркивает его комический характер.
  • Серьёзные сцены, где звучат арии с оркестровым сопровождением, создают контраст с комедийной частью.
  • В то же время мелодический стиль здесь полностью лишён колоратуры.

Оркестр в операх Страделлы обычно состоит из двух скрипок и континуо. Он исполняет:

  • вступительные синфонии,
  • ритурнели в ариях с континуо,
  • аккомпанементы к некоторым ариям.

Поздние оперы (La forza dell’amor paterno, Moro per amore):

  • Оркестр используется гораздо активнее: для непрерывного сопровождения вокала и диалогов с голосом.
  • Однако арий только с континуо всё ещё много.

Le gare dell’amor eroico (поставлена в 1679):

  • делает акцент на ансамблях,
  • тяготеет к stile antico,
  • и не стремится к драматическому развитию средствами музыки.
  • Это указывает на то, что произведение написано раньше, чем дата постановки.

Il Corispero показывает интерес Страделлы к ритму:

  • мелодический стиль более мотивный и инструментальный,
  • иногда один ритмический рисунок повторяется во всех партиях, становясь основным мотивом арии.

La forza dell’amor paterno:

  • отличается вокальной виртуозностью,
  • повсеместно встречаются колоратурные пассажи (кроме комических ролей),
  • голоса используются в концертирующем стиле — или протяжённо над инструментами, или в коротких быстрых диалогах.

Moro per amore:

  • сохраняет тот же контрапунктический стиль,
  • большинство арий имеют форму da capo, но встречаются и другие, часто очень протяжённые.

Также сохранились:

  • 11 прологов и
  • 9 интермеццо к операм других композиторов (все — комические).

Из духовных вокальных сочинений Страделлы:

  • 4 произведения имеют литургическое назначение,
  • 14 — нелитургические мотеты.

В них можно выделить разные стили:

  • некоторые демонстрируют традиционные полифонические приёмы (например, Ave regina coelorum — «Радуйся, царица небесная»),
  • другие чередуют сольные эпизоды с разделами для нескольких голосов (например, Sinite lacrimari — «Позвольте плакать»),
  • большинство же написаны в так называемом «кантатном стиле» — с чередованием речитативных и замкнутых музыкальных форм.

Помимо этого, сохранились:

  • 36 арий,
  • 13 дуэтов,
  • 1 трио и
  • 8 мадригалов (с бассо континуо или без него).

Также уцелела часть музыкально-теоретического трактата Страделлы.


Ноты сочинений Алессандро Страделлы на сайте библиотеки IMSLP