Штёрль, Йохан Георг Кристиан
1675 - 1719
Назад
Störl, Johann Georg Christian
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Георг Кристиан Штёрль был немецким композитором. Он вырос в Гайлдорфе, рядом с Бакнангом. По словам Маттезона, он был хористом при дворе Штутгарта с 12 лет, хотя официальные записи фиксируют его там только с 16 апреля 1690 года; он оставался хористом до 22 января 1695 года.
Начальное музыкальное образование Штёрль получил у капельмейстера Теодора Шварцкопфа, который позже утверждал, что за семь лет обучения он привил Штёрлю множество полезных навыков, особенно на клавишных инструментах, так что даже будущим младшим членом капеллы, Штёрль мог играть на органе для обычных церемоний при дворе.
В начале 1697 года герцог Эберхард Людвиг отправил его к Пахельбелю в Нюрнберг для обучения композиции и игре на клавишных. В 1699 году Штёрль вернулся в Штутгарт и стал придворным органистом. В 1701 году герцог разрешил ему учиться у Ф.Т. Рихтера в Вене, где он играл перед императором.
В феврале 1702 года он путешествовал через Маастрихт, морем в Венецию, затем в Феррару, Болонью и Рим, где находился с 8 марта 1702 по 11 января 1703 года. В Риме он познакомился с Франческо Грасси, Бернардо Паскуини и Арканджело Корелли. Обратный путь проходил через Флоренцию, Болонью, Феррару и Венецию (где он встретился с К.Ф. Поллароло), далее через Маастрихт, Аугсбург и Ульм.
Штёрль был назначен капельмейстером при дворе Штутгарта 23 апреля и приступил к обязанностям 5 мая. Он работал вместе со своим бывшим учителем Шварцкопфом под старшим капельмейстером: до 1704 года это был Й.С. Куссер, с 1706 — Й.К. Пец. Разногласия с Пецем и низкая оплата привели Штёрля к подаче заявки на пост органиста в монастырской церкви в начале 1707 года; он был назначен 19 февраля и вступил в должность в День святого Георгия. В новой роли он многое сделал для реорганизации музыки капитула.
Штёрль известен как автор органных сочинений, кантат, сонат и литургических произведений. Его музыка сочетает традиции немецкой церковной школы с влиянием итальянской барочной клавирной и инструментальной практики. Он создавал произведения как для хоров, так и для инструментальных ансамблей, уделяя внимание гармоническому разнообразию и выразительности мелодии.
Органные и хоральные сборники:
Духовные кантаты:
Инструментальная музыка:
Циклы:
Ноты сочинений Йохана Георга Кристиана Штёрля на сайте библиотеки IMSLP