Штёрль, Йохан Георг Кристиан
1675 - 1719

Назад

Johann Georg Christian Störl

  • Дата рождения: 14 августа 1675
  • Место рождения: Кирхберг-ан-дер-Ягст, Германия
  • Дата смерти: 26 июля 1719
  • Место смерти: Штутгарт, Германия

Биография

Йохан Георг Кристиан Штёрль был немецким композитором. Он вырос в Гайлдорфе, рядом с Бакнангом. По словам Маттезона, он был хористом при дворе Штутгарта с 12 лет, хотя официальные записи фиксируют его там только с 16 апреля 1690 года; он оставался хористом до 22 января 1695 года.

Основы музыки Штёрль получил у Хофкапельмейстера Теодора Шварцкопфа, который позже утверждал, что за семь лет обучения он привил Штёрлю множество полезных навыков, особенно на клавишных инструментах, так что даже будучи младшим членом капеллы, Штёрль мог играть на органе для обычных церемоний при дворе.

В начале 1697 года герцог Эберхард Людвиг отправил его к Пахельбелю в Нюрнберг для обучения композиции и игре на клавишных. В 1699 году Штёрль вернулся в Штутгарт и стал придворным органистом. В 1701 году герцог разрешил ему учиться у Ф.Т. Рихтера в Вене, где он играл перед императором.

В феврале 1702 года он путешествовал через Маастрихт, морем в Венецию, затем в Феррару, Болонью и Рим, где находился с 8 марта 1702 по 11 января 1703 года. В Риме он познакомился с Франческо Грасси, Бернардо Паскуини и Арканджело Корелли. Обратный путь проходил через Флоренцию, Болонью, Феррару и Венецию (где он встретился с К.Ф. Поллароло), далее через Маастрихт, Аугсбург и Ульм.

Штёрль был назначен Хофкапельмейстером при дворе Штутгарта 23 апреля и приступил к обязанностям 5 мая. Он работал вместе со своим бывшим учителем Шварцкопфом под старшим капельмейстером: до 1704 года это был Й.С. Куссер, с 1706 — Й.К. Пец. Разногласия с Пецем и низкая оплата привели Штёрля к подаче заявки на пост органиста в Stiftskirche в начале 1707 года; он был назначен 19 февраля и вступил в должность в День святого Георгия. В новой роли он многое сделал для реорганизации музыки капитула.

Его органная книга гимнов содержит множество оригинальных обработок, некоторые из которых использовались до XX века. Шубарт, описывая церковные кантаты Штёрля, считал «тутти и финальные хоры особенно мастерскими». Двухчастные сонаты для корнетта и трёх тромбонов, по всей видимости, предназначались для башенной музыки Stiftskirche.

Творчество

Штёрль известен как автор органных сочинений, кантат, сонат и литургических произведений. Его музыка сочетает традиции немецкой церковной школы с влиянием итальянской барочной клавирной и инструментальной практики. Он создавал произведения как для хоров, так и для инструментальных ансамблей, уделяя внимание гармоническому разнообразию и выразительности мелодии.

Произведения

Органные и клавирные книги:

  • Neubezogenes Davidisches Harpfen- und Psalter-Spiel, oder: Neu-aufgesetztes Würtembergisch-vollständiges … Schlag-Gesang- und Noten-Buch (Новообновлённая Давидова книга арфы и псалмов, или: Ново составленная полностью Вюртембергская книга удара, песнопений и нот), 1 том, басовый ключ (Штутгарт, 1710, 2/1721, 3/1744, 4/1777)

Кантаты:

  • Die in Christo Jesu erschienene Freundlichkeit und Leutseeligkeit Gottes durch dessen Menschwerdung und Geburt in einer Cantata vorgestellet (Явленная во Христе Иисусе доброта и благая воля Божия через Его воплощение и рождение, представленная в кантате), для сопрано, 2 скрипок, 2 флейт, клавесин (Штутгарт, б/д)
  • 4 кантаты, 16 арий в Denck-Mahl der Erkentniss, Liebe und Lob Gottes (Трапеза размышления о познании, любви и хвале Божией), сопрано, басовый ключ (Штутгарт, 1711)

Инструментальные произведения:

  • 6 сонат для корнетта и 3 тромбонов (6 Sonaten, cornett, 3 trbn)
  • Отдельные литургические и клавирные произведения, включая пьесы для двух гобоев, двух валторн и басона, 1711

Циклы:

  • Полный годовой цикл кантат и других литургических произведений (по Маттезону)
  • Отдельные пьесы для клавира и ансамблей, указанные в каталоге музыки придворной капеллы Рудольштадта


Ноты сочинений Йохана Георга Кристиана Штёрля на сайте библиотеки IMSLP