Стораче, Бернардо
1637 - 1707
Назад
Bernardo Storace

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бернардо Стораче был итальянским композитором. Всё, что известно о его жизни, извлекается из титульного листа его единственной коллекции музыки: в 1664 году он занимал должность вице-маэстро ди капелла при сенате Мессины, Сицилия.
Поскольку музыка была опубликована в Венеции и больше напоминает стиль Северной Италии, чем неаполитанско-римскую школу, можно предположить, что Стораче родом с севера. Неизвестно, был ли он предком семьи Стораче, которая была активна в Англии в конце XVIII века.
Вся сохранившаяся музыка Стораче содержится в его сборнике Selva di varie compositioni d’intavolatura per cimbalo ed organo (Сборник различных клавирных сочинений для клавесина и органа, Венеция, 1664). Этот труд представляет собой важное звено между творчеством Фрескобальди и Паскуини.
Стораче сосредоточился на более крупных формах, создавая вариации на басовые схемы. Одна группа из девяти вариаций включает темы passamezzo (пассамеццо), romanesca (романеска), spagnoletta (испанолетта), monica (моника) и Ruggiero (Руджеро), с более длинными структурами до 24 тактов. Другая группа, состоящая из четырёх пассакалий и одной чаконны (ciaccona, чаконна), использует краткие четырёхтактные повторяющиеся схемы. В первых вариациях некоторые партии помечены как gagliarda (гальярда) и corrente (корренте).
Пассакалии разделены на партии, каждая из которых состоит из повторений басовой линии, различающейся по метру, настроению или, что особенно важно, по тональности, с последовательностями тональностей, такими как D–A–E–h-moll и F-moll–h-moll–E. Эти последовательности соединены краткими модулирующими переходами, помеченными как passa ad altro tono (переход в другую тональность), что демонстрирует понимание Стораче тональности. Значимо, что его произведения впервые обозначены как Alamire, Csolfaut и т.д., а не по традиционным церковным тонам, использовавшимся Фрескобальди. Всего Стораче написал около 320 четырёхтактных фраз на основе нисходящего тетрахорда.
Две токкаты (toccata, токката), каждая из которых сопровождается канцоной (canzona, канцона), менее динамичны и страстны, чем у неаполитанских и римских предшественников. Они короче, мягче, более созвучны и сосредоточены только на гармониях тоники, доминанты и субдоминанты. Две рикеркаре (ricercare, рикеркара) более впечатляющие, особенно первая, имеющая три части с отдельными темами и четвёртую часть, где все темы объединяются; первая тема использовалась Фрескобальди в открывающей части его Ricercare con l’obbligo di cantare la quinta parte senza tocarla (Рикеркара с обязательством исполнять пятую партию без игры на инструменте) в Fiori musicali (Музыкальные цветы, Венеция, 1635).
Сборник также включает четыре танца (dance, танцы), а финальная пьеса — длинная пастораль (Pastorale, Пастораль) с искусно сконструированными повторяющимися схемами и вариациями текстуры и настроения на педали D.
Сборник:
Клавирные формы:
Ноты сочинений Бернардо Стораче на сайте библиотеки IMSLP