Штёльцель, Готтфрид Генрих
1690 - 1749
Назад
Gottfried Heinrich Stölzel

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Готтфрид Генрих Штёльцель был немецким композитором и теоретиком музыки. Первые музыкальные уроки он получил у своего отца, ученика органиста при дворе Халле Морлица Эдельмана.
В 1707 году поступил в Лейпцигский университет, но больше тянуло к опере, недавно вновь открытой там, и к Collegium Musicum, основанному Телеманом и в то время под руководством Мельхиора Хофмана. Штёльцель проявил себя как полезный переписчик для Хофмана, который вскоре признал его композиторский талант. Первые произведения Штёльцеля исполнялись под именем его учителя Эмануэля Кегеля и только позднее публиковались под его собственным именем.
В 1710 году он переехал в Бреслау, где преподавал пение и клавишные в аристократических кругах, сочинял для Collegium Musicum и создал своё первое драматическое произведение. Преподаватель итальянского языка советовал ему поехать в Италию для совершенствования композиции, но Штёльцель сначала отправился в Халле, написал пастораль для двора в Гере и по поручению двора Цейца сочинил три оперы для ярмарки в Наумбурге. Позднее ему предлагали должности капельмейстера при дворах Геры и Цейца, которые он отказался принять.
В конце 1713 года Штёльцель отправился в Италию, где встретился с Франческо Гаспарини, Алессандро Марчелло, Ч.Ф. Поллароло и Вивальди в Венеции, а также с Антонио Бонончини и Доменико Скарлатти в Риме. Во Флоренции, будучи гостем двора, он написал многочисленные кантаты и дуэт для праздничного концерта. Считается, что он отказался остаться в Италии по религиозным соображениям.
В 1715 году Штёльцель переехал в Прагу, где провёл три года, активно участвуя в музыкальной жизни города и создавая драматические произведения, оратории, мессы и инструментальную музыку. Он отклонил предложение службы при Дрезденском дворе с поездкой во Францию и в 1717 году вернулся в Байройт, где получил заказ на церковную музыку к 200-летию Реформации и другие композиции для празднования дня рождения герцога.
К началу 1718 года Штёльцель стал капельмейстером при дворе в Гере, а 24 февраля 1720 года был назначен на тот же пост при дворе в Саксен-Готе, где служил 30 лет, создавая музыку для церкви, оперы и придворных торжеств. Он также выполнял заказы для дворов Зондерхаузена и Геры. Штёльцель пользовался уважением как педагог и теоретик музыки, в 1739 году был избран членом общества музыкальных наук Лоренца Кристофа Мизлера.
Его репутация была так высока, что Мизлер ставил его выше И.С. Баха, а сам Бах ценил музыку Штёльцеля и включил его Partia in G minor (с добавленным собственным трио к менуэту) в Das Clavier-Büchlein vor Wilhelm Friedemann Bach. Многие произведения Штёльцеля были забыты в конце XVIII века, а значительная часть рукописей в Готе была утеряна при преемнике Георге Бенде. Интерес к его творчеству возродился в XX веке с публикацией Concerto Grosso in D для квартета оркестров.
Штёльцель был плодовитым композитором, создавая как оперные и сценические произведения, так и церковные кантаты, оратории, мессы, инструментальную и камерную музыку. Он также писал теоретические работы, включая трактат о каноне (Practischer Beweis) и первый крупный специализированный трактат о речитативе (Abhandlung vom Recitativ), где показана его выдающаяся способность работать с речитативом для нескольких голосов, как поочерёдно, так и совместно.
Его музыка сочетает традиционную архитектонную форму с новыми принципами композиции, развивающимися в период перехода от барокко к раннему классицизму. Штёльцель предпочитал арии да капо, используя их для развития, создания образов и контраста. Несмотря на огромную продуктивность, в некоторых произведениях встречаются поверхностные моменты, но лучшие сочинения демонстрируют мастерство и богатство идей.
Сценическая музыка:
Священные вокальные произведения:
Инструментальная музыка:
Теоретические труды:
Ноты сочинений Готтфрида Генриха Штёльцеля на сайте библиотеки IMSLP