Штёльцель, Готтфрид Генрих
1690 - 1749

Назад

Stölzel, Gottfried Heinrich

  • Дата рождения: 13 января 1690
  • Место рождения: Грюнштедель, близ Шварценберга, Эрцгебирге, Германия
  • Дата смерти: 27 ноября 1749
  • Место смерти: Гота, Германия

Биография

Готтфирд Генрих Штёльцель был немецким композитором и теоретиком музыки. Первые музыкальные уроки он получил у своего отца, ученика органиста при дворе Халле Морлица Эдельмана.

В 1707 году поступил в Лейпцигский университет, но больше тянуло к опере, недавно вновь открытой там, и к музыкальному обществу (лат. Collegium Musicum), основанному Телеманом и в то время под руководством Мельхиора Хофмана. Штёльцель проявил себя как полезный переписчик для Хофмана, который вскоре признал его композиторский талант. Первые произведения Штёльцеля исполнялись под именем его учителя Эмануэля Кегеля и только позднее публиковались под его собственным именем.

В 1710 году он переехал в Бреслау, где преподавал пение и клавишные в аристократических кругах, сочинял для музыкального общества и создал своё первое драматическое произведение. Преподаватель итальянского языка советовал ему поехать в Италию для совершенствования композиции, но Штёльцель сначала отправился в Халле, написал пастораль для двора в Гере и по поручению двора Цейца сочинил три оперы для ярмарки в Наумбурге. Позднее ему предлагали должности капельмейстера при дворах Геры и Цейца, которые он отказался принять.

В конце 1713 года Штёльцель отправился в Италию, где встретился с Франческо Гаспарини, Алессандро Марчелло, Ч.Ф. Поллароло и Вивальди в Венеции, а также с Антонио Бонончини и Доменико Скарлатти в Риме. Во Флоренции, будучи гостем двора, он написал многочисленные кантаты и дуэт для праздничного концерта. Считается, что он отказался остаться в Италии по религиозным соображениям.

В 1715 году Штёльцель переехал в Прагу, где провёл три года, активно участвуя в музыкальной жизни города и создавая драматические произведения, оратории, мессы и инструментальную музыку. Он отклонил предложение службы при Дрезденском дворе с поездкой во Францию и в 1717 году вернулся в Байройт, где получил заказ на церковную музыку к 200-летию Реформации и другие композиции для празднования дня рождения герцога.

К началу 1718 года Штёльцель стал капельмейстером при дворе в Гере, а 24 февраля 1720 года был назначен на тот же пост при дворе в Саксен-Гота, где служил 30 лет, создавая музыку для церкви, оперы и придворных торжеств. Он также выполнял заказы для дворов Зондерхаузена и Геры. Штёльцель пользовался уважением как педагог и теоретик музыки, в 1739 году был избран членом общества музыкальных наук Лоренца Кристофа Мизлера.

Его репутация была так высока, что Мизлер ставил его выше И.С. Баха, а сам Бах ценил музыку Штёльцеля и включил его "Партию соль минор" (с добавленным собственным трио к менуэту) в "Клавирную книжечку Вильгельма Фридемана Баха". Многие произведения Штёльцеля были забыты в конце XVIII века, а значительная часть рукописей в Готе была утеряна при преемнике Георге Бенде. Интерес к его творчеству возродился в XX веке с публикацией "Кончерто гроссо ре мажор" для квартета оркестров.

Творчество

Штёльцель был плодовитым композитором, создавая как оперные и сценические произведения, так и церковные кантаты, оратории, мессы, инструментальную и камерную музыку. Он также писал теоретические работы, включая трактат о каноне ("Практическое доказательство" - "Practischer Beweis") и первый крупный специализированный трактат о речитативе ("Трактат о речитативе" - "Abhandlung vom Recitativ"), где показана его выдающаяся способность работать с речитативом для нескольких голосов, как поочередно, так и совместно.

Его музыка сочетает традиционную архитектоническую форму с новыми принципами композиции, развивающимися в период перехода от барокко к раннему классицизму. Штёльцель предпочитал арии да капо, используя их для развития, создания образов и контраста. Несмотря на огромную продуктивность, в некоторых произведениях встречаются поверхностные моменты, но лучшие сочинения демонстрируют мастерство и богатство идей.

Произведения

Сценическая музыка:

  • "Нарцисс" ("Narcissus") (музыкальная драма, 1711/12)
  • "Валерия" ("Valeria") (1712)
  • "Розы и тернии любви" ("Rosen und Dornen der Liebe") (пастораль, 1713)
  • "Артемизия" ("Artemisia") (опера/зингшпиль, 1713)
  • "Орион" ("Orion") (1713)
  • "Венера и Адонис" ("Venus und Adonis") (музыкальная драма, 1715–17)
  • "Акис и Галатея" ("Acis und Galathea") (музыкальная драма, 1715–17)
  • "Счастье, побеждённое любовью" ("Das durch Liebe besiegte Glück") (1715–17)
  • "Диомед" ("Diomedes") (1718)
  • "Гора музыки" ("Der Musenberg") (драма, 1723)
  • "Счастливая добродетель" ("Die beglückte Tugend") (пастораль, 1723)
  • "Геркулес Продиций, или Триумфирующая добродетель" ("Hercules Prodicius oder Die triumphirende Tugend") (1725)
  • "Жатва радостей" ("Die Ernde der Freuden") (пастораль, 1727)
  • "Терсандер и Демонасса, или Счастливая любовь" ("Thersander und Demonassa, oder Die glückliche Liebe") (пастораль, 1733)
  • "Любовь побеждает обман" ("L'amore vince l'inganno") (драма пастораль, 1736)
  • "Эндимион" ("Endymion") (музыкальная пастораль, 1740)
  • "Коронованная мудрость" ("Die gekrönte Weisheit") (зингшпиль, 1742)
  • "Добродетель, вознаграждённая жизнью и удовольствием" ("Die mit Leben und Vergnügen belohnte Tugend") (музыкальный зингшпиль, 1744)

Духовная музыка:

  • "Страдание Иисуса" ("Jesus patiens") (оратория, 1715/16)
  • "Каин, или первый погибший сын" ("Caino, overo Il primo figlio mavaggio") (оратория, 1715–17)
  • "Покаянная и примирённая Магдалина" ("Die büssende und versöhnte Magdalena") (оратория, 1716)
  • "Страдающая и умирающая на кресте любовь Иисуса" ("Die leidende und am Creutze sterbende Liebe Jesu") (Страсти, 1720)
  • Многочисленные мессы, пассионы и кантаты (всего 442 кантаты, включая 12 ежегодных циклов)

Инструментальная музыка:

  • "Концерто-гроссо на 4 хора" ("Concerto grosso a 4 chori")
  • "Концерто-гроссо ми" ("Concerto grosso e")
  • "Концерто-гроссо си" ("Concerto grosso b")
  • "Энхармоническая соната фа" ("Enharmonische Sonata, F") (клавесин)
  • "Партия соль минор" ("Partia, g") (клавесин)
  • Камерные трио-сонаты и квартеты для различных инструментов

Теоретические труды:

  • "Практическое доказательство канона" ("Practischer Beweis…")
  • "Трактат о речитативе" ("Abhandlung vom Recitativ")
  • Другие музыкально-теоретические работы (часть утрачена)

Ноты сочинений Готтфрида Генриха Штёльцеля на сайте библиотеки IMSLP