Штёльцель, Готтфрид Генрих
1690 - 1749

Назад

Gottfried Heinrich Stölzel

  • Дата рождения: 13 января 1690
  • Место рождения: Грюнштедель, близ Шварценберга, Эрцгебирге, Германия
  • Дата смерти: 27 ноября 1749
  • Место смерти: Гота, Германия

Биография

Готтфрид Генрих Штёльцель был немецким композитором и теоретиком музыки. Первые музыкальные уроки он получил у своего отца, ученика органиста при дворе Халле Морлица Эдельмана.

В 1707 году поступил в Лейпцигский университет, но больше тянуло к опере, недавно вновь открытой там, и к Collegium Musicum, основанному Телеманом и в то время под руководством Мельхиора Хофмана. Штёльцель проявил себя как полезный переписчик для Хофмана, который вскоре признал его композиторский талант. Первые произведения Штёльцеля исполнялись под именем его учителя Эмануэля Кегеля и только позднее публиковались под его собственным именем.

В 1710 году он переехал в Бреслау, где преподавал пение и клавишные в аристократических кругах, сочинял для Collegium Musicum и создал своё первое драматическое произведение. Преподаватель итальянского языка советовал ему поехать в Италию для совершенствования композиции, но Штёльцель сначала отправился в Халле, написал пастораль для двора в Гере и по поручению двора Цейца сочинил три оперы для ярмарки в Наумбурге. Позднее ему предлагали должности капельмейстера при дворах Геры и Цейца, которые он отказался принять.

В конце 1713 года Штёльцель отправился в Италию, где встретился с Франческо Гаспарини, Алессандро Марчелло, Ч.Ф. Поллароло и Вивальди в Венеции, а также с Антонио Бонончини и Доменико Скарлатти в Риме. Во Флоренции, будучи гостем двора, он написал многочисленные кантаты и дуэт для праздничного концерта. Считается, что он отказался остаться в Италии по религиозным соображениям.

В 1715 году Штёльцель переехал в Прагу, где провёл три года, активно участвуя в музыкальной жизни города и создавая драматические произведения, оратории, мессы и инструментальную музыку. Он отклонил предложение службы при Дрезденском дворе с поездкой во Францию и в 1717 году вернулся в Байройт, где получил заказ на церковную музыку к 200-летию Реформации и другие композиции для празднования дня рождения герцога.

К началу 1718 года Штёльцель стал капельмейстером при дворе в Гере, а 24 февраля 1720 года был назначен на тот же пост при дворе в Саксен-Готе, где служил 30 лет, создавая музыку для церкви, оперы и придворных торжеств. Он также выполнял заказы для дворов Зондерхаузена и Геры. Штёльцель пользовался уважением как педагог и теоретик музыки, в 1739 году был избран членом общества музыкальных наук Лоренца Кристофа Мизлера.

Его репутация была так высока, что Мизлер ставил его выше И.С. Баха, а сам Бах ценил музыку Штёльцеля и включил его Partia in G minor (с добавленным собственным трио к менуэту) в Das Clavier-Büchlein vor Wilhelm Friedemann Bach. Многие произведения Штёльцеля были забыты в конце XVIII века, а значительная часть рукописей в Готе была утеряна при преемнике Георге Бенде. Интерес к его творчеству возродился в XX веке с публикацией Concerto Grosso in D для квартета оркестров.

Творчество

Штёльцель был плодовитым композитором, создавая как оперные и сценические произведения, так и церковные кантаты, оратории, мессы, инструментальную и камерную музыку. Он также писал теоретические работы, включая трактат о каноне (Practischer Beweis) и первый крупный специализированный трактат о речитативе (Abhandlung vom Recitativ), где показана его выдающаяся способность работать с речитативом для нескольких голосов, как поочерёдно, так и совместно.

Его музыка сочетает традиционную архитектонную форму с новыми принципами композиции, развивающимися в период перехода от барокко к раннему классицизму. Штёльцель предпочитал арии да капо, используя их для развития, создания образов и контраста. Несмотря на огромную продуктивность, в некоторых произведениях встречаются поверхностные моменты, но лучшие сочинения демонстрируют мастерство и богатство идей.

Произведения

Сценическая музыка:

  • Narcissus (Нарцисс, музыкальная драма, 1711/12)
  • Valeria (Валерия, 1712)
  • Rosen und Dornen der Liebe (Розы и тернии любви, пастораль, 1713)
  • Artemisia (Артемизия, опера/Сингшпиль, 1713)
  • Orion (Орион, 1713)
  • Venus und Adonis (Венера и Адонис, музыкальная драма, 1715–17)
  • Acis und Galathea (Акис и Галатея, музыкальная драма, 1715–17)
  • Das durch Liebe besiegte Glück (Счастье, побеждённое любовью, 1715–17)
  • Diomedes (Диомед, 1718)
  • Der Musenberg (Гора музыки, драма, 1723)
  • Die beglückte Tugend (Счастливая добродетель, пастораль, 1723)
  • Hercules Prodicius oder Die triumphirende Tugend (Геркулес Продиций, или Триумфирующая добродетель, 1725)
  • Die Ernde der Freuden (Жатва радостей, пастораль, 1727)
  • Thersander und Demonassa, oder Die glückliche Liebe (Терсандер и Демонасса, или Счастливая любовь, пастораль, 1733)
  • L'amore vince l'inganno (Любовь побеждает обман, драма пастораль, 1736)
  • Endymion (Эндимион, музыкальная пастораль, 1740)
  • Die gekrönte Weisheit (Коронованная мудрость, сингшпиль, 1742)
  • Die mit Leben und Vergnügen belohnte Tugend (Добродетель, вознаграждённая жизнью и удовольствием, музыкальный сингшпиль, 1744)

Священные вокальные произведения:

  • Jesus patiens (Страдание Иисуса, оратория, 1715/16)
  • Caino, overo Il primo figlio mavaggio (Каин, или первый погибший сын, оратория, 1715–17)
  • Die büssende und versöhnte Magdalena (Покаянная и примирённая Магдалина, оратория, 1716)
  • Die leidende und am Creutze sterbende Liebe Jesu (Страдающая и умирающая на кресте любовь Иисуса, Страсти, 1720)
  • и другие многочисленные мессы, пассионы и кантаты (всего 442 кантаты, включая 12 ежегодных циклов)

Инструментальная музыка:

  • Concerto grosso a 4 chori (Концерт-гроссо на 4 хора)
  • Concerto grosso e (Концерт-гроссо ми)
  • Concerto grosso b (Концерт-гроссо си)
  • Enharmonische Sonata, F (Энхармоническая соната фа, клавесин)
  • Partia, g (Партия соль минор, клавесин, включена в Klavierbüchlein Вильгельма Фридеманна Баха)
  • Камерные трио-сонаты и квартеты для различных инструментов

Теоретические труды:

  • Practischer Beweis… (Практическое доказательство канона)
  • Abhandlung vom Recitativ (Трактат о речитативе)
  • Другие музыкально-теоретические работы, часть утрачена

Ноты сочинений Готтфрида Генриха Штёльцеля на сайте библиотеки IMSLP