Стобэус, Иоганн
1580 - 1646

Назад

Johann Stobäus

  • Дата рождения: 6 июля 1580 года
  • Место рождения: Грауденц (ныне Грудзёндз, Польша)
  • Дата смерти: 14 сентября 1646 года
  • Место смерти: Кёнигсберг (ныне Калининград, Россия)

Биография

Иоганн Стобэус родился 6 июля 1580 года в Грауденце. Получив первоначальное образование в родном городе, в 15 лет он был отправлен в приходскую школу Кёнигсберга, а в 1600 году поступил в Кёнигсбергский университет. Начиная с 1599 года он обучался музыке у Иоганна Эккарда, прибывшего в Кёнигсберг около 20 лет назад вместе с капеллой маркграфа Георга Фридриха Бранденбург-Ансбахского, управлявшего тогда герцогством Пруссия.

В 1601 году Стобэус вошёл в капеллу как певец, одновременно занимаясь частным преподаванием в семье состоятельного купца Бернхарда Тегиуса. Уже в 1602 году он был назначен кантором кафедрального собора и школы на Кнайпхофе. Его предшественником на этой должности был Иоганн Фогель, дядя поэта Симона Даха, который стал одним из ближайших друзей Стобэуса. Эккард написал свадебную песнь для второго брака Стобэуса в 1607 году, а Ян Питерсзон Свелинк прислал произведение для его третьего брака в 1617 году.

Собственные обязанности Стобэуса включали как руководство литургической музыкой, так и преподавание. Кроме того, он создал огромное количество сочинений для различных торжеств — как религиозных, так и официальных. В 1626 году, после 24 лет службы церкви, Стобэус был назначен капельмейстером Кёнигсбергского двора. Он оставался на этой должности до конца жизни, хотя условия работы были тяжёлыми: курфюрст Георг Вильгельм Бранденбургский находился в Берлине, жалование выплачивалось нерегулярно, и после смерти Стобэуса его наследники предъявили претензию на 1578 марок невыплаченной зарплаты. К тому же во время чумных эпидемий он потерял многих членов своей семьи.

С 1639 года Стобэус входил в «Общество Тыквенной беседки» (Kürbishütten-Gesellschaft) — кружок поэтов, музыкантов и интеллектуалов, собиравшихся в садовом павильоне Генриха Альберта. Участники общества ставили целью развитие немецкой поэзии и языка.

Творчество

Музыкальное наследие Стобэуса пострадало от утрат: семь томов его рукописей, хранившихся в Кёнигсбергском университете и библиотеке Валленродтов, погибли во время Второй мировой войны. Значительная часть произведений известна лишь по каталогу XIX века, однако сохранившиеся сочинения свидетельствуют о его значительном вкладе в музыку своего времени.

На раннем этапе творчества, до 1626 года, он создавал музыку для консервативной прусской литургии. Влияние учителя Эккарда и традиций Орландо ди Лассо чувствуется в его ранних сочинениях, где он ещё не использовал новшества итальянского стиля — монодию и генерал-бас. Тем не менее именно Стобэус совместно с Эккардом внёс большой вклад в развитие протестантского приходского пения: он добавил около 20 новых хоралов к репертуару и написал новые обработки знакомых мелодий. Один из его хоралов Such wer da will ein ander Ziel («Ищи, кто хочет, другую цель») на текст Георга Вайсселя до сих пор поётся в Германии.

В 1624 году он опубликовал сборник Cantiones sacrae («Священные песни»), включающий мотеты для 4–10 голосов и обработки Magnificat для 5–6 голосов. После назначения капельмейстером его стиль стал более современным: он использовал красочные приёмы звукописи и выразительные средства, заимствованные из монодии. Так, в свадебном мотете Herr, du hast meine Klage verwandelt in einen Reigen («Господи, Ты превратил моё сетование в хоровод», 1631) впервые проявляется этот новый язык. Его произведение Wenn der Herr die Gefangenen Zion erlösen wird («Когда Господь избавит пленников Сиона», 1640) считается сопоставимым с лучшими сочинениями Генриха Шютца.

К сожалению, утрачены многие поздние торжественные сочинения, например Chorus nympharum et faunorum («Хор нимф и фавнов») к приезду курфюрста Фридриха Вильгельма в 1641 году или свадебная музыка к браку герцога Якоба Ливландского в 1645 году.

Совместно с Эккардом Стобэус издал два тома Preussische Festlieder («Прусские праздничные песни») в 1642 и 1644 годах. Эти сочинения охватывают весь литургический год и занимают промежуточное место между простыми хоральными гармонизациями и более сложными мотетами. Тексты к ним написали поэты из кёнигсбергского кружка, а Стобэус положил их на музыку с мелодичными верхними голосами и самостоятельными нижними партиями.

Стобэус был также лютнистом. Его Stobaeus Lutebook («Лютневая книга Стобэуса», 1640), содержащая около 150 пьес немецкого, польского и литовского происхождения, ныне хранится в Британской библиотеке.

Произведения

  • Die teutsche Litaney neben etlichen geistlichen Liedern, deren meiste bei christlichen Leichenbegängnissen können gebraucht werden («Немецкая литания вместе с некоторыми духовными песнями, большинство из которых может использоваться при христианских похоронах»), 5 голосов (Кёнигсберг, 1610)
  • Cantiones sacrae harmoniae, item aliquot Magnificat («Священные гармонические песни и некоторые Magnificat»), 4–10 голосов, 5–6 голосов (Франкфурт-на-Майне, 1624)
  • Geistliche Lieder auff gewöhnliche preussische Kirchen Melodeyen («Духовные песни на обычные прусские церковные мелодии»), 5 голосов (Данциг, 1634)
  • Erster Theil der preussischen Fest-Lieder vom Advent an bis Ostern («Первая часть прусских праздничных песен от Адвента до Пасхи»), 5–8 голосов (Эльбинг, 1642)
  • Ander Theil der preussischen Fest-Lieder von Ostern an bis Advent («Вторая часть прусских праздничных песен от Пасхи до Адвента»), 5–8 голосов (Кёнигсберг, 1644)
  • Около 280 отдельных торжественных произведений
  • 6 духовных сочинений для 5 голосов
  • 2 мотета
  • 2 хорала для 5 голосов
  • Лютневая книга Stobaeus Lutebook («Лютневая книга Стобэуса»), 1640, около 150 пьес немецкого, польского и литовского происхождения


Ноты сочинений Иоганна Стобэуса на сайте библиотеки IMSLP