Штойерляйн, Иоганн
1546 - 1613

Назад

Johann Steuerlein

  • Дата рождения: 5 июля 1546
  • Место рождения: Шмалькальден, Тюрингия, Германия
  • Дата смерти: 5 мая 1613
  • Место смерти: Мейнинген, Германия

Биография

Иоганн Штойерляйн был немецким композитором, органистом и поэтом. С 1559 года он посещал гимназию в Магдебурге, где Кантором был Галлюс Дресслер, недавно унаследовавший процветающую музыкальную традицию, созданную Мартином Агриколой. В 1562 году он поступил в университет Виттенберга, одновременно зарабатывая на жизнь канцеляристом в Бургбрейтунгене, недалеко от Шмалькальдена. Возможно, он продолжал учёбу заочно в Йене.

С 1569 по 1589 год Штойерляйн был городским секретарём, Кантором и органистом в Вазунгене, недалеко от Мейнингена, где он создал большинство своих произведений, а одним из его учеников был Мельхиор Вульпиус. С 1589 года и до самой смерти он служил секретарём канцелярии курфюрста Саксонии в Мейнингене, а в 1604 году был назначен нотариусом и мэром города. В старости ему присвоили звание поэта-лауреата.

Он принадлежит к числу центральногерманских композиторов конца XVI века, которые с использованием cantus firmus в верхнем голосе придавали популярный, но одновременно утончённый характер немецким мотетам и полифоническим песням. В этом он был близок более старшему Леонхарду Шрётеру и своему современнику Иоахиму а Бурку. Произведения всех трёх композиторов широко распространялись при жизни.

Штойерляйн известен шестиголосной песней Das alte Jahr vergangen ist (Старый год прошёл), изданной в 1577 году; вероятно, только часть стихов принадлежит ему, а мелодия, используемая сегодня, является обработкой В. К. Бригеля, напечатанной в дармштадтском сборнике гимнов 1687 года. Его Страстная по Иоанну исторически тесно связана со Страстной по Иоанну Бурка (Die deutsche Passion), второе издание которой было опубликовано тем же издателем на три года раньше.

Творчество

Штойерляйн создал значительное количество духовных и светских произведений. Он принадлежит к числу композиторов, которые умело сочетали популярный стиль с полифоническими традициями. Его музыка отличается использованием cantus firmus, ясной текстовой подачей и гармоничным развитием мелодических линий. Мотеты чаще всего для двух хоров, с чередованием гомофонических и контрапунктических участков.

Произведения

Духовная музыка:

  • Intereunt iusti (Покойные праведники, мотеты на похороны графа Поппо Ганноверского, 5 голосов, 1574)
  • Das schöne Christliche und sehr Tröstliche Gebetlein (Прекрасная христианская и весьма утешительная молитва, 4–6 голосов, 1574)
  • Das deutsche Benedicite und Gratias vor und nach Tische, bethweiss zu singen (Немецкое «Благословите» и «Благодарности» до и после трапезы, 5 голосов, 1575)
  • Weltliche Gesänge (Светские песни, 4–5 голосов, 1575, утрачено)
  • 21 geistliche Lieder … zugerichtet durch L. Helmbold (21 духовная песня … составлена Л. Хельмболдом, 4 голоса, 1575)
  • Die deutsche Passion … nach … S. Johanne, in Figural Gesang (Немецкая Страстная по Иоанну, фигуральное пение, 4 голоса, 1576)
  • Das alte Jahr vergangen ist (Старый год прошёл, новогодний мотет, 5 голосов, 1577)
  • XXIIII Cantiones sacrae (24 священные песнопения, 4–6 голосов, 1578)
  • Epithalamia, Deutsche und Lateinische Geistliche Hochzeit gesang (Эпиталамии, немецкие и латинские духовные свадебные песнопения, 4–6 голосов, 1587)
  • 27 newe geistliche Gesange … der lieben jugendt zu gut (27 новых духовных песнопений … на благо юности, 4 голоса, 1588)
  • Psalm CL, Laudate Dominum in sanctis eius … ac adeiusdem cantilenae imitationem Missa (Псалом 150, «Хвалите Господа во святых Его» … мессa, 4 голоса, 1588)
  • 8 cantiones sacrae (8 священных песнопений, 5–6 голосов, 1589)
  • Erhalt uns Herr bei deinem Wort (Сохрани нас, Господи, в Слове Твоём, 5 голосов, 1593)
  • 2 christliche Muteten (2 христианских мотета, 6 голосов, 1596)
  • Eteostichon rhythmicum … Dn. Humpertus a Langen (Этеостихон ритмический …, 6 голосов, 1597)
  • Prosphonesis consolatoria: Non sis chare parens (Утешение: Не будь, дорогой родитель, 6 голосов, 1598)
  • Psalm cxvii auff dreyerley Weise (Псалом 117 тремя способами, 4 голоса, 1599)
  • 2 christliche Grabgesenge (2 христианских погребальных песнопения, 4 голоса, 1612)
  • Das Deutsche Benedicite und Gratias … am Tische zu singen (Немецкое «Благословите» и «Благодарности» для исполнения за столом, 4 голоса, 1613)
  • Das alte Jahr vergangen ist, Der heilig geist von Himmel kam (Старый год прошёл, Святой Дух сошёл с небес, 6 голосов)
  • Declinatio vini: Vinum quae pars (Деклинация вина: Какая часть вина, 5 голосов)

Мотеты и другие произведения:

  • 3 мотета, 4 голоса, 1597–1598
  • 20 fugae ex solmizandi exercitio (20 фуг из упражнения по сольмизованию)
  • Vexilla regis, O crux ave (Вексилла короля, О, крест, приветствуй)
  • 12 deutsche und lateinische Gesänge (12 немецких и латинских песен, 4–5 голосов, 1571)
  • Der LXVII. Psalm (Псалом 67, 4 голоса, 1599, утрачено)


Ноты сочинений Иоганна Штойерляйна на сайте библиотеки IMSLP