Штойерляйн, Иоганн
1546 - 1613
Назад
Steuerlein, Johann
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Штойерляйн был немецким композитором, органистом и поэтом. С 1559 года он посещал гимназию в Магдебурге, где кантором был Галлюс Дресслер, недавно унаследовавший процветающую музыкальную традицию, созданную Мартином Агриколой. В 1562 году он поступил в университет Виттенберга, одновременно зарабатывая на жизнь канцеляристом в Бургбрейтунгене, недалеко от Шмалькальдена. Возможно, он продолжал учебу заочно в Йене.
С 1569 по 1589 год Штойерляйн был городским секретарем, кантором и органистом в Вазунгене, недалеко от Мейнингена, где он создал большинство своих произведений, а одним из его учеников был Мельхиор Вульпиус. С 1589 года и до самой смерти он служил секретарем канцелярии курфюрста Саксонии в Мейнингене, а в 1604 году был назначен нотариусом и мэром города. В старости ему присвоили звание поэта-лауреата.
Он принадлежит к числу центральногерманских композиторов конца XVI века, которые с использованием кантус фирмуса в верхнем голосе придавали популярный, но одновременно утонченный характер немецким мотетам и полифоническим песням. В этом он был близок более старшему Леонхарду Шрётеру и своему современнику Иоахиму а Бурку. Произведения всех трех композиторов широко распространялись при жизни.
Штойерляйн известен шестиголосной песней "Старый год прошел" ("Das alte Jahr vergangen ist"), изданной в 1577 году; вероятно, только часть стихов принадлежит ему, а мелодия, используемая сегодня, является обработкой В. К. Бригеля, напечатанной в дармштадтском сборнике гимнов 1687 года. Его "Страсти по Иоанну" исторически тесно связаны со "Страстями по Иоанну" Бурка ("Немецкие страсти"), второе издание которой было опубликовано тем же издателем на три года раньше.
Штойерляйн создал значительное количество духовных и светских произведений. Он принадлежит к числу композиторов, которые умело сочетали популярный стиль с полифоническими традициями. Его музыка отличается использованием кантус фирмуса, ясной текстовой подачей и гармоничным развитием мелодических линий. Мотеты чаще всего написаны для двух хоров, с чередованием гомофонических и контрапунктических участков.
Духовная музыка:
Дидактические и другие произведения:
Утраченные произведения:
Ноты сочинений Иоганна Штойерляйна на сайте библиотеки IMSLP