Штёпан, Йозеф Антонин
1726 - 1797

Назад

Štěpán, Josef Antonín

  • Дата рождения: 14 марта 1726 (крещён)
  • Место рождения: Копидльно, Богемия
  • Дата смерти: 12 апреля 1797
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Йозеф Антонин Штёпан был чешским композитором, педагогом клавишных инструментов и виртуозным исполнителем, активно работавшим в Австрии. Его музыкальные способности, вероятно, впервые развивал отец, который был органистом и школьным учителем в Копидльно.

В 1741 году, когда прусская армия вторглась в Богемию, мальчик бежал в Вену, где искал покровительства у владельца копидльнского имения графа Франтишека Генриха Шлика. Он изучал скрипку у музыкального директора графа — Хаммеля, которого позже сменил на должности директора. Также Штёпан стал учеником придворного композитора Г.К. Вагензейля по клавишным и композиции.

Штёпан проявил себя как талантливый композитор и один из самых выдающихся клавесинистов Вены. Он пользовался большим уважением как учитель и на протяжении всей жизни создавал дидактические произведения. 14 июля 1766 года он был назначен клавирным учителем юных эрцгерцогинь Марии Каролины (будущей королевы Неаполя) и Марии Антонии (будущей королевы Франции), но к августу 1775 года прекратил придворные обязанности. Частично из-за временной потери зрения ему было разрешено сохранить ежегодную пенсию в 500 флоринов.

После этого он возобновил частное преподавание и продолжал быть гостем в модных венских салонах. Он также продолжал сочинять до последних лет жизни. Штёпан умер внезапно от инсульта; в завещании от 5 августа 1795 года большую часть своего имущества он оставил школе в Копидльно. Его ученица, писательница Каролина Пихлер, описывала его как "человека с юмором и неповторимой личностью, который сочетал странности, присущие всем артистам, особенно музыкантам, с собственными особенностями. Но он прекрасно знал свое искусство и обладал неиссякаемым чувством юмора".

Творчество

Штёпан внес значительный вклад в формирование классического стиля. Историческая значимость его музыки остается недооцененной. Он известен своими сборниками песен (нем. Lieder), первые из которых были изданы в Вене, однако его настоящая ценность заключается в клавишной музыке, охватывающей всю его жизнь.

Ранние дивертисменты и сонаты до 1765 года демонстрируют владение итальянским стилем и умение создавать привлекательные музыкальные идеи, воплощенные в оригинальных и прогрессивных произведениях. Медленное вступление минорного характера к сонате 1763 года стало прототипом позднейших сонат и концертов.

Публикации 1770-х годов, в основном четырехчастные произведения, показали создание яркого индивидуального стиля, а клавишный язык Штёпана характеризуется плотной текстурой, сложной фактурой, изощренными тематическими разработками и впечатляющей ритмической энергией.

Поздние клавишные произведения, начиная с конца 1770-х годов, писались для фортепиано, с соответствующей стилизацией и характерной динамикой. Его стиль во всех жанрах близок к Моцарту по певучим темам и мелодическому хроматизму, а также к Гайдну по клавишной технике и структурной изобретательности, при этом сохраняются многочисленные индивидуальные черты.

Индивидуальность Штёпана проявляется через использование фантазийных элементов (прелюдии, каденции, каприччио) и программных элементов (сонаты и субъективные произведения "Дуэль" и "Непостоянный дух"). Его склонность к тематической интеграции и экспериментам с формой привела к созданию гибридных форм на основе сонатной, вариационной и рондо-принципов для одночастных каприччио, вариаций и сонат. Поздние сонаты писались в двух или трех удлиненных частях, иногда с вступлением, но без менуэта и трио. Выразительный диапазон варьируется от интроспективной серьезности и темпераментных вспышек до остроумного веселья. В поздней клавишной и камерной музыке встречается использование повторов собственных мотивов и приемов.

Клавишные концерты Штёпана уникальны использованием медленных минорных вступлений с участием солиста. Первые движения трансформируют традиционную ритурнельную схему в разнообразные формы, зачастую на основе принципов сонатной формы. Медленные части развивались последними, и в них постепенно сокращалась сольная фигурация, делая акцент на мелодическом и драматическом содержании. Финалы поздних концертов, подобно сонатам, часто используют народноподобные темы и представляют собой крупные движения различных типов сонатной формы. Штёпан предвосхитил концепцию "сопровождаемой сонаты", где солист практически полностью доминирует. Он был одним из самых прогрессивных венских композиторов-концертантов до Моцарта, но после его смерти музыка Штёпана быстро оказалась забыта.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Стояние Матери" ("Stabat mater"), для 1 голоса, фортепиано (Прага и Вена, 1782)
  • 7 гимнов в сборнике "Песни для публичного и домашнего богослужения" ("Lieder zur öffentlichen und häuslichen Andacht", Прага, 1783)

Сомнительного авторства:

  • Месса (1761), Реквием, "Хвалите, дети" ("Laudate pueri"), "Блажен человек" ("Beatus vir"), 2 рождественские пасторали

Поддельные произведения:

  • 2 торжественные мессы (вероятно, Антона Карла и Георга Ройтера)

Утраченные:

  • Гимны из "Лейтмерицкого хоральника" ("Leitmeritzer Choralbuch", 1846), реквием, оратория "Неправедно обвиненный... Спаситель мира" ("Der unschuldig angeklagte … Weltheiland", Прага, 1757), "Хвали, Сион" ("Lauda Sion", 1764), "О мученике" ("De martyre"), "О святом" ("De sancto"), Лоретанские литании ("Litaniae Lauretanae"), торжественная короткая месса ("Missa solemnis brevior"), офферторий

Светская вокальная музыка:

  • Сборники немецких песен, части I–IV (1778–1782)
  • "Песнопение к завершению экзамена 31 унтер-офицера и рядовых" ("Gesang bei dem Beschlusse der … Prüfung der 31 Unteroffiziere und Gemeinen", 1780)
  • Оперетта "Доктор Даундерлаун" ("Der Doktor Daunderlaun", 2 акта)

Клавишная музыка

  • 6 дивертисментов, op.1 (1759)
  • 6 сонат, op.2 (1760)
  • 40 прелюдий в разных тонах (1762)
  • 3 части op.3, каждая содержит по 3 сонаты (1763–1771)
  • Сонаты I–III (1771–1776)
  • 6 выбранных сонат (Париж, 1773)
  • Parte 2a op.3 — 90 каденций, фермат и каприччио (1783)
  • 25 вариаций (1785–1797)
  • 23 дивертисмента и сонаты, включая 6 соло
  • 5 каприччио, 5 комплектов вариаций
  • 4 вариации в Musikalisches Allerley (Берлин, 1762)
  • 3 программные пьесы, 10 контрадянц
  • 23 менуэта и 8 немецких галантных пьес

Оркестровая музыка

  • 8 симфоний, 4 утрачены
  • Партиа (1760, утрачена)

Концерты для клавишных

  • 6 концертов, клавесин/арфа, op.3 (Париж, ок.1773), включая 1 по каталогу 1767
  • 36 концертов для клавишных, включая 7 из тематического каталога 1763–1767
  • 1 концерт утрачен, 2 концерта для 2 клавишных, 1 сомнительный

Камерная музыка

  • Концертино для клавишных, флейты, скрипки и виолончели
  • 7 трио для скрипки, виолончели и клавишных
  • Соната для скрипки и фортепиано
  • Вариации для скрипки и фортепиано

Сомнительные произведения для духовых инструментов:

  • 2 гармонии, Serenata-Parthia, 6 партит

Ноты сочинений Йозефа Антонина Штёпана на сайте библиотеки IMSLP