Штёпан, Йозеф Антонин
1726 - 1797
Назад
Josef Antonín Štěpán

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Йозеф Антонин Штёпан был чешским композитором, педагогом клавишных инструментов и виртуозным исполнителем, активно работавшим в Австрии. Его музыкальные способности, вероятно, впервые развивал отец, который был органистом и школьным учителем в Копидльно.
В 1741 году, когда прусская армия вторглась в Богемию, мальчик бежал в Вену, где искал покровительства у владельца копидльнского имения графа Франтишека Генриха Шлика. Он изучал скрипку у музыкального директора графа — Хаммеля, которого позже сменил на должности директора. Также Штёпан стал учеником придворного композитора Г.К. Вагенсайля по клавишным и композиции.
Штёпан проявил себя как талантливый композитор и один из самых выдающихся клавесинистов Вены. Он пользовался большим уважением как учитель и на протяжении всей жизни создавал дидактические произведения. 14 июля 1766 года он был назначен клавирным учителем юных эрцгерцогинь Марии Каролины (будущей королевы Неаполя) и Марии Антонии (будущей королевы Франции), но к августу 1775 года прекратил придворные обязанности. Частично из-за временной потери зрения ему было разрешено сохранить ежегодную пенсию в 500 флоринов.
После этого он возобновил частное преподавание и продолжал быть гостем в модных венских салонах. Он также продолжал сочинять до последних лет жизни. Штёпан умер внезапно от инсульта; в завещании от 5 августа 1795 года большую часть своего имущества он оставил школе в Копидльно. Его ученица, писательница Каролина Пихлер, описывала его как «человека с юмором и неповторимой личностью, который сочетал странности, присущие всем артистам, особенно музыкантам, с собственными особенностями. Но он прекрасно знал своё искусство и обладал неиссякаемым чувством юмора».
Штёпан внес значительный вклад в формирование классического стиля. Историческая значимость его музыки остаётся недооценённой. Он известен своими сборниками песен (Lieder), первые из которых были изданы в Вене, однако его настоящая ценность заключается в клавишной музыке, охватывающей всю его жизнь.
Ранние дивертисменты и сонаты до 1765 года демонстрируют владение итальянским стилем и умение создавать привлекательные музыкальные идеи, воплощённые в оригинальных и прогрессивных произведениях. Медленное вступление минорного характера к сонате 1763 года стало прототипом позднейших сонат и концертов.
Публикации 1770-х годов, в основном четырёхчастные произведения, показали создание яркого индивидуального стиля, а клавишный язык Штёпана характеризуется плотной текстурой, сложной фактурой, изощрёнными тематическими разработками и впечатляющей ритмической энергией.
Поздние клавишные произведения, начиная с конца 1770-х годов, писались для фортепиано, с соответствующей стилизацией и характерной динамикой. Его стиль во всех жанрах близок к Моцарту по кантильенным темам и мелодическому хроматизму, а также к Гайдна по клавишной технике и структурной изобретательности, при этом сохраняются многочисленные индивидуальные черты.
Индивидуальность Штёпана проявляется через использование фантазийных элементов (прелюдии, каденции, каприччио) и программных элементов (сонаты и субъективные произведения Duello и Spirito incostante). Его склонность к тематической интеграции и экспериментам с формой привела к созданию гибридных форм на основе сонатной, вариационной и рондо-принципов для одночастных каприччио, вариаций и сонат. Поздние сонаты писались в двух или трёх удлинённых частях, иногда с вступлением, но без менуэта и трио. Выразительный диапазон варьируется от интроспективной серьёзности и темпераментных вспышек до остроумного веселья. В поздней клавишной и камерной музыке встречается использование повторов собственных мотивов и приёмов.
Клавишные концерты Штёпана уникальны использованием медленных минорных вступлений с участием солиста. Первые движения трансформируют традиционную ритурнельную схему в разнообразные формы, зачастую на основе принципов сонатной формы. Медленные части развивались последними, и в них постепенно сокращалась сольная фигурация, делая акцент на мелодическом и драматическом содержании. Финалы поздних концертов, подобно сонатам, часто используют народноподобные темы и представляют собой крупные движения различных типов сонатной формы. Штёпан предвосхитил концепцию «сопровождаемой сонаты», где солист практически полностью доминирует. Он был одним из самых прогрессивных венских композиторов-концертантов до Моцарта, но после его смерти музыка Штёпана быстро оказалась забыта.
Духовная музыка
Сомнительные авторства:
Поддельные произведения:
Утраченные:
Светская вокальная музыка
Клавишная музыка
Оркестровая музыка
Концерты для клавишных
Камерная музыка
Сомнительные произведения для духовых инструментов:
Ноты сочинений Йозефа Антонина Штёпана на сайте библиотеки IMSLP