Штайгледер, Иоганн Ульрих
1593 - 1635
Назад
Johann Ulrich Steigleder

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Ульрих Штайгледер был немецким композитором и органистом, сыном Адама Штайгледера, который был его единственным учителем. Несмотря на физический недостаток (он был хромым), в 1613 году он занял должность органиста в церкви Святого Стефана в Линдау на Боденском озере.
С 1617 года Штайгледер работал органистом аббатской церкви в Штутгарте, а с 1627 года стал также придворным органистом герцога. В 1635 году во время Тридцатилетней войны он скончался от чумы.
Творческое наследие Штайгледера включает четыре отдельные вокальные и инструментальные пьесы, а также два изданных при его жизни сборника. Кроме того, 15 анонимных литургических органных произведений приписываются ему на основании стиля.
1624 год стал важной вехой в истории немецкой клавирной музыки. Именно тогда Штайгледер в своей Ricercar Tabulatura (Рикеркарная табулатура, Штутгарт, 1624), одновременно с Самуэлем Шейдтом и его Tabulatura nova (Новая табулатура), впервые в Германии применил пятилинейную нотацию вместо буквенной записи. Более того, Штайгледер ввёл новый принцип записи для клавишных инструментов и впервые использовал гравированные медные пластины (резал их сам, хотя и довольно грубо). Ещё одной новацией стало введение современной системы обозначений тональностей (ре минор, ми минор, фа, соль, ля минор, до) вместо старых модальных терминов (primi toni и т. п.).
Его рикеркары отличаются ярко выраженным инструментальным характером, в отличие от вокально ориентированных сочинений его старших современников Ганса Лео Хасслера и Эрабаха. Влияние английского вирджинального стиля заметно во многих произведениях, что объясняется присутствием значительного числа английских музыкантов при дворе в Штутгарте. В рикеркарах встречаются эхо-эффекты, фобурден, смещённая ритмика, имитационная фактура, кросс-ритмы и хокет. На них также оказала влияние игра на лютне английских музыкантов Джона и Дэвида Мореллов, а также Эндрю Борелла.
Особое внимание заслуживают рикеркары № 3 и № 9: в первом использован мотив «кукушки», а во втором — изысканные приёмы диминуции. Эти сочинения, как указывал сам автор, были созданы «для удовольствия учеников» и отличаются большим разнообразием форм и стиля.
Второй крупный сборник Штайгледера — Tabulatur Buch (Табулатурная книга, Страсбург, 1627). Он включает 40 вариаций на хорал Vater unser («Отче наш»). Сборник задумывался как практическое пособие: органист мог выбирать разные фантазии в зависимости от длины исполнения, а также сочетать органное сопровождение с голосами или инструментами. Трёхголосные обработки отличаются изящными фигурациями, а четырёхголосные — полифонической фактурой. Некоторые вариации, например № 17 и № 15, предвосхищают стиль Иоганна Себастьяна Баха и его Orgel-Büchlein. В вариациях используются самые разные приёмы: канон, двойной контрапункт, хокет, имитации, остинато, фугальные элементы. Заключительная трёхчастная токката демонстрирует влияние лютневого и вирджинального стиля и представляет Штайгледера в его наиболее изобретательном виде.
Ноты сочинений Иоганна Ульриха Штайгледера на сайте библиотеки IMSLP