Стеффани, Агостино
1654 - 1728

Назад

Agostino Steffani

  • Дата рождения: 25 июля 1654
  • Место рождения: Кастельфранко, близ Венеции, Италия
  • Дата смерти: 12 февраля 1728
  • Место смерти: Франкфурт, Германия

Биография

Семью Стеффани можно проследить до середины XVI века в Венеции, но ближайшие предки Агостино происходили из Падуи и переехали в Кастельфранко около 1570 года. Агостино был пятым из семи детей. Его единственный брат, переживший младенчество, был либреттист Вентура Терцaго (р. 2 января 1648), который получил имя от дяди по матери, который его усыновил.

Раннее музыкальное образование Стеффани и первые музыкальные опыты были сосредоточены на пении. С октября 1664 по июль 1667 года он работал сопрано в Il Santo в Падуе; вероятно, он получал музыкальные уроки у maestro di cappella Антонио далла Таволы и, возможно, у Карло Паллавичино, одного из органистов. В тот же период он часто выступал в других городах, таких как Феррара, Виченца и Монселисе. В Венеции он участвовал в опере Паллавичино, вероятно, Demetrio («Деметрий») в Театро Сан-Мойзё во время карнавала 1666 года, а также в другой венецианской опере в следующем году.

Выдающиеся музыкальные способности Стеффани, вероятно, стали причиной того, что его пригласил в Мюнхен в июле 1667 года курфюрст Фердинанд Мария Баварский. Там он пробыл 21 год. В придворных документах 1668 года упоминается его участие в опере Le pretensioni del sole («Претензии солнца») капельмейстера J.C. Kerll. В июле 1668 года Kerll был назначен наставником Стеффани по игре на органе, что, вероятно, свидетельствует о смене голоса композитора. Он не продолжил карьеру певца, но иногда выступал, включая, по-видимому, концерт у кардинала Оттобони в Риме зимой 1708–1709 годов.

В октябре 1672 года Стеффани впервые прибыл в Рим. После трёх лет обучения у Kerll и одного года с камердинером и казначеем Августином Сайлером он изучал композицию почти два года у Эрколе Бернабей, maestro di cappella в Сан-Пьетро. Уже через год он опубликовал Psalmodia vespertina («Вечерняя псалмодия»), включающую двуххоровые обработки 13 вечерних псалмов и Magnificat («Величит душа моя»). Другие более амбициозные произведения, написанные между 1673 и 1674 годами, не были опубликованы и сохранились, вероятно, в автографе. В Риме Стеффани также написал светскую соло-кантату Occhi miei, lo miraste («Глаза мои, вы смотрели»), рукопись которой (в D-HVs) показывает знакомство композитора с аналогичными произведениями Эрколе и Джузеппе Антонио Бернабей, Страделлы, Тенальи, Алессандро Мелани, Масини и Лонати. Неизвестно, писал ли он камерные дуэты в Риме, но это кажется вероятным.

В июле 1674 года он вернулся в Мюнхен с Бернабей, который был назначен капельмейстером после ухода Kerll в предыдущем году. После возвращения Стеффани был назначен придворным органистом. Самое раннее упоминание о «Hof und Camer Organisten Augustino Steffani» встречается в указе от 4 июля 1678 года, хотя назначение могло произойти сразу, так как 1 марта 1675 года ему увеличили оклад с ретроактивным начислением с июля предыдущего года. Записей его игры на органе не сохранилось, но впечатления об игре на клавесине можно найти в донесениях баварского резидента в Турине J.B. Schalck.

Между 1678 и 1679 годами Стеффани посетил Париж и Турин. В Париже он играл перед королем, познакомился с музыкой Лулли (возможно, присутствовал на первой постановке Bellérophon («Беллерофон»)) и, вероятно, встретился с актрисой и поэтессой Бригидой Бьянки, некоторые стихи которой он положил на музыку. В Турине его мастерство и утончённость исполнения высоко оценивались («habileté und addresse», «zierliches und delicates spillen»).

С приходом к власти сына Фердинанда, молодого Максимилиана II Эмануэля, карьера Стеффани развивалась быстро. 1 января 1681 года он был назначен директором камерной музыки, а позже в том же месяце в Мюнхене была поставлена его первая опера Marco Aurelio («Марко Аврелий») (либретто брата Вентура Терцaго, находившегося в Мюнхене с 1677 года). Музыка показывает влияние Лулли. Стеффани также получил первый опыт секретной дипломатии, участвуя в переговорах о браке курфюрста с принцессой Софией Шарлоттой Ганноверской.

Между 1685 и 1688 годами он написал четыре новые оперы для Мюнхена. Два либретто были созданы Терцaго, два других — Луиджи Орланди. Servio Tullio («Сервий Туллий») (1686) был написан к свадьбе курфюрста с Марией Антонией, архдуховной Австрии. Другие мюнхенские работы включают серенату alla maniera d’Italia («В итальянском стиле») (1682; слова и музыка утрачены), турнир Audacia e rispetto («Смелость и уважение») (1685; музыка утрачена), сборник мотетов Sacer Ianus quadrifrons («Святой Янус четырехликий»), камерные дуэты и кантаты.

Летом 1688 года Стеффани поступил на службу к герцогу Эрнсту Августу Ганноверскому. Первые 15 лет службы (1688–1703) были посвящены преимущественно музыкальной деятельности, а вторая половина — дипломатии. В Ганновере была основана первая постоянная итальянская оперная труппа. Эрнст Август построил великолепный театр, пригласил ведущих итальянских певцов и назначил Стеффани капельмейстером; оркестр возглавлял J.-B. Farinel. Опера длилась восемь лет (1689–1697), была известна по всей Европе. Из десяти поставленных произведений Стеффани, вероятно, написал восемь, все на либретто Ортенсио Мауро. Briseide («Брисеида»), показанная на карнавал 1696 года, могла быть написана Пьетро Торри; La costanza nelle selve («Стойкость в лесах») (1697) — Луиджи Манджиа.

В 1690-е годы Стеффани всё больше занимался дипломатией. В 1691 году он помогал добиться признания Ганновера курфюрством, а в 1693 году был назначен ганноверским чрезвычайным послом при дворе Баварии в Брюсселе. Он жил там с 1696 года и принимал активное участие в подготовке к Войне за испанское наследство, стремясь убедить Максимилиана Эмануэля поддержать императора, а не Людовика XIV.

В июле 1702 года он вернулся в Ганновер, истощённый и подавленный, и обратился к музыке. Осенью начал пересмотр и подготовку нового полного манускрипта своих камерных дуэтов, работа была завершена к весне 1703 года писцами.

В марте 1703 года Стеффани поступил на службу к курфюрсту Пфальца Иоганну Вильгельму в Дюсс.

Творчество

Ключ к пониманию музыки Стеффани заключается в том, что он был выдающимся певцом и лингвистом. Все его сохранившиеся произведения написаны для голосов, и все они пронизаны сильным чувством «вокальности», которое, должно быть, стало для него вторичной натурой. Его сочинения для голосов известны своей виртуозностью, но они также демонстрируют, как в речитативах, так и в ариях, тонкую чувствительность к словам, исключительную способность выражать эмоции и, в его операх, поразительную способность определять и различать персонажей. Маттезон писал, что Стеффани долго и тщательно обдумывал либретто своих опер прежде, чем писать музыку. Его произведения представляют собой один из вершинных моментов стиля белканто конца XVII – начала XVIII века.

Основа творчества Стеффани — его камерные дуэты. Они охватывают большую часть его творческой карьеры, а их гибкая мелодия, изящный контрапункт и совершенный формальный баланс воплощают его стиль, который можно сравнивать (и небезосновательно) со стилем Страделлы, Корелли, Алессандро Скарлатти и молодого Генделя. Большинство дуэтов Стеффани сочинил к концу 1702 года, когда начал их пересматривать, но как минимум два дуэта относятся к более позднему периоду. Четыре были написаны для Софии Шарлотты, один — на её собственный текст (Crudo Amor, morir mi sento — «Жестокая любовь, чувствую, что умираю»); другие поэты включают Бартоломео д’Ариберти, Бриджу Бьянки, Анастасио Гуиди, «Аббате Палья», Франческо Пальмьери и, самое важное, Ортенсио Мауро. Темы текстов в основном касаются безответной любви и типичны для аркадических стихов итальянской камерной кантаты того времени.

Дуэты написаны для различных пар голосов, наиболее распространённые комбинации: SA (сопрано–альт), ST (сопрано–тенор) и SB (сопрано–бас) с континуо. Они могут включать до шести частей, как сольные партии, так и дуэты. Более половины произведений имеют замкнутые формы (например, da capo — «с начала», рондо, **строфическое рондо»), типичные для кантаты XVII века; остальные — открытые формы (например, AB, ABC, ABCD), ближе к ренессансному мадригалу. Парадоксально, что эти открытые формы в целом более поздние: в пересмотрах Стеффани заметна растущая склонность к открытым формам. Наиболее очевидный тип изменений формы — пропуски частей и секций, особенно повторов и сольных партий. Эти пропуски позволяли Стеффани расширять оставшиеся движения дуэта, что он делал, более тщательно исследуя контрапунктический потенциал материала (часто изменяя его для этой цели). Формы переработанных версий — прямой результат его использования двойного контрапункта, стретто и других фуговых приёмов, мастерство которых он демонстрирует без усилий.

Это мастерство проявляется также в его духовной музыке, категории, которая включает самые ранние датируемые композиции. Psalmodia vespertina (Вечерняя псалмодия) (1674) написана для антифональных хоров и преимущественно гомофонична, но современные произведения гораздо разнообразнее по составу инструментов, форме и технике: например, Sperate in Deo (Надейся на Бога) включает дуэты для двух сопрано и речитативы для тенора и баса, завершаясь пятиголосной фугой. Мотеты 1685 года рассчитаны на различные трио (SSB, SAT, SAB, STB, ATB) с континуо, но могут исполняться и как дуэты, исключая любой голос; так как они преимущественно имитационные по текстуре, это представляет собой значительное мастерство. Qui diligit Mariam (Кто любит Марию [Христа]) (1727) получил восторженную оценку J.E. Galliard, а Stabat mater (Стояла Матерь) является мастерским выражением его религиозного пыла.

Опера Стеффани наиболее явно демонстрируют степень усвоения французского стиля. Большинство его увертюр французские, и большинство его опер включали балеты как антракты (ballets as entr’actes — «балеты в антрактах»), разработанные в Мюнхене Мельхиором д’Ардеспином и Франсуа Родье. Танцевальные размеры, такие как менуэт и гавот, часто использовались в ариях. Основной состав оркестра: струнные в 4–5 партиях, две «флейты» (т.е. блокфлейты), два гобоя, фагот и континуо, с добавлением при необходимости труб и барабанов. В Alarico il Baltha (Аларико Бальта, или Смелый король готов) требуется два piffari, в Niobe (Ниоба, царица Фив) — четыре виолы; Amor vien dal destino (Любовь приходит по судьбе) включает ансамбль из четырёх шалумео, двух фаготов и двух теорб, а также обязательную партию для лютни. Большая часть арий — около половины — сопровождается инструментами, остальная часть — только континуо; в некоторых сценах звучат только струнные (в одной — трубы и барабаны) без континуо.

Обе категории арий демонстрируют склонность Стеффани к дуэтной фактуре: в ариях с континуо бас часто имитирует голос, а в оркестровых ариях обязательные партии чаще распределены между парой инструментов. Хотя бинарные и ABB' структуры распространены, большинство арий написано в тритонной или da capo форме; остинато-басы, многочисленные в ранних произведениях, постепенно исчезают по мере развития карьеры. Полные ганноверские оперы также включают исключительное количество вокальных дуэтов, кроме секстетов (La superbia d’Alessandro — Гордыня Александра) и квартета (Le rivali concordi — Согласные соперники). Эти шесть произведений оказали важное влияние на развитие оперы в северной Германии. Они были переведены на немецкий и поставлены в Гамбурге между 1695 и 1699 годами; постановки в других городах последовали, а увертюрные сюиты из них публиковались как sonate da camera (камерные сонаты) в Амстердаме. Примечательно, что не менее четырёх опер Стеффани (Alarico, Henrico Leone, Arminio и Tassilone) основаны не на стандартных классических или мифологических сюжетах, а на эпизодах германской истории.

Несмотря на широкое влияние его опер, репутация Стеффани в значительной степени базируется на его камерных дуэтах. Гендель «заимствовал» из его опер и дуэтов (он владел их сборником в 1706/7), а также из других произведений. Но дуэты Стеффани, как и трио-сонаты Корелли, также служили моделями для других композиторов (например, Кайзер, Шюрман и Телеман), использовались ведущими оперными певцами как сольфеджи и высоко оценивались такими фигурами, как Маттезон, Хокинс, Берни, Падре Мартини и Э.Т.А. Гофман; в Англии его произведения получили тексты на английском языке для исполнения как гимны. Таким образом, влияние Стеффани распространялось на весь XVIII век и далее.

Произведения

Оперы

  • Marco Aurelio (драма на музыку, 3 акта, В. Терцaго, по Элию Спартиану и Юлию Капитолину, из Scriptores historiae Augustae), Мюнхен, Январь 1681.
  • Solone (драма на музыку, 3 акта, Терцaго, по М.К.Х. Дежардену: Любви великих людей), Мюнхен, 1685, утрачена.
  • Audacia e rispetto (турнирная драма, Терцaго), Мюнхен, 1685, утрачена.
  • Servio Tullio (драма на музыку, пролог + 3 акта, Терцaго, по Ливию: От основания города), Мюнхен, Январь 1686.
  • Alarico il Baltha, cioè L'audace re de' gothi (драма на музыку, 3 акта, Л. Орланди, по П. Орозию, Паулу Деакону, Йорнандесу, Августину, Прокопию и Э. Тезаро), Мюнхен, 1687.
  • Niobe, regina di Tebe (драма на музыку, 3 акта, Орланди, по Овидию: Метаморфозы), Мюнхен, 1688.
  • Henrico Leone (драма, 3 акта, О. Мауро, по Гёдингу и Мейбому), Ганновер, 1689.
  • La lotta d'Hercole con Acheloo (драматическое развлечение, 1 акт, Мауро, по Овидию: Метаморфозы), Ганновер, 1689.
  • La superbia d'Alessandro (драма, пролог + 3 акта, Мауро), Ганновер, 1690.
  • Orlando generoso (драма, 3 акта, Мауро, по Л. Ариосто: Неистовый Орландо), Ганновер, 1691.
  • Le rivali concordi (драма, 3 акта, Мауро), Ганновер, 1692.
  • La libertà contenta (драма, 3 акта, Мауро, возможно по Плутарху), Ганновер, 1693.
  • Il Turno (драма, 3 акта, Мауро, по Вергилию: Энеида), Дюссельдорф, переименована в Amor vien dal destino, 1709.
  • I trionfi del fato (драма, 3 акта, Мауро, по Вергилию: Энеида и Ливию: От основания города), Ганновер, 1695.
  • Baccanali (развлечение, 1 акт, Мауро), Ганновер, 1695.
  • Arminio (трагедия на музыку, 5 актов, С.Б. Палавичино, возможно по Тациту), Дюссельдорф, 1707.
  • Tassilone (трагедия на музыку, 5 актов, Палавичино), Дюссельдорф, 1709.

Духовая и духовная музыка

  • Psalmodia vespertina (Вечерняя псалмодия), 8 голосов, орган, Рим, 1674 — 13 вечерних псалмов и Magnificat.
  • Sacer Ianus quadrifrons, 3 голоса, континуо, Мюнхен, 1685 — 12 мотетов.
  • Sperate in Deo (Надейся на Бога), 5 голосов, орган, 1674.
  • Triduanas a Domino, 8 голосов, 1673.
  • Beatus vir (Блажен человек), 3 голоса, 2 скрипки, континуо, 1673.
  • Laudate Dominum, 8 сопрано, 1673.
  • Laudate pueri, 9 голосов, 1673.
  • Non plus mi ligate, сопрано, 2 скрипки, континуо.
  • Qui diligit Mariam [Filium/Christum] (Кто любит Марию [Христа]), 5 голосов, континуо, 1727.
  • Stabat mater (Стояла Матерь), 6 голосов, струнные, континуо, 1728.

Камерные дуэты

Все для двух голосов и континуо. Основные тексты и переводы:

  • Ah! che l'hò sempre detto (Ах! Я всегда говорил),
  • Aure, voi che volate (О, ветры, вы, что летите),
  • Begl'occhi, oh Dio, non più (Беги, глаза, о Боже, больше нет),
  • Cangia pensier, mio cor (Измени мысль, сердце моё),
  • Che sarà di quel pensiero (Что станет с этой мыслью),
  • Che volete, o crude pene (Чего хотите, о жестокие муки),
  • Crudo Amor, morir mi sento (Жестокая любовь, чувствую, что умираю),
  • Dolce è per voi soffrire (Как сладко страдать для вас),
  • Io mi rido de' tuoi dardi (Я смеюсь над твоими стрелами),
  • Libertà! non posso, non voglio (Свобода! Не могу, не хочу),
  • M'hai da piangere (Ты заставил меня плакать),
  • Navicella che tien vai (Лодочка, что плывёшь),
  • No, no, no, mai nol dirò (Нет, нет, нет, я никогда не скажу).

(Это лишь часть дуэтов, всего их несколько десятков, все имеют переводы заголовков.)


Прочее светское вокальное

  • 6 scherzi, 1 голос, инструменты, континуо.
  • Серената к свадьбе графини фон Прейсинг, Мюнхен, 1682, утрачена.
  • 2 мадригала: Al rigor d'un bel sembiante (По строгости прекрасного облика), Gettano i re dal soglio (Сбрасывают королей с трона).

Инструментальные произведения

  • Sonate da camera (Камерные сонаты), 2 скрипки, альт, континуо, Амстердам, ок. 1705.
  • Les ouvertures, chacconnes et les autres airs à joüer (Увертюры, шакконы и другие пьесы для игры), Амстердам, ок. 1705, утрачены (идентичны Sonate da camera).


Ноты сочинений Агостино Стеффани на сайте библиотеки IMSLP