Штаудт, Иоганн Бернхард
1654 - 1712
Назад
Johann Bernhard Staudt

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Иоганн Бернхард Штаудт родился 23 октября 1654 года в Винер-Нойштадте. С 1666 по 1670 годы он обучался в иезуитском колледже в Вене, а в 1667–1668 учебном году также посещал лекции в университете. О его жизни между 1670 и 1684 годами почти ничего не известно, так как архивы колледжа были уничтожены после роспуска ордена в 1773 году.
С 1684 года до самой смерти Штаудт занимал должность regens chori в иезуитском монастырском доме в Вене. Он пользовался большим уважением и был удостоен звания почётного гражданина города. В его обязанности входило музыкальное воспитание учеников колледжа. В соответствии с образовательными идеалами иезуитов, центральное место в этой деятельности занимала организация церемоний и торжеств, для которых Штаудту приходилось сочинять как светскую, так и духовную музыку, а также репетировать её. Эти события традиционно включали драматические постановки и считались главными социальными мероприятиями города, на которых обычно присутствовали император и императрица.
Творчество
Штаудт написал музыку к 39 школьным спектаклям, исполненным между 1684 и 1707 годами, большинство из которых были пьесами иезуита Иоганна Баптиста Адольфа (1657–1708), считающегося вершиной иезуитского драматического искусства. Все эти произведения отражают особенности школьного театра начала XVIII века: наличие всеобъемлющей морали, демонстрацию достижений учеников и Общества Иисуса, а также укрепление веры. Часто это сопровождалось почитанием монарха, как, например, в эпилоге к Ferdinandus quintus (1684), где воспеваются Габсбурги и император Леопольд I.
Хотя в отдельных произведениях музыка играла значительную роль, в целом Штаудта характеризуют как «технически подготовленного, плодовитого автора, но ограниченного рутиной». Хоры и короткие ритурнеллы строятся просто, в ариях часто встречаются реляды, строфические песни и одночастные пьесы перерастают в формы da capo с ритурнеллами. Инструментовка часто моделировалась по примеру Керля (Kerll’s Jesuit play Pia et fortis mulier in S. Natalia, 1677).
Помимо школьной музыки, Штаудт сочинял литургические произведения, однако до нас дошло лишь несколько из них, которые пока не изучены подробно.
Произведения
Музыка к школьным спектаклям
Духовная музыка
Светская музыка
Утраченные работы