Штаудт, Иоганн Бернхард
1654 - 1712

Назад

Johann Bernhard Staudt

  • Дата рождения: 23 октября 1654 г.
  • Место рождения: Винер-Нойштадт, Австрия
  • Дата смерти: 6/7 ноября 1712 г.
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Иоганн Бернхард Штаудт родился 23 октября 1654 года в Винер-Нойштадте. С 1666 по 1670 годы он обучался в иезуитском колледже в Вене, а в 1667–1668 учебном году также посещал лекции в университете. О его жизни между 1670 и 1684 годами почти ничего не известно, так как архивы колледжа были уничтожены после роспуска ордена в 1773 году.

С 1684 года до самой смерти Штаудт занимал должность regens chori в иезуитском монастырском доме в Вене. Он пользовался большим уважением и был удостоен звания почётного гражданина города. В его обязанности входило музыкальное воспитание учеников колледжа. В соответствии с образовательными идеалами иезуитов, центральное место в этой деятельности занимала организация церемоний и торжеств, для которых Штаудту приходилось сочинять как светскую, так и духовную музыку, а также репетировать её. Эти события традиционно включали драматические постановки и считались главными социальными мероприятиями города, на которых обычно присутствовали император и императрица.

Творчество

Штаудт написал музыку к 39 школьным спектаклям, исполненным между 1684 и 1707 годами, большинство из которых были пьесами иезуита Иоганна Баптиста Адольфа (1657–1708), считающегося вершиной иезуитского драматического искусства. Все эти произведения отражают особенности школьного театра начала XVIII века: наличие всеобъемлющей морали, демонстрацию достижений учеников и Общества Иисуса, а также укрепление веры. Часто это сопровождалось почитанием монарха, как, например, в эпилоге к Ferdinandus quintus (1684), где воспеваются Габсбурги и император Леопольд I.

Хотя в отдельных произведениях музыка играла значительную роль, в целом Штаудта характеризуют как «технически подготовленного, плодовитого автора, но ограниченного рутиной». Хоры и короткие ритурнеллы строятся просто, в ариях часто встречаются реляды, строфические песни и одночастные пьесы перерастают в формы da capo с ритурнеллами. Инструментовка часто моделировалась по примеру Керля (Kerll’s Jesuit play Pia et fortis mulier in S. Natalia, 1677).

Помимо школьной музыки, Штаудт сочинял литургические произведения, однако до нас дошло лишь несколько из них, которые пока не изучены подробно.

Произведения

Музыка к школьным спектаклям

  • Пьесы к спектаклям 1684–1707 гг. (рукописи в A-Wn), в том числе:
  • Ferdinandus quintus («Фердинанд Пятый», 1684)
  • Gloriosus de tyrannide («Славный в тирании», 1685)
  • Humilis Patientia («Смиренное терпение», 1692)
  • Carnevale («Карнавал», 1696)
  • Alvilda («Альвильда», 1697)
  • Guarinus poenitens («Кающийся Гварин», 1697)
  • Mulier fortis («Сильная женщина», 1698)
  • Metamorphosis vinculorum («Преображение уз», 1699)
  • Occupationes Honoris et Virtutis («Занятия чести и добродетели», 1699)
  • Osculum Justitiae et Pacis («Поцелуй справедливости и мира», 1699)
  • Animi humani cura medica («Забота о человеческой душе», 1700)
  • Carnis privium («Недостаток плоти», 1700)
  • Fatum inevitabile («Неизбежная судьба», 1700)
  • Amor patriae («Любовь к родине», 1701)
  • Triumphus veri Amoris («Триумф истинной любви», 1701)
  • Alexandri magni victoria («Победа Александра Великого», 1702)
  • Coecus in via («Слепец на пути», 1702)
  • Judaei Machabaei («Иудейские Маккавеи», 1702)
  • Mens regnum bona possidet («Разум владеет царством добра», 1702)
  • Fides aulica («Дворянская вера», 1703)
  • Nemo malus felix («Никто злой не счастлив», 1703)
  • Virtus non postulat annos («Добродетель не требует лет», 1703)
  • Pietas in peregrinos («Благочестие к чужеземцам», 1704)
  • Virtutis de tempore triumphus («Триумф добродетели со временем», 1704)
  • Tyrannis humiliata («Унизившаяся тирания», 1705)
  • Hercules («Геркулес», 1706)
  • Parturiunt montes («Горы рождают», 1707)
  • Philemon et Apollonius («Филемон и Аполлоний», 1707)
  • Sancta Caecilia («Святая Цецилия», 1707)

Духовная музыка

  • Patientis Christi memoria («Память терпеливого Христа», 1685)
  • Reconciliatio Naturae («Примирение природы», 1686)
  • Orbis Eucharisticus («Евхаристический мир», 1690)
  • Eucharistia dissidentium («Евхаристия разобщённых», 1697)
  • Tractatus pacis («Трактат о мире», 1697)
  • Eucharistia thema laudis specialis («Евхаристия как тема особой хвалы», 1698)
  • Hospitalitas divinae Sapientiae («Гостеприимство божественной мудрости», 1700)
  • Sponsus animae («Жених души», 1701)
  • Eucharistia iter ad gloriam («Евхаристия: путь к славе», 1702)
  • Eucharistia Amoris nexus («Евхаристия: узел любви», 1704)
  • Весперы, Magnificat, Regina caeli

Светская музыка

  • Многие из школьных пьес и оды, перечисленные выше, относятся также к светской категории, например Ferdinandus quintus, Gloriosus de tyrannide, Humilis Patientia, Carnevale, Alvilda и др.

Утраченные работы

  • Victricis Innocentiae de calumnia triumphus («Триумф победоносной невинности над клеветой», Линц, 1698)
  • Теоретическое сочинение Catholicorum Christianorum dogma (1699)