Штаудт, Иоганн Бернхард
1654 - 1712

Назад

Staudt, Johann Bernhard

  • Дата рождения: 23 октября 1654 г.
  • Место рождения: Винер-Нойштадт, Австрия
  • Дата смерти: 6/7 ноября 1712 г.
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Иоганн Бернхард Штаудт родился 23 октября 1654 года в Винер-Нойштадте. С 1666 по 1670 годы он обучался в иезуитском колледже в Вене, а в 1667–1668 учебном году также посещал лекции в университете. О его жизни между 1670 и 1684 годами почти ничего не известно, так как архивы колледжа были уничтожены после роспуска ордена в 1773 году.

С 1684 года до самой смерти Штаудт занимал должность regens chori в иезуитском монастырском доме в Вене. Он пользовался большим уважением и был удостоен звания почётного гражданина города. В его обязанности входило музыкальное воспитание учеников колледжа. В соответствии с образовательными идеалами иезуитов, центральное место в этой деятельности занимала организация церемоний и торжеств, для которых Штаудту приходилось сочинять как светскую, так и духовную музыку, а также репетировать её. Эти события традиционно включали драматические постановки и считались главными социальными мероприятиями города, на которых обычно присутствовали император и императрица.

Творчество

Штаудт написал музыку к 39 школьным спектаклям, исполненным между 1684 и 1707 годами, большинство из которых были пьесами иезуита Иоганна Баптиста Адольфа (1657–1708), считающегося вершиной иезуитского драматического искусства. Все эти произведения отражают особенности школьного театра начала XVIII века: наличие всеобъемлющей морали, демонстрацию достижений учеников и Общества Иисуса, а также укрепление веры. Часто это сопровождалось почитанием монарха, как, например, в эпилоге к "Фердинанду Пятому" (1684), где воспеваются Габсбурги и император Леопольд Первый.

Хотя в отдельных произведениях музыка играла значительную роль, в целом Штаудта характеризуют как "технически подготовленного, плодовитого автора, но ограниченного рутиной". Хоры и короткие ритурнели строятся просто, в ариях часто встречаются колоратуры, строфические песни и одночастные пьесы перерастают в формы да капо с ритурнелями. Инструментовка часто моделировалась по примеру Керля (иезуитская пьеса Керля "Благочестивая и сильная женщина в святой Наталии", 1677).

Помимо школьной музыки, Штаудт сочинял литургические произведения, однако до нас дошло лишь несколько из них, которые пока не изучены подробно.

Произведения

Музыка к школьным спектаклям

  • "Фердинанд Пятый" ("Ferdinandus quintus", 1684)
  • "Славный в тирании" ("Gloriosus de tyrannide", 1685)
  • "Смиренное терпение" ("Humilis Patientia", 1692)
  • "Карнавал" ("Carnevale", 1696)
  • "Альвильда" ("Alvilda", 1697)
  • "Кающийся Гварин" ("Guarinus poenitens", 1697)
  • "Сильная женщина" ("Mulier fortis", 1698)
  • "Преображение уз" ("Metamorphosis vinculorum", 1699)
  • "Занятия чести и добродетели" ("Occupationes Honoris et Virtutis", 1699)
  • "Поцелуй справедливости и мира" ("Osculum Justitiae et Pacis", 1699)
  • "Забота о человеческой душе" ("Animi humani cura medica", 1700)
  • "Недостаток плоти" ("Carnis privium", 1700)
  • "Неизбежная судьба" ("Fatum inevitabile", 1700)
  • "Любовь к родине" ("Amor patriae", 1701)
  • "Триумф истинной любви" ("Triumphus veri Amoris", 1701)
  • "Победа Александра Великого" ("Alexandri magni victoria", 1702)
  • "Слепец на пути" ("Coecus in via", 1702)
  • "Иудейские Маккавеи" ("Judaei Machabaei", 1702)
  • "Разум владеет царством добра" ("Mens regnum bona possidet", 1702)
  • "Дворянская вера" ("Fides aulica", 1703)
  • "Никто злой не счастлив" ("Nemo malus felix", 1703)
  • "Добродетель не требует лет" ("Virtus non postulat annos", 1703)
  • "Благочестие к чужеземцам" ("Pietas in peregrinos", 1704)
  • "Триумф добродетели со временем" ("Virtutis de tempore triumphus", 1704)
  • "Унизившаяся тирания" ("Tyrannis humiliata", 1705)
  • "Геркулес" ("Hercules", 1706)
  • "Горы рождают" ("Parturiunt montes", 1707)
  • "Филемон и Аполлоний" ("Philemon et Apollonius", 1707)
  • "Святая Цецилия" ("Sancta Caecilia", 1707)

Духовная музыка

  • "Память терпеливого Христа" ("Patientis Christi memoria", 1685)
  • "Примирение природы" ("Reconciliatio Naturae", 1686)
  • "Евхаристический мир" ("Orbis Eucharisticus", 1690)
  • "Евхаристия разобщённых" ("Eucharistia dissidentium", 1697)
  • "Трактат о мире" ("Tractatus pacis", 1697)
  • "Евхаристия как тема особой хвалы" ("Eucharistia thema laudis specialis", 1698)
  • "Гостеприимство божественной мудрости" ("Hospitalitas divinae Sapientiae", 1700)
  • "Жених души" ("Sponsus animae", 1701)
  • "Евхаристия: путь к славе" ("Eucharistia iter ad gloriam", 1702)
  • "Евхаристия: узел любви" ("Eucharistia Amoris nexus", 1704)
  • Весперы, Magnificat, Regina caeli

Светская музыка

  • Многие из школьных пьес и оды, перечисленные выше, относятся также к светской категории, например "Фердинанд Пятый" ("Ferdinandus quintus"), "Славный в тирании" ("Gloriosus de tyrannide"), "Смиренное терпение" ("Humilis Patientia"), "Карнавал" ("Carnevale"), "Альвильда" ("Alvilda") и др.

Утраченные работы

  • "Триумф победоносной невинности над клеветой" ("Victricis Innocentiae de calumnia triumphus", Линц, 1698)

Теоретическое сочинение

  • "Догмат католических христиан" ("Catholicorum Christianorum dogma", 1699)