Штаудт, Иоганн Бернхард
1654 - 1712
Назад
Staudt, Johann Bernhard
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Бернхард Штаудт родился 23 октября 1654 года в Винер-Нойштадте. С 1666 по 1670 годы он обучался в иезуитском колледже в Вене, а в 1667–1668 учебном году также посещал лекции в университете. О его жизни между 1670 и 1684 годами почти ничего не известно, так как архивы колледжа были уничтожены после роспуска ордена в 1773 году.
С 1684 года до самой смерти Штаудт занимал должность regens chori в иезуитском монастырском доме в Вене. Он пользовался большим уважением и был удостоен звания почётного гражданина города. В его обязанности входило музыкальное воспитание учеников колледжа. В соответствии с образовательными идеалами иезуитов, центральное место в этой деятельности занимала организация церемоний и торжеств, для которых Штаудту приходилось сочинять как светскую, так и духовную музыку, а также репетировать её. Эти события традиционно включали драматические постановки и считались главными социальными мероприятиями города, на которых обычно присутствовали император и императрица.
Штаудт написал музыку к 39 школьным спектаклям, исполненным между 1684 и 1707 годами, большинство из которых были пьесами иезуита Иоганна Баптиста Адольфа (1657–1708), считающегося вершиной иезуитского драматического искусства. Все эти произведения отражают особенности школьного театра начала XVIII века: наличие всеобъемлющей морали, демонстрацию достижений учеников и Общества Иисуса, а также укрепление веры. Часто это сопровождалось почитанием монарха, как, например, в эпилоге к "Фердинанду Пятому" (1684), где воспеваются Габсбурги и император Леопольд Первый.
Хотя в отдельных произведениях музыка играла значительную роль, в целом Штаудта характеризуют как "технически подготовленного, плодовитого автора, но ограниченного рутиной". Хоры и короткие ритурнели строятся просто, в ариях часто встречаются колоратуры, строфические песни и одночастные пьесы перерастают в формы да капо с ритурнелями. Инструментовка часто моделировалась по примеру Керля (иезуитская пьеса Керля "Благочестивая и сильная женщина в святой Наталии", 1677).
Помимо школьной музыки, Штаудт сочинял литургические произведения, однако до нас дошло лишь несколько из них, которые пока не изучены подробно.
Музыка к школьным спектаклям
Духовная музыка
Светская музыка
Утраченные работы
Теоретическое сочинение