Старициус, Иоганн (Иоганнес)
.... - ....
Назад
Johann (Johannes) Staricius

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Иоганн (Иоганнес) Стариций — немецкий поэт, органист и, вероятно, композитор начала XVII века. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что он был «поэтом-лауреатом» и занимал должность органиста во Франкфурте. Место его рождения указано как город Шкойдиц близ Лейпцига. Других достоверных данных о его биографии не сохранилось.
Единственное его известное печатное сочинение — сборник Newer teutscher weltlicher Lieder nach Art der welschen Madrigalen neben etzlichen teutschen Tänzen («Новые немецкие светские песни в стиле итальянских мадригалов вместе с некоторыми немецкими танцами»), изданный в 1609 году.
Творчество
Сборник включает 23 пьесы: первые шесть написаны для пяти голосов, остальные 17 — для четырёх. Автором текстов является сам Стариций; в них встречаются слова на саксонском диалекте, а также латинские девизы. Произведения представляют собой разнородные формы — канцоны, канцонеты, баллетто, мадригалы и аллеманды, хотя эти жанровые обозначения не всегда указаны в сборнике.
Исследователи отмечают, что под №2 Стариций заимствовал №7 из книги Томаса Морли Balletts for Five Voices (1595). Более того, пьесы под №7–13 совпадают с несколькими мадригалами Морли из сборника 1594 года. Эти неуказанные заимствования породили сомнения в том, был ли Стариций в полном смысле слова композитором. Возможно, он использовал уже готовую зарубежную музыку (в том числе английскую) и писал к ней новые немецкие тексты.
Неловкости в некоторых поэтических строках также указывают, что ему было трудно приспособить слова к существующей музыке. Тем не менее сборник представляет интерес как свидетельство влияния английской и итальянской мадригалистики на немецкую музыку начала XVII века.
Стариций, по-видимому, был близок к композитору Валентину Хауссману, которого он называет в одной из своих песен «композитором, с которым боги так тесно связаны». Примечательно, что именно Хауссман в 1609 году издал в Нюрнберге немецкую редакцию баллетто Морли, приписав их авторство корректно.
Произведения
В музыкальных номерах встречаются жанровые черты канцоны, канцонеты, баллетто, мадригала и аллеманды. Часть музыки заимствована у Томаса Морли.