- Дата рождения: 17 января 1712 г.
- Место рождения: Лондон, Англия
- Дата смерти: 19 мая 1786 г.
- Место смерти: Лондон, Англия
Биография
Джон Стэнли родился в Лондоне 17 января 1712 г. В возрасте двух лет он пострадал от несчастного случая: упал возле мраморного очага с фарфоровой чашей в руках, что почти полностью лишило его зрения. С семи лет начал получать музыкальное образование: сначала у Джона Ридинга, а затем у Мориса Грина при соборе Святого Павла, под чьим руководством демонстрировал исключительные способности. Уже в возрасте девяти лет Стэнли играл на органе в церкви All Hallows, Bread Street, а в 1726 г. был избран органистом в церкви Святого Андрея в Холборне, «в предпочтение множеству кандидатов». В 1729 г. он стал самым молодым человеком, удостоенным степени бакалавра музыки (BMus) в Оксфордском университете.
В 1734 г. Стэнли был назначен органистом Общества Inner Temple (Темпл-Черч) и занимал эту должность до самой смерти. Его игра привлекала внимание выдающихся музыкантов, в том числе Георга Фридриха Генделя.
В 1738 г. он женился на Саре Арлонд, дочери капитана Эдварда Арлонда из Ост-Индской компании, получив от неё приданое в размере 7000 фунтов. После женитьбы супруги поселились в районе Уолбрук, где к ним присоединилась сестра Сары — Энн, ставшая духовным писцом Стэнли. Благодаря исключительной памяти он успешно преподавал, участвовал в музыкальных встречах и карточных играх с широкой компанией друзей, дирижировал ораториями Генделя в 1750-е годы.
После смерти Генделя в 1759 г. Стэнли вместе с Джоном Кристофером Смитом, а с 1776 г. с Томасом Линли, продолжил проведение Великопостных ораториальных сезонов в Ковент-Гардене (позже — в театре Drury Lane).
В 1760 г. им были созданы собственные оратории: “Zimri” («Зимри»), поставленный в Ковент-Гардене 12 марта 1760 г., и “The Fall of Egypt” («Падение Египта»), впервые исполненный в Drury Lane 23 марта 1774 г.
В 1770 г. он стал попечителем Foundling Hospital и до конца жизни активно участвовал в музыкальной деятельности учреждения, включая организацию ежегодного исполнения “Messiah” («Мессия») в 1775–1777 гг. В 1779 г. он сменил Уильяма Бойса на посту «Master of the King’s Musick» и сочинил ряд од к Новому году и ко Дню рождения монарха. Последняя из них, написанная к дню рождения Георга III 4 июня 1786 г., так и не была исполнена самим композитором: Джон Стэнли скончался 19 мая 1786 г. в Хэттон-Гардене.
Творчество
Основное наследие Стэнли составляют три тома органных волюнтариев: опусы 5 (1748 г.), 6 (1752 г.) и 7 (1754 г.). Эти произведения включают двухчастные формы: медленное вступление для органных регистров и быструю часть с сольным голосом (корнет, труба). Каждый том завершался несколькими прелюдиями и фугами для полного органа.
Не менее значительны его концертные сочинения, которые иллюстрируют переход от барочной традиции Генделя к более лёгкому галантному стилю, характерному для середины XVIII века. Его шесть концертов op. 2 (1742/1745 гг.) стали одними из лучших английских струнных концертов в традиции Корелли и Генделя. Они пользовались большой популярностью и переиздавались в обработках для органа, а также как сольные произведения для скрипки, флейты или клавесина. Концерт № 6 из этого цикла (с пропуском одной части) позже вошёл в третий концерт op. 10 (1775 г.), но уже в обновлённом стиле, более близком к предклассическому.
В концертах op. 10 Стэнли отказался от фуг в пользу риторнельной формы и изящных танцевальных частей. Клавишное письмо явно ориентировано на новый инструмент — фортепиано, постепенно вытеснявшее орган и клавесин.
Стэнли написал также два сборника сольных кантат: op. 3 и op. 8. В ранних кантатах широко использована форма da capo, что было редкостью среди английских композиторов того времени. В поздних кантатах арии чаще строились в бинарной форме, разделённой инструментальными симфониями. Подобная форма характерна также для его флейтовых сонат op. 1 и op. 4.
Единственным сохранившимся театральным сочинением является пастораль “Arcadia, or The Shepherd’s Wedding” («Аркадия, или Свадьба пастуха»), написанная по случаю свадьбы Георга III с королевой Шарлоттой. Также Стэнли приписывают создание оперы “Teraminta” («Терамита»), сохранившейся в единственной партитуре.
Произведения
Сценическая музыка
- “Incidental music to Oroonoko” («Инцидентальная музыка к „Орoоноко“») — Лондон, театр Drury Lane, 1 декабря 1759 г., утраченное произведение.
- “The Tears and Triumphs of Parnassus” («Слёзы и триумф Парнаса», маска) — Лондон, театр Drury Lane, 17 ноября 1760 г., утраченное произведение.
- “Arcadia, or The Shepherd’s Wedding” («Аркадия, или Свадьба пастуха», пастораль) — Лондон, театр Drury Lane, 26 октября 1761 г.
- “Teraminta” («Терамита», опера в 3 актах) — не была поставлена.
Оратории
- “Jephtha” («Иеффай») — около 1751–1752 гг.
- “Zimri” («Зимри») — Лондон, 1760 г.
- “The Fall of Egypt” («Падение Египта») — 1774 г.
Придворные оды
(музыка большинства утрачена, тексты — У. Уайтхед, если не указано иное)
- “Let Gallia mourn! th’ insulting foe” («Пусть Галлия оплакивает дерзкого врага») — ода ко дню рождения, 1779.
- “And dares insulting France pretend” («И дерзает ли Франция притязать») — новогодняя ода, 1780.
- “Still o’er the deep does Britain reign” («Всё ещё над морем властвует Британия») — ода ко дню рождения, 1780.
- “Ask round the world, from age to age” («Спроси у мира, из века в век») — новогодняя ода, 1781.
- “Still does the rage of war prevail?” («Всё ещё свирепствует ярость войны?») — ода ко дню рождения, 1781.
- “O wond’rous power of inborn worth” («О дивная сила врождённого достоинства») — новогодняя ода, 1782.
- “Still does reluctant Peace refuse” («Мир всё ещё упорно отказывается») — ода ко дню рождения, 1782.
- “At length the troubled waters rest” («Наконец бушующие воды обретают покой») — ода ко дню рождения, 1783.
- “Ye nation, hear th’ important tale” («Народы, выслушайте важную повесть») — новогодняя ода, 1783.
- “Enough of arms, to happier ends” («Довольно оружия, к счастливо́й цели») — новогодняя ода, 1784.
- “Hail to the day, whose beams again” («Привет дню, чьи лучи вновь сияют») — ода ко дню рождения, 1784.
- “Amid the thunder of war (True Glory seems the pride of war)” («Среди грома войны (Истинная Слава кажется гордостью войны)») — ода ко дню рождения, 1785 (текст Т. Уортона).
- “Delusive is the poet’s dream” («Обманчива мечта поэта») — новогодняя ода, 1785.
- “Dear to Jove, a genial isle” («Дорогой Юпитеру, благодатный остров») — новогодняя ода, 1786 (текст Т. Уортона).
- “When Freedom nurs’d her native fire” («Когда Свобода питала своё исконное пламя») — ода ко дню рождения, 1786 (текст Т. Уортона).
Светская вокальная музыка
- “6 Cantatas, op. 3” («6 кантат, опус 3», Лондон, 1742):
- “Compell’d by sultry Phoebus’ heat” («Принуждённый зноем Феба») — кантата.
- “Marcus the young, the noble” («Марк — юный, благородный»).
- “Teach me Venus every art” («Научи меня, Венера, всем искусствам»).
- “The god Vertumnus lov’d Pomona fair” («Бог Вертумн любил прекрасную Помону»).
- “To wisdom’s cold delights” («К холодным радостям мудрости»).
- “Whilst others barter ease for state” («В то время как другие меняют покой на власть»).
- “6 Cantatas, op. 8” («6 кантат, опус 8», Лондон, 1748):
- “Alas, my Julia, now no more” («Увы, моя Юлия, теперь уже нет»).
- “Aloft and near her highest noon” («Высоко, близко к её высочайшему полдню»).
- “Cease Eugenio thus to gaze” («Прекрати, Евгений, так взирать»).
- “Cymon, a rough unpolish’d swain” («Цимон, грубый и неотёсанный пастух»).
- “No sooner had my infant face” («Не успело моё младенческое лицо»).
- “Who’ll buy a heart” («Кто купит сердце»).
- “3 Cantatas and 3 Songs, op. 9” («3 кантаты и 3 песни, опус 9», Лондон, 1751):
- “As Delia (blest with ev’ry grace)” («Как Делия, благословлённая каждой милостью»), кантата.
- “As in a pensive form Myrtilla sate” («Когда в задумчивом облике сидела Мыртила»), кантата.
- “I feel new passions rise” («Я чувствую, как поднимаются новые страсти»), песня.
- “Immortal goddess, heavenly fair” («Бессмертная богиня, небесная красавица»), песня.
- “Long had fair Delia slighted” («Долго прекрасная Делия пренебрегала»), кантата.
- “Love has possessed my heart” («Любовь овладела моим сердцем»), песня.
- “As once a gentle redbreast (The Redbreast)” («Как-то раз нежный малиновка (Малиновка)»), кантата, Лондон, 1784.
- “Great Hercules, Jove’s warlike son (The Choice of Hercules)” («Великий Геркулес, воинственный сын Юпитера (Выбор Геркулеса)»), ода, ок. 1729.
- “Rise harmony (The Power of Musick)” («Восстань, гармония (Сила музыки)»), ода, ок. 1729, экзаменационное сочинение.
- “The gay nymph Syrinx (Pan and Syrinx)” («Весёлая нимфа Сиринкс (Пан и Сиринкс)»), ода, ок. 1729.
- 19 песен, изданных по отдельности и в антологиях XVIII века (12 из них опубликованы в сборнике в Лондоне, 1741).
Духовная вокальная музыка
- “Arise, pour out thine heart” («Встань, излей своё сердце»), гимн, ок. 1774.
- “Attune the songs to mournful strains” («Настрой песни на скорбные мотивы»), гимн, ок. 1774.
- “Give praises unto God” («Воздайте хвалу Господу»), гимн.
- “Hearken unto me my people” («Послушай меня, народ мой»), гимн, ок. 1774.
- “Hear me when I call” («Услышь меня, когда я взываю»), гимн, 1734.
- “Jehovah Lord, how great, how wondrous great” («Иегова, Господь, как велик, как дивно велик»), гимн.
- “My strength will I ascribe” («Свою силу я приписываю Господу»), гимн.
- “Praise the Lord, O Jerusalem” («Хвали Господа, Иерусалим»), гимн, 1740.
- “To thee great God our thanks are due” («Тебе, великий Боже, благодарность наша»), гимн, ок. 1774.
- “With one consent” («В едином согласии»), гимн.
Инструментальная музыка
- “Eight Solo’s, op. 1” («Восемь соло, опус 1», 1740) — для флейты или скрипки с бассо континуо.
- “Six Concerto’s in 7 parts, op. 2” («Шесть концертов в семи партиях, опус 2», 1742) — для струнных; существовали также переложения для органа и клавесина.
- “Six Solo’s, op. 4” («Шесть соло, опус 4», 1745) — для флейты или скрипки с бассо континуо.
- “Ten Voluntarys, op. 5” («Десять волюнтариев, опус 5», 1748) — для органа или клавесина.
- “Ten Voluntarys, op. 6” («Десять волюнтариев, опус 6», 1752) — для органа или клавесина.
- “Ten Voluntarys, op. 7” («Десять волюнтариев, опус 7», 1754) — для органа или клавесина.
- “Six Concertos, op. 10” («Шесть концертов, опус 10», 1775) — для органа, клавесина или фортепиано.
- Различные инструментальные пьесы, опубликованные в антологиях XVIII века.
Ноты сочинений Джона Стэнли на сайте библиотеки IMSLP