Штандфусс, Иоганн Кристиан
.... - 1759

Назад

Johann Christian Standfuß

  • Дата рождения: неизвестна
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: после 1759 г.
  • Место смерти: предположительно Гамбург, Германия

Биография

Немецкий композитор и скрипач эпохи барокко. Был участником театральной труппы Ганса Германа Коха в 1750-х годах, работая как скрипач и репетитор. Создал произведение, которое часто рассматривается как первый немецкий "синспиль" (Singspiel), жанр, ставший популярным в немецком музыкальном театре XVIII века. 

Биография Штандфусса не располагает большим числом подробностей. Он вошел в историю как автор первой постановки, которая открыла эру синспилей в Германии. Работа называлась "Teufel ist los, oder Die verwandelten Weiber" («Чёрт сбежал, или Преображённые жены»). Премьера состоялась 6 октября 1752 года в Лейпциге, где выступала труппа Ганса Германа Коха. Либретто основано на пьесе Чарльза Коффи "The Devil to Pay, or The Wives Metamorphos'd" (Лондон, 1731), переведённом бывшим прусским посланником в Лондоне, графом фон Борком. Изначально эта пьеса исполнялась в Берлине ещё в 1743 году, вероятно, с использованием оригинальных английских мелодий. 

Премьера лейпцигской постановки Штандфусса стала сенсационной, и, судя по отзывам, она была прекрасно исполнена, благодаря наличию хороших певцов в труппе Коха. Успех произведения породил полемику, особенно критику Готшеда и его сторонников, которые считали появление комических синспилей упадком хорошего вкуса в театре. 

Продолжением первого произведения Штандфусса стал синспиль "Der lustige Schuster, oder Der zweite Teil vom Teufel ist los" («Весёлый сапожник, или Продолжение "Чёрт сбежал"»), премьера которого состоялась 18 января 1759 года в Любеке. Обе части произведения были заново обработаны в 1766 году композитором Иоганном Адамом Хиллером и поэтом К.Ф. Вайссом и опубликованы в 1770 и 1771 годах соответственно. 

Последний известный опус Штандфусса — это синспиль "Jochem Tröbs, oder Der vergnügter Bauernstand" («Йохим Трёпс, или Весёлые крестьяне»), премьера которого состоялась в Гамбурге 17 сентября 1759 года. Ни музыка, ни текст этого произведения не сохранились. 

Кроме синспилей, сохранились два мотета Штандфусса, хранящиеся в австрийском национальном музее (A-Wn), а ещё один мотет был упомянут Гербером в своей энциклопедии. 

Таким образом, Иоганн Кристиан Штандфусс вошёл в историю как один из основателей жанра синспиля в Германии, заложив тем самым основы будущего развития немецкой музыкальной комедии.

Произведения

Синспили: 

  • Der Teufel ist los, oder Die verwandelten Weiber («Чёрт сбежал, или Преображённые жены»), Лейпциг, 6 октября 1752 г., утрачено; 12 номеров в переработанном варианте Иоганна Адама Хиллера (1770). 
  • Der lustige Schuster, oder Der zweite Teil vom Teufel ist los («Весёлый сапожник, или Продолжение "Чёрт сбежал"»), Любек, 18 января 1759 г., утрачено; 32 номера в переработанном варианте Иоганна Адама Хиллера (1771). 
  • Jochem Tröbs, oder Der vergnügter Bauernstand («Йохим Трёпс, или Весёлые крестьяне»), Гамбург, 17 сентября 1759 г., утрачено.

Другие произведения: 

  • 2 мотета хранятся в собрании Музея искусств Австрии (A-Wn). 
  • Ещё один мотет, упомянутый Гербером, утрачен.

Штандфусс остаётся важной фигурой в истории немецкого музыкального театра, символизируя переломный момент в развитии национальной музыкальной комедии, влияние которой простиралось далеко за пределы его короткого творческого пути.