Штандфусс, Иоганн Кристиан
.... - 1759
Назад
Johann Christian Standfuß

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий композитор и скрипач эпохи барокко. Был участником театральной труппы Ганса Германа Коха в 1750-х годах, работая как скрипач и репетитор. Создал произведение, которое часто рассматривается как первый немецкий "синспиль" (Singspiel), жанр, ставший популярным в немецком музыкальном театре XVIII века.
Биография Штандфусса не располагает большим числом подробностей. Он вошел в историю как автор первой постановки, которая открыла эру синспилей в Германии. Работа называлась "Teufel ist los, oder Die verwandelten Weiber" («Чёрт сбежал, или Преображённые жены»). Премьера состоялась 6 октября 1752 года в Лейпциге, где выступала труппа Ганса Германа Коха. Либретто основано на пьесе Чарльза Коффи "The Devil to Pay, or The Wives Metamorphos'd" (Лондон, 1731), переведённом бывшим прусским посланником в Лондоне, графом фон Борком. Изначально эта пьеса исполнялась в Берлине ещё в 1743 году, вероятно, с использованием оригинальных английских мелодий.
Премьера лейпцигской постановки Штандфусса стала сенсационной, и, судя по отзывам, она была прекрасно исполнена, благодаря наличию хороших певцов в труппе Коха. Успех произведения породил полемику, особенно критику Готшеда и его сторонников, которые считали появление комических синспилей упадком хорошего вкуса в театре.
Продолжением первого произведения Штандфусса стал синспиль "Der lustige Schuster, oder Der zweite Teil vom Teufel ist los" («Весёлый сапожник, или Продолжение "Чёрт сбежал"»), премьера которого состоялась 18 января 1759 года в Любеке. Обе части произведения были заново обработаны в 1766 году композитором Иоганном Адамом Хиллером и поэтом К.Ф. Вайссом и опубликованы в 1770 и 1771 годах соответственно.
Последний известный опус Штандфусса — это синспиль "Jochem Tröbs, oder Der vergnügter Bauernstand" («Йохим Трёпс, или Весёлые крестьяне»), премьера которого состоялась в Гамбурге 17 сентября 1759 года. Ни музыка, ни текст этого произведения не сохранились.
Кроме синспилей, сохранились два мотета Штандфусса, хранящиеся в австрийском национальном музее (A-Wn), а ещё один мотет был упомянут Гербером в своей энциклопедии.
Таким образом, Иоганн Кристиан Штандфусс вошёл в историю как один из основателей жанра синспиля в Германии, заложив тем самым основы будущего развития немецкой музыкальной комедии.
Синспили:
Другие произведения:
Штандфусс остаётся важной фигурой в истории немецкого музыкального театра, символизируя переломный момент в развитии национальной музыкальной комедии, влияние которой простиралось далеко за пределы его короткого творческого пути.