Стамиц, Карл Филипп
1745 - 1801

Назад

Carl Philipp Stamitz

  • Дата рождения: крещён 8 мая 1745 года
  • Место рождения: Мангейм, Германия
  • Дата смерти: 9 ноября 1801 года
  • Место смерти: Йена, Германия

Биография

Карл Стамиц — немецкий композитор, скрипач, альтист и исполнитель на виоле д'амур, сын Иоганна Стамица. Он был ведущим представителем второго поколения мангеймских оркестровых композиторов, широко гастролирующим исполнителем и сделал major contribution в литературу жанра симфонии концертант и концерта.

Карл Стамиц получил своё самое раннее музыкальное образование в Мангейме от отца, но ему было всего 11 лет, когда отец умер. Его последующими учителями были другие придворные музыканты: Кристиан Каннабих, Игнац Хольцбауэр и Франц Ксавер Рихтер. Сохранившиеся оркестровые списки включают Стамица в качестве скрипача в курфюршеском оркестре с 1762 по 1770 год, должность, которая позволила ему изучить современный мангеймский репертуар и овладеть блестящей исполнительской техникой.

В 1770 году Стамиц отправился в Париж, остановившись по пути для выступлений в Монсе. К 1771 году он был придворным композитором и дирижёром у герцога Луи де Ноайля в Париже, где познакомился с такими музыкантами, как Франсуа-Жозеф Госсек, Симон Ледук, Жан-Жорж Зибер и Йозеф Бер. Помимо публикации многих новых сочинений в Париже, как Карл, так и его брат Антон были активными исполнителями в Concert Spirituel в 1770-х годах. В период с 1771 по 1773 год газета «Mercure de France» сообщала о выступлениях обоих братьев, а также об исполнении их сочинений, но часто без чёткого различения Карла и Антона. Летом 1772 года Стамиц жил в Версале, где сочинил «La promenade royale» («Королевская прогулка»), первую из нескольких программных симфоний. В течение своего пребывания у герцога де Ноайля гастроли в качестве виртуоза привели его в 1772 году в Вену, в 1773 году во Франкфурт, а в 1774 году в Аугсбург, Вену, а также в Страсбург, где он опубликовал шесть квартетов и доставил сочинения Игнацу фон Бекке для князя Крафта Эрнста фон Эттинген-Валлерштайна. Карл или, возможно, Антон снова выступили в Concert Spirituel 2 февраля, 25 марта и 7 апреля 1775 года; «Mercure de France» описала концерт 24 декабря 1775 года, на котором была исполнена «большая новая симфония господина Стамица-старшего» с самим композитором в качестве одного из блестящих скрипачей. Дополнительные упоминания встречаются до марта 1777 года. Годы относительной стабильности Стамица подошли к концу; в дальнейшем он вёл жизнь гастролирующего виртуоза, никогда не занимая важной постоянной должности.

Отъезд Стамица из Парижа не был точно задокументирован, но газетные объявления показывают, что он был активным исполнителем в Лондоне по крайней мере с мая 1777 года до 1780 года, часто в сотрудничестве с Иоганном Кристианом Бахом. 6 апреля 1778 года он дал свой собственный бенефисный концерт в Королевском театре. Находясь в Лондоне, он опубликовал множество сочинений, особенно камерных произведений, продолжая указывать себя как композитора герцога де Ноайля. Некоторое время после 1780 года он переехал в Гаагу, где между маем 1782 года и июлем 1784 года выступил, в основном в качестве солиста на альте, не менее чем в 28 концертах при дворе Вильгельма V, принца Оранского. Концерт 23 ноября 1783 года представил не только Стамица, но и Бетховена (в возрасте 12 лет), который играл на фортепиано и получил более высокое вознаграждение, чем его старший коллега. Многие сочинения, написанные Стамицем в этот период, были опубликованы Б. Хуммелем в Гааге.

К апрелю 1785 года Стамиц прибыл в Гамбург, где дал две академии (концерты). В августе он выступил в Любеке, вернувшись в Гамбург для двух заключительных концертов осенью. 17 апреля 1786 года он был в Магдебурге; затем он отправился в Лейпциг и в Берлин, где 19 мая 1786 года присоединился к Иоганну Адаму Хиллеру в дирижировании исполнения «Мессии» Генделя в соборе. В это время, согласно Эрнсту Людвигу Герберу, Стамиц вёл переговоры о контракте (пока не обнаруженном) с королём Пруссии, который гарантировал оплату за любую работу, сочинённую им для берлинского двора. Нет также conclusive evidence, чтобы поддержать утверждение Гербера, что в 1787 году Стамиц имел титул капельмейстера принца Гогенлоэ-Шиллингсфюрста, хотя он встречается на печатном концертном объявлении 1792 года и в его некрологе.

В 1787 году Стамиц много путешествовал, выступая в качестве альтиста в Дрездене, Праге и Галле, и появился в Нюрнберге 3 ноября 1787 года для исполнения своей музыкальной аллегории по случаю полёта на воздушном шаре Бланшара. Концертные обзоры 1788 и 1789 годов сообщают о его выступлении в качестве альтиста в Касселе. В 1789 году он стал директором концертов Liebhaber (для любителей) там, должность, которую он сохранял до апреля 1790 года.

Некоторое время до 1790 года Стамиц женился на Марии Йозефе Пилц (род. 1764; ум. в Йене, 17 января 1801 года), и они поселились в Грейце, Фогтланд, где в августе 1790 года родился их первый сын. Рождение дочери к июлю 1792 года и болезнь жены не позволили ему много путешествовать, и он безуспешно пытался получить постоянную придворную должность от Фридриха Франца I, герцога Мекленбург-Шверина. Он продолжал зарабатывать, как мог, отправляя сочинения королю Пруссии, принцу Оранскому, двору в Шверине и двору Эттинген-Валлерштайна, и ему удалось организовать два концерта, один 12 ноября 1792 года в Придворном театре в Веймаре, другой 19 марта 1793 года в Лейпциге. Письма Брейткопфу от 30 апреля и 6 мая 1793 года с просьбой о помощи в постановке опер и концертов или в поиске постоянной должности в Лейпциге не увенчались успехом.

Поездка обратно в Мангейм до весны 1795 года принесла "разнообразие комиссионных", как упоминается в письме Стамица Брейткопфу от 28 мая 1795 года из Йены, куда он переехал с семьёй, чтобы стать капельмейстером и учителем музыки в университете. Однако этой должности было недостаточно для устройства его дел, и он отправлял сочинения так далеко, как Уэльс и Россия, в надежде на вознаграждение. Стамиц даже планировал концертное турне в Санкт-Петербург, но письмо, санкционирующее поездку, прибыло только после его смерти. Два сына, родившиеся в Йене, как и другие дети Стамица, умерли в детстве.

Несмотря на прежнюю славу Стамица и его планы грандиозных концертов и путешествий — и даже попытки заняться алхимией — его долги на момент смерти были так велики, что его имущество пришлось распродать с аукциона. Печатный каталог его музыкальных рукописей был опубликован для отдельного аукциона в 1810 году, но мода того времени изменилась, и музыка не была ни выставлена на торги, ни куплена частным образом. Коллекция оставалась в Йене до 1812 года, но с тех пор исчезла.

Творчество

Карл Стамиц создавал практически равное количество камерных и оркестровых произведений, однако его всемирную известность составили именно оркестровые композиции. В его активе насчитывается более 50 симфоний, 38 симфоний-концертантов и свыше 60 концертов для солирующих инструментов, что даёт право называть его самым плодовитым оркестровым композитором Маннгейма. Все его произведения несут отчётливые следы маннгеймской школы: идиоматическое отношение к оркестру, динамика, гомофонная фактура, контрастная тематика и конкретные маннгеймские мелодические клише. Но периоды, проведённые в Париже и Лондоне, привели к росту популярности жанра симфонии-концертанта и ввели в его стиль всеобщую лирику и плавность мелодического течения, позволившие включить его музыку в более космополитический контекст.

Стандартная инструментовка для того времени доминирует в большинстве его произведений, но бывают и отступления от норм. Примером служит "Маскерная симфония" (Masquerade Symphony, ок. 1781), где введено расширённое ударное сопровождение, подражающее турецкому колориту, а также пара произведений для двойного оркестра. В отличие от отца, половину симфоний которого составляют четырёхчастные циклы, Карл Стамиц предпочитал трёхчастную итальянскую структуру (быстрая-медленная-быстрая) практически во всех своих дошедших до наших дней оркестровых произведениях. Только четыре симфонии заканчиваются третьим движением в виде менуэта и трио (два других произведения обладают программой с относительно свободной структурой), восемь из существующих 28 симфоний-концертантов записаны в двухчастной структуре, что типично для этого жанра.

Ранние симфонии относятся к маннгеймскому периоду, самая поздняя создана в Греизе в 1791 году. Подобно своим современникам из Маннгейма, он использовал преимущественно бинарную сонатную форму в первых частях и финалах своих симфоний (форма сонаты с неполной репризой), часто без повторов. В общей сложности 12 симфоний открываются медленной интродукцией, причём в ранней и средней фазах творчества имеется чётко обозначенная взаимосвязь между ритмом или мотивом интродукции и основным началом первой части. Первоначальные части характеризуются постоянным использованием контрастных второстепенных тем в доминантовой тональности, обособленных упрощённой оркестровой фактурой и нередко содержащих партии деревянных духовых инструментов в терциях. Разделы разработок обычно непродолжительны и избегают углубленного переосмысления экспозиционного материала; скорее, они формально примыкают к репризе и часто содержат дополнительные эпизодические вставки. Отдельные симфонии вовсе лишены разработочного раздела. Репризы большей частью начинают вторую тему, хотя случаи полноценной репризы тоже наблюдаются на протяжении всей карьеры.

Средние части симфоний получили высокую оценку современников за свою искреннюю лирику и экспрессию. Чувствительные апподжатуры распространены повсеместно, четверть таких частей исполнена в минорных тонах. Преобладают простая бинарная и бинарная сонатная структура. Последние части симфоний аналогичны первым по структуре, за исключением семи симфоний, которые завершаются рондо.

Из 38 известных симфоний-концертантов около трети предполагает выступление двух солистов (чаще всего это дуэт скрипок или комбинация скрипки и виолончели), остальные рассчитаны на большее количество солистов — до семи. Первая часть традиционно строится по принципу ритарнелло, распространённому в XVIII столетии, с тремя-четырьмя частями общих оркестровых эпизодов, окружающих модулирующие или репризные сольные разделы. Завершения различны: обычная практика — финал в форме рондо, однако в пяти случаях предусмотрены менуэты и трио, специально обработанные для включения солистов. Частота использования рондо в окончаниях оркестровых произведений заметно превышает частоту у остальных маннгеймских композиторов, что, вероятно, обусловлено тесными контактами с французской музыкой в 1770-е годы.

Для различных солирующих инструментов Карл Стамиц сочинил концерты, включая скрипку (15 произведений), кларнет (10 произведений), флейту (8 произведений) и фагот (7 произведений), многие из которых утеряны. Исторически важную роль играют его оркестровые и камерные композиции для виолы д'аморе, демонстрируя нестандартные приёмы игры на всех семи струнах, техники двойных и аккордов, левой руки пиццикато и флажолет.

Произведения

Карл Стамиц был невероятно плодовитым композитором, создавая равное количество камерных и оркестровых произведений, но именно оркестровые произведения принесли ему наибольшую известность. Он написал более 50 симфоний, 38 симфоний-концертантов и свыше 60 концертов для солирующих инструментов, что сделало его самым плодовитым композитором Маннгеймской школы.

Основные черты его сочинений ясно указывают на происхождение из Маннгейма: глубокая осведомлённость в использовании оркестра, энергичные динамики, гомофонные фактуру, контрастные типы тем и специфические маннгеймские мелодические клише. Влияние Парижа и Лондона усилилось в зрелом периоде творчества, что придало его музыке вселенский оттенок благодаря присутствию широкой лирики и легкости мелодического развития.

Оркестровые произведения: 

  • o  Симфонии (более 50) 
  • o  Симфонии-концертанты (38) 
  • o  Концерты для солирующих инструментов (свыше 60) 
  • o  "Маскерная симфония" (Masquerade Symphony, ок. 1781) 
  • o  Величественная увертюра (A Grand Overture, Лондон, ок. 1790) 
  • o  Двухоркестровые произведения (2) 
  • o  Остальные симфонии частично утрачены

Симфонии-концертанты: 

  • o  Для двух скрипок (9) 
  • o  Для скрипки и виолончели (8) 
  • o  Для флейты и гобоя (1) 
  • o  Для кларнета и фагота (1) 
  • o  Другие сочетания инструментов (всего 38 произведений)

Концерты для солирующих инструментов: 

  • o  Скрипичные концерты (15) 
  • o  Кларнетовые концерты (10) 
  • o  Флейтовые концерты (8)  
  • o  Фаготные концерты (7) 
  • o  Потерянные и сомнительные произведения (до 10)

Камерные произведения: 

  • o  Квартеты, квинтеты и трио для различных составов инструментов 
  • o  Большой цикл из шести тетрадей квартетов для струнных, изданных в Страсбурге (1774) 
  • o  Сольные концерты для виолы д’аморе 
  • o  Шесть тетрадей дуэтов для скрипки и альта 
  • o  15 сонат для скрипки и клавесина

Вокальные произведения: 

  • o  Утраченные оперы, включая "«Влюбленный опекун»" (Der verliebte Vormund, до 1787) и грандиозную оперу "Dardanus" («Дардан», ок. 1800) 
  • o  Церковная месса (D, D-EB) 
  • o  Три кантаты с текстом (текстовая основа утрачена) 
  • o  Несколько небольших арий с вариациями (утрачены)

Карл Стамиц принадлежит к числу ключевых деятелей музыкального мира XVIII века, оставившего значительное наследие как исполнитель и композитор, чьи произведения продолжают привлекать внимание исследователей и музыкантов по всему миру.



Ноты сочинений Карла Филиппа Стамица на сайте библиотеки IMSLP