Стамиц, Антон Тадеаш Иоган Непомук
1750 - 1809

Назад

Anton Thadäus Johann Nepomuk Stamic

  • Дата рождения: 27 ноября 1750 г.
  • Место рождения: Немецкий Брод (ныне Гавличкув Брод), Богемия, Чехия
  • Дата смерти: Между 1796 и 1809 годами
  • Место смерти: Париж или Версаль, Франция

Биография

Чешский композитор, скрипач и альтист, сын Яна Вацлава Антонина Стамица. Родился во время визита родителей в Немецкий Брод, откуда родители вернулись в Маннгейм в конце марта 1750 года. В 1751 году мать и новорожденный Антон присоединились к отцу в Маннгейме, где мальчик рос при дворе курфюрста. Юношеские занятия музыкой проходили под руководством старшего брата Карла и Христиана Каннабиха. В списках сотрудников двора в 1764–1766 и повторно в 1770 году он значится как скрипач в оркестре Маннгейма. Вторая запись указывает на то, что он был сверхштатным сотрудником (accessist), и, вероятно, это было его статусом на протяжении всего периода с 1764 по 1770 год. 

В 1770 году Антон переселился в Париж вслед за старшим братом Карлом. Именно там, за последующие двадцать лет, он создал основную часть своих произведений, среди которых преобладают концерты (многие из них предназначались для личного исполнения), квартеты, трио и дуэты. Первое конкретное упоминание об Антоне в Париже содержится в отчёте журнала "Mercure de France" о концерте "Concert Spirituel" от 25 марта 1772 года, где он исполнил дуэт для скрипки и альта вместе с братом Карлом. Вполне вероятно, что Антон также выступал на других концертах между 1772 и мартом 1777 года, о которых журнал "Mercure de France" сообщает только фамилию "Стамиц". В качестве композитора он впервые назван в мае 1777 года, когда на концерте "Concert Spirituel" была исполнена его симфония-концертант для гобоя и фагота. 

После отъезда Карла в Англию в 1777 году Антон стал играть более заметную роль в парижских музыкальных кругах. В 1778 году он дважды выступал на концертах "Concert Spirituel" как солист, исполняя свои собственные концерты для альта. С декабря 1779 по декабрь 1787 года на этих концертах было сыграно ещё пять концертов, один из которых точно принадлежит Антона, а несколько других, вероятно, также его авторства. В июле 1778 года, находясь в Париже, Моцарт отзывался о братьях Стамицах весьма негативно, сообщив отцу письмо следующего содержания:«Из обоих братьев Стамиц здесь присутствует только младший, старший (настоящий композитор вроде Хафенедера) уехал в Лондон. Они оба отвратительные писаки, игроки, пьяницы и прелюбодеи – не те люди, с которыми я хотел бы иметь дело. Тот, кто здесь, едва способен прилично одеться».Сообщения Моцарта подобного рода не всегда заслуживают доверия, однако есть основания полагать, что у Антона были серьезные долги, по крайней мере в 1780-е годы. 

Между сентябрем 1778 и январём 1780 года Стамиц преподавал игру на скрипке Родольфу Крюцеру в Версале, получая за 12 уроков ежемесячную плату в 18 ливров. Многие из его дуэтов для струнных инструментов, вероятно, были написаны в связи с этими уроками. Он приобрёл известность как учитель, когда ученик Крюцер, в возрасте 13 лет, успешно дебютировал, исполнив концерт Антона Стамица на концерте "Concert Spirituel" 25 мая 1780 года. 

В 1782 году музыкальный календарь "Almanach musical" зарегистрировал адрес Антона в Париже, однако в том же году он, вероятно, поселился в Версале, так как записи королевского двора указывают на его присутствие в составе королевской музыки (musique du roi) с 1782 по 1789 год. В то же время различные публикации присваивают ему титул "ординарный музыкант королевской музыки". В 1789 году, с наступлением Французской революции, Стамиц исчез из поля зрения общественности. Сообщение от 1796 года утверждает, что он в то время находился в психиатрической лечебнице, потеряв рассудок в 1789 году (сообщение принадлежит Леберману). Умер он, должно быть, между 1796 и 1809 годом, так как два письма его вдовы, Надежды Бушет де Гранпре, написанные в июне и ноябре 1809 года, поясняют, что она перестала получать пенсион в размере 800 ливров, назначенный после смерти мужа.

Произведения

Все произведения, если не указано иное, изданы в Париже. Имя издателей приводится только в случае, если идентификация необходима. 

Оркестровые произведения: 

  • Симфонии:  

3 симфонии как op.1 (1783–1784),  

3 симфонии как op.2 (1784),  

6 симфоний как op.3 (ок. 1785–1788),  

3 симфонии как op.4 (ок. 1788–1793). 

  • Симфонии-концертанты:  

1 для скрипки и виолончели (после 1783), 

2 для двух флейт (1780), одна редакция И. Гронефелда (Адлисвиль-Цюрих, 1978), другая в Concertino (Майнц, 1967),  

2 для гобоя и фагота, одна опубликована Беральтом (1776–1777), другая Сибером (без даты). 

  • Концерты для скрипки:  

2 концерта, выпущенные Беральтом (№ 2–3, ок. 1773–1774),  

1 концерт, выпущенный Жираром (№ 6, ок. 1776–1777),  

1 концерт, выпущенный Меню и Бойером, op.27 (1777),  

4 концерта, выпущенные Шевардиёром ([? № 2] 1778–1779, № 3–5 1778–1784),  

3 концерта, выпущенные Дюрей (#4 1778, #5 1778–1780, #8 1778–1780), последний в редакции К. Шульца-Гаузера (Цюрих, 1967),  

2 концерта, выпущенные Сибером (№ 6 ок. 1782–1786, № 15 без даты),  

1 концерт, выпущенный Байоном (№ 17 до 1784). 

  • Другие концерты:  

1 концерт для альта/скрипки, выпущен Шевардиёром (1777–1779), редакция в Concertino (Майнц, 1970),  

3 концерта для альта: № 3 (ок. 1784–1786), редакция в Concertino (Майнц, 1971), № 4 (ок. 1784–1786), редакция в NM, 238 (1973), 1 экземпляр в CZ-KRa, редакция В. Мартина (Монтеух, 1988),  

4 концерта для флейты: 1 выпущен Беральтом (1778), редакция в EDM, 1-я серия, LI (1964), 1 выпущен Сибером, также Борелли (без даты) [партия солиста последней приписывается "Месье Бингли"], 2 экземпляра в D-BFb,  

3 концерта для клавесина как Livre 1 (1782–1783).

Камерная музыка: 

  • Струнные квартеты:  ⦁ оп.28 (1778),  ⦁ оп.29 (ок. 1779–1781),  ⦁ оп.30 (ок. 1778–1779),  ⦁ Livre 4 (ок. 1779–1781), 1 редакция в DTB, XXVII, Jg.XV (1914),  ⦁ Livres 5–8 (ок. 1782–1786),  ⦁ Livre 9 (ок. 1787–1788), 1 редакция в DTB, XXVII, Jg.XV (1914). 
  • Трио:  

24 трио для скрипки и бассо континуо: оп.1 (1772–1773),  

оп.4 (ок. 1775), 1 редакция в DTB, XXVIII, Jg.XVI (1915),  

Livre 3 (1786–1787) [включает 3 трио для оркестра],  

6 трио опубликовано Сибером (ок. 1786–1788),  

12 трио для флейты, скрипки и бассо континуо: оп.1 (1781), 6 трио опубликовано Сибером (1781–1782). 

  • Дуэты:  

12 дуэтов для двух скрипок: оп.8 (1777), оп.9 (1777),  

18 дуэтов для скрипки и альта: оп.10 (ок. 1777–1779),  

6 дуэтов опубликовано Меню и Бойером (ок. 1780), переложены для скрипки и виолончели, A-SEI,  

Livre 4 [также указывается в каталогах как Livre 3] (1786),  

12 дуэтов для скрипки и виолончели: 6 выпущены Буеном как Livre 2 (ок. 1788), 6 выпущены Бойером и Меню как Livre 3 (ок. 1780),  

30 дуэтов для двух флейт: [Livre 1] (ок. 1780), Livres 3–4 (1783–1785), оп.1 (1785), Livre 7 (1788–1793). 

  •  Другая камерная музыка:  

6 сонат для скрипки и бассо континуо, op.11 (1776–1782), фототипия в ECCS, VI (1991),  

12 мелодий в вариациях для скрипки и бассо континуо (1776),  

Каприччо для флейты в форме этюда (ок. 1785), редакция В. Лебермана (Франкфурт, 1974),  

Соната для клавесина, указана в каталоге Брёйткопфа, 1781, утрачена,  

Ноктюрны или вариации мелодий для скрипки и виолончели (1782), утрачены.


Ноты сочинений Антона Тадеаша Иогана Непомука Стамица на сайте библиотеки IMSLP