Стаменья, Никколо
1615 - 1685

Назад

Nicolò Stamegna

  • Дата рождения: около 1615 года
  • Место рождения: Спелло, близ Перуджи, Италия
  • Дата смерти: 13 сентября 1685 года
  • Место смерти: Лорето, Италия

Биография

Никколо Стаменья с 1635 по 1638 год он был maestro di cappella (руководителем капеллы) кафедрального собора Сполето, а затем, согласно Питтони, занимал аналогичную должность в Фабриано. 6 июня 1639 года он был назначен органистом в коллегиальной церкви Санта-Мария-Маджоре в Спелло, но покинул её до 10 сентября 1639 года. Он был maestro di cappella кафедрального собора Орвието до 1658 года, а затем в Перудже (согласно Помпони). 31 января 1659 года он занял пост maestro di cappella в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме, а затем перешёл в церковь Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли, где оставался с 1667 по 1684 год. В 1670 году он именовал себя каноником, а 17 октября 1682 года получил бенефиций в Спелло. Согласно Тебальдини и Шмидлу, он был maestro di cappella в Риме в церкви Иль-Джезу (Капелла дель Джезу) и в Римской семинарии (Семинарио Романо), обе должности с 1665 года, но это может быть следствием ошибочного прочтения Гаспари. 14 июля 1684 года он перебрался в Санта-Каса (Святой Дом) в Лорето и оставался там до своей смерти.

Творчество

Сборник Стаменьи «Sacrae modulationes» демонстрирует характеристики раннего концертного мотета, в то время как пьесы в его «Sacri concentus», вышедшем 33 годами позже, более близки к настоящим духовным кантатам. Проследить его стилистическое развитие в деталях невозможно из-за apparent большого пробела в его творчестве с конца 1630-х до 1660-х годов. Он подготовил новое издание «Directorium chori» («Указатель хора») Джованни Гвидетти (Рим, 1665), вызванное изменениями в Римском бревиарии, внесёнными папой Урбаном VIII. Питони включил его в свой «Guida armonica» («Гармонический путеводитель», рукопись, около 1685 года) и использовал отрывок из одного из его мотетов для двух голосов, чтобы проиллюстрировать вопрос контрапунктической техники.

Произведения

Опубликованные сборники:

  • "Sacrarum modulationum, liber 1" («Священные мелодии, книга 1»), для 2–4 голосов (Рим, 1637)
  • "Sacrorum concentuum, liber 1" («Священные концерты, книга 1»), для 2–4 голосов (Рим, 1670)

Отдельные мотеты и псалмы в антологиях (1–4 голоса, basso continuo): 1662(2), 1664(1), 1665(1), 1667(1), 1668(1), 1672(1), 1683(1)

Духовная музыка (рукописи):

  • Месса (Missa), для 12 голосов и органа
  • Месса «Benedicamus Domino» («Благословим Господа»), для 5 и 9 голосов и инструментов, утрачена [значилась в описи рукописей римской церкви]
  • Месса «Febea» («Фебея»), для 16 голосов [аранжировка Стаменьи мессы «L’homme armé» («Вооружённый человек») Джакомо Кариссими для 12 голосов]

Сценические произведения:

  • "S Tomaso d’Aquina" («Святой Фома Аквинский», оратория на текст С. Ладзарини), утрачена [текст опубликован в Риме, 1678]


Ноты сочинений Никколо Стаменьи на сайте библиотеки IMSLP