- Дата рождения: около 1580 года
- Место рождения: Фрайзинг, Бавария
- Дата смерти: 12 июля 1648 года
- Место смерти: Инсбрук, Австрия
Биография
Иоганн Штадльмайр — немецкий композитор. Титульный лист и посвящение его сборника «Sacrum Beatissimae Virginis Mariae canticum» («Священная песнь Пресвятой Девы Марии», 1603 год) сообщают, что он происходил из Фрайзинга. Дата его рождения, указывавшаяся Фети и другими как 1560 год, вероятно, была ближе к 1580 году, поскольку в 1619 году его назвали «довольно молодым и живым человеком». Самое раннее документальное упоминание о нём содержится в каталоге Георга Драудия «Bibliotheca classica» («Классическая библиотека», Франкфурт, 1611 год, второе издание 1625 года), где сообщается о публикации его сборника месс для восьми голосов в 1596 году (с опечаткой как 1569 год, но подтверждённом в других источниках). В 1603 году он был музыкантом на службе у архиепископа Зальцбургского. В 1604 году, в год его первого брака, он стал вице-капельмейстером, а затем капельмейстером там же, пост который он занимал до 1607 года, когда был назначен на аналогичную должность при дворе габсбургского эрцгерцога Максимилиана II Тирольского в Инсбруке. Хотя позже ему предлагали другие должности, он предпочёл остаться в Инсбруке до конца жизни.
Максимилиан, который был гроссмейстером Тевтонского ордена и особо интересовался серьёзной музыкой, по-видимому, очень ценил Штадльмайра, так как купил ему дом и включил его в своё завещание. После смерти Максимилиана в 1618 году капелла в Инсбруке была распущена, поскольку его преемник, эрцгерцог Леопольд V, держал своих собственных музыкантов в своей бывшей резиденции в Эльзасе. Штадльмайр подавал несколько прошений о предоставлении работы, чтобы ему и его большой семье не пришлось покидать Инсбрук, где, как он сказал в 1620 году, он «не щадил усилий в течение 13 лучших лет своей жизни». В этот период, который также включал смерть его первой жены (в 1619 году) и его повторный брак (в 1621 году), он добавлял к своему доходу, работая государственным инспектором по мясу. Только в 1624 году, после того как он получил разрешения подать заявку на должность в Вене, он был вновь назначен капельмейстером с соответствующим жалованием. Леопольд также хотел сделать его членом дворянства, но он отказался (как он уже делал, когда Максимилиан делал ему подобное предложение несколькими годами ранее), потому что у него не было достаточно средств для поддержания такого положения. Придворная капелла теперь достигла своего наибольшего блеска, и после смерти Леопольда в 1632 году его вдова, Клаудия де Медичи, продолжала поддерживать Штадльмайра, несмотря на финансовые трудности, вызванные Тридцатилетней войной, которая опустошала соседние страны; часть её поддержки заключалась в помощи в финансировании публикации некоторых произведений Штадльмайра.
Творчество
Известность Штадльмайра выходила далеко за пределы современного ему Инсбрука. Михаэль Преториус хвалил его в своём «Syntagma musicum» («Музыкальная система», том III, 1618 год); В.К. Принц в своей «Historische Beschreibung» («Историческое описание», 1690 год) причислял его к самым известным композиторам XVII века. Ряд его произведений был включён в антологии, использовавшиеся от Италии до Нидерландов, или появлялся в широко распространённых клавишных интабуляциях; некоторые всё ещё исполнялись в XVIII веке. Но сегодня он малоизвестен. Вся его музыка демонстрирует сольное мастерство и способность создавать разнообразные произведения из скромного материала и простыми средствами.
Штадльмайр был почти исключительно композитором католической церковной музыки и был плодовит. В его стиле ощущаются традиции XVI века, а также новации XVII века. Он достигал ясной артикуляции литургических текстов, как того требовал Тридентский собор, с короткими фразами в основном слоговой декламации, следующими естественным речевым интонациям. В имитационных разделах он выделял тексты частыми повторениями нескольких слов, и он часто использовал стереотипные фигуры для выразительного акцента. Его публикации примерно до 1628 года продолжают традиции XVI века тщательно проработанной полифонии и эффективно обработанных гомофонных аккордовых блоков в венецианской манере. В некоторых произведениях два вида фактуры противопоставляются друг другу. В других может преобладать один тип фактуры: полихоральный стиль преобладает в мессах и Magnificat для двух и трёх хоров, в то время как фактура пятого и девятого номеров в сборнике Magnificat 1603 года является исключительно контрапунктической. Штадльмайр также продолжал использовать григорианский хорал в долгих нотах для cantus firmi, а также технику пародии для многих месс и Magnificat, которые основаны в основном на итальянских произведениях.
В более ранних произведениях новый стиль вторгается только в виде добавленных басовых линий для органа, которые лишь удваивают самые низкие вокальные ноты. Он более выражен с заменой инструментальных ритурнелей на нечётные стихи произведений, формирующих вторую часть «Hymni» («Гимны», 1628 года). С тех пор ансамбли для самых разных сочетаний солирующих голосов, часто с добавлением инструментов (обычно двух скрипок или корнетов), всё чаще используются в имитационной, часто цветистой, концертной манере, контрастирующей с гомофонными секциями для групп тутти. Хотя произведения всё ещё модальны, они показывают растущую тенденцию к мажоро-минорной тональности.
Произведения
Сборники месс
- "Missae" (Мессы), для 8 голосов, 2 basso continuo (орган) (Аугсбург, 1596 год), экземпляры неизвестны; упомянуты в Драудии: «Bibliotheca classica» («Классическая библиотека», Франкфурт-на-Майне, 1611, 2/1625)
- "Missae" (Мессы), для 8 голосов, 2 basso continuo (орган) (Аугсбург, 1610 год)
- "Missae" (Мессы), для 12 голосов, 3 basso continuo (орган) (Вена, 1616 год)
- "Missae concertatae" (Концертные мессы), для 6 голосов, 2 корнета/скрипки, 4 тромбона, basso continuo (Инсбрук, 1631 год)
- "Missae breves" (Короткие мессы), для 4 голосов, "cum una pro defunctis" (с одной для усопших) и "alia" (другой), для 5 голосов, basso continuo (Инсбрук, 1641 год) [1 месса для 5 голосов]
- "Missae concertatae" (Концертные мессы), для 10 и 12 голосов и инструментов "cum 4 partibus pro secundo choro" (с 4 партиями для второго хора) (Cantus, 8 голосов, 2 корнета/скрипки, 3 тромбона/альты, 2 basso continuo) (Инсбрук, 1642 год) [1 с 2 дополнительными скрипками]
- "Missae" (Мессы), для 9 голосов: "primo choro concertante a 5vv" (первый концертирующий хор на 5 голосов), "secundo pleno et necessario" (второй полный и необходимый) "cum symphoniis ad libitum" (с симфониями по желанию), 9 голосов, 3 корнета/скрипки, 3 тромбона/альты, basso continuo (Антверпен, 1643 год)
Сборники Magnificat и духовных песнопений
- Издание: «Eight Magnificat Settings» («Восемь настроек Magnificat»), под редакцией Х.Х. Юнкерманна (Мэдисон, 1974 год) [включает 4 из сборника 1603 года, 1 из 1608 года, 2 из 1614 года, 1 из 1641 года]
- "Sacrum Beatissimae Virginis Mariae canticum" (Священная песнь Пресвятой Девы Марии), для 5–8 голосов (Мюнхен, 1603 год)
- "Magnificat (Mag)" (Величит душа Моя), для 4 голосов, "super octo tonos" (на восемь тонов), "quibus accesserunt litaniae, antiphonae Mariales" (к которым добавлены литании, марианские антифоны), для 8 голосов (Пассау, 1608 год) [включает литанию и 4 марианских антифона, также опубликованных в «Antiphonae» (Антифоны), 1636 год]
- "Super magnae matris divino carmine Magnificat" (Magnificat на божественную песнь великой Матери), "symphoniae variae" (различные симфонии) … для 8, 12 голосов, 2, 3 basso continuo (орган) (Инсбрук, 1614 год)
- "Cantici Mariani septies variati" (Марайской песни [Magnificat], семь раз варьированной), "liber quartus" (книга четвертая), для 12 голосов, 3 basso continuo (орган), соч. 6 (Инсбрук, 1618 год)
- "Psalmi vesperini" (Вечерние псалмы) (1640 год) и "Psalmi integri" (Полные псалмы) (1641 год) также содержат настройки Magnificat
Другие сборники
- "Musica super cantum gregorianum" (Музыка на григорианский напев) … "pars prima missarum dominicalium introitus complectitur" (часть первая охватывает интроиты воскресных месс) … для 5 голосов, basso continuo "ad lib" (по желанию) (Равенсбург, 1625 год); 52 интроита, 9 настроек "Gloria Patri" (Слава Отцу); для содержания см. Р. Митьяна (1911 год)
- "Musicae super cantum gregorianum pars secunda: festa proprium et commune sanctorum" (Музыки на григорианский напев часть вторая: праздники собственные и общие святых), для 5 голосов, basso continuo (Равенсбург, 1626 год); 50 интроитов; для содержания см. Митьяна
- "Hymni quibus totius anni decursu" (Гимны, которыми в течение всего года) … для 4 голосов … "accomodi" (приспособлены), "quibus et alii hymni pro festis solemnioribus" (к которым и другие гимны для более торжественных праздников) … "accesserunt" (добавлены), для 4–8 голосов, 2 корнета/скрипки, basso continuo (Инсбрук, 1628 год); четырёхголосные гимны части I, edited в DTÖ, v, Jg. iii/1 (Вена, 1896 год/репринт)
- "Moduli symphoniaci in augustissima Christi nati celebritate et ceteris deinceps natalibus et Purificatione virginis feriis" (Симфонические модулы на торжайшее празднество Рождества Христова и последующие другие рождества и праздники Очищения Девы), для 5–10 голосов, basso continuo (Инсбрук, 1629 год); 5 композиций других композиторов, 9 Штадльмайра
- "Antiphonae vespertinae" (Вечерние антифоны) … "cum tribus litaniis Lauretanis duabus salutationibus angelicis" (с тремя Лоретанскими литаниями [литаниями Богородицы Лоретской] двумя ангельскими приветствиями [Ave Maria]), для 2–8 голосов, basso continuo (орган) (Инсбрук, 1636 год)
- "Odae sacrae Jesu Christo" (Оды священные Иисусу Христу) … для 5 голосов "et totidem instrumentis si placet" (и с таким же количеством инструментов, если угодно) (2 скрипки, 3 альта, basso continuo) (Инсбрук, 1638 год, 2-е издание); 4 композиции А. Райнера, 13 Штадльмайра
- "Salmi" (Псалмы), для 2, 3 голосов, 2 скрипки/корнеты (Инсбрук, 1640 год)
- "Psalmi vespertini omnes cum 2 Magnificat concertationibus musicis" (Все вечерние псалмы с 2 музыкальными состязаниями Magnificat), для 6 голосов, basso continuo (Инсбрук, 1640 год)
- "Psalmi integri a 4vv concertantibus" (Полные псалмы для 4 концертирующих голосов), "4 aliis accessoriis ad lib" (4 другими добавочными по желанию) … 2 корнета/скрипки, basso continuo (Инсбрук, 1641 год)
- "Apparatus musicus sacrarum cantionum" (Музыкальное убранство священных песнопений) … для 6–24 голосов и инструментов (Инсбрук, 1645 год); 44 вокальных и 6 инструментальных композиций
- "Psalmus quinquagesimus Davidis" (Псалом пятидесятый Давидов [Псалом 50, Miserere]) … для 4–6, 8 голосов "cum secundo choro et instrumentis senis si placet" (со вторым хором и инструментами по шести, если угодно) (Инсбрук, 1646 год) [3 настройки "Miserere" (Помилуй) для 2 солирующих голосов и инструментов]
Произведения в антологиях
- "Maria klar, du bist fürwahr" («Мария ясная, ты воистину»), для 4 голосов, в 1604 год (7)
- "Bonitatem fecisti" («Благодеяние оказал»), для 2 голосов, basso continuo, в 1622 год (2)
- "Cantate Domino" («Воспойте Господу»), для 2 голосов, basso continuo, в 1623 год (2)
- "Canzon" [без текста] (Канцона), для 3 голосов, basso continuo, в 1624 год (1)
- Антифон (Ant), для 4 голосов, basso continuo, в 1628 год (5)
- 3 настройки "Salve regina" (Радуйся, Царица): для 2 голосов, basso continuo; для 9 голосов, basso continuo; для 12 голосов, basso continuo; в 1629 год (1)
- "Dixit Dominus" («Сказал Господь»), повторение из "Salmi" (Псалмы, 1640 год), в 1659 год (3)
Ноты сочинений Иоганна Штадльмайра на сайте библиотеки IMSLP