Штадльмайр, Иоганн
1580 - 1648

Назад

Stadlmayr, Johann

  • Дата рождения: около 1580 года
  • Место рождения: Фрайзинг, Бавария
  • Дата смерти: 12 июля 1648 года
  • Место смерти: Инсбрук, Австрия

Биография

Иоганн Штадльмайр был немецким композитором. Титульный лист и посвящение его сборника "Священная песнь Пресвятой Девы Марии" ("Sacrum Beatissimae Virginis Mariae canticum", 1603 год) сообщают, что он происходил из Фрайзинга. Самое раннее документальное упоминание о нём содержится в каталоге Георга Драудия "Классическая библиотека" ("Bibliotheca classica", Франкфурт, 1611 год, второе издание 1625 года), где сообщается о публикации его сборника месс для восьми голосов в 1596 году. В 1603 году он был музыкантом на службе у архиепископа Зальцбургского. В 1604 году, в год его первого брака, он стал вице-капельмейстером, а затем капельмейстером там же, пост который он занимал до 1607 года, когда был назначен на аналогичную должность при дворе габсбургского эрцгерцога Максимилиана Второго Тирольского в Инсбруке. Хотя позже ему предлагали другие должности, он предпочёл остаться в Инсбруке до конца жизни.

Максимилиан, который был гроссмейстером Тевтонского ордена и особо интересовался серьёзной музыкой, по-видимому, очень ценил Штадльмайра, так как купил ему дом и включил его в своё завещание. После смерти Максимилиана в 1618 году капелла в Инсбруке была распущена, поскольку его преемник, эрцгерцог Леопольд Пятый, держал своих собственных музыкантов в своей бывшей резиденции в Эльзасе. Штадльмайр подавал несколько прошений о предоставлении работы, чтобы ему и его большой семье не пришлось покидать Инсбрук, где, как он сказал в 1620 году, он "не щадил усилий в течение 13 лучших лет своей жизни". В этот период, который также включал смерть его первой жены (в 1619 году) и его повторный брак (в 1621 году), он добавлял к своему доходу, работая государственным инспектором по мясу. Только в 1624 году, после того как он получил разрешения подать заявку на должность в Вене, он был вновь назначен капельмейстером с соответствующим жалованием. Леопольд также хотел сделать его членом дворянства, но он отказался (как он уже делал, когда Максимилиан делал ему подобное предложение несколькими годами ранее), потому что у него не было достаточно средств для поддержания такого положения. Придворная капелла теперь достигла своего наибольшего блеска, и после смерти Леопольда в 1632 году его вдова, Клаудия де Медичи, продолжала поддерживать Штадльмайра, несмотря на финансовые трудности, вызванные Тридцатилетней войной, которая опустошала соседние страны; часть её поддержки заключалась в помощи в финансировании публикации некоторых произведений Штадльмайра.

Творчество

Известность Штадльмайра выходила далеко за пределы современного ему Инсбрука. Михаэль Преториус хвалил его в своем "Музыкальной системе" ("Syntagma musicum", том III, 1618 год); В.К. Принц в своей "Историческом описании" ("Historische Beschreibung", 1690 год) причислял его к самым известным композиторам XVII века. Ряд его произведений был включен в антологии, использовавшиеся от Италии до Нидерландов, или появлялся в широко распространенных клавишных интабуляциях; некоторые все еще исполнялись в XVIII веке. Но сегодня он малоизвестен. Вся его музыка демонстрирует сольное мастерство и способность создавать разнообразные произведения из скромного материала и простыми средствами.

Штадльмайр был почти исключительно композитором католической церковной музыки и был плодовит. В его стиле ощущаются традиции XVI века, а также новации XVII века. Он достигал ясной артикуляции литургических текстов, как того требовал Тридентский собор, с короткими фразами в основном слоговой декламации, следующими естественным речевым интонациям. В имитационных разделах он выделял тексты частыми повторениями нескольких слов, и он часто использовал стереотипные фигуры для выразительного акцента. Его публикации примерно до 1628 года продолжают традиции XVI века тщательно проработанной полифонии и эффективно обработанных гомофонных аккордовых блоков в венецианской манере. В некоторых произведениях два вида фактуры противопоставляются друг другу. В других может преобладать один тип фактуры: полихоральный стиль преобладает в мессах и Величитах для двух и трех хоров, в то время как фактура пятого и девятого номеров в сборнике Величит 1603 года является исключительно контрапунктической. Штадльмайр также продолжал использовать григорианский хорал в долгих нотах для кантус фирмусов, а также технику пародии для многих месс и Величит, которые основаны в основном на итальянских произведениях.

В более ранних произведениях новый стиль вторгается только в виде добавленных басовых линий для органа, которые лишь удваивают самые низкие вокальные ноты. Он более выражен с заменой инструментальных ритурнелей на нечетные стихи произведений, формирующих вторую часть "Гимны" ("Hymni", 1628 года). С тех пор ансамбли для самых разных сочетаний солирующих голосов, часто с добавлением инструментов (обычно двух скрипок или корнетов), все чаще используются в имитационной, часто цветистой, концертной манере, контрастирующей с гомофонными секциями для групп тутти. Хотя произведения все еще модальны, они показывают растущую тенденцию к мажоро-минорной тональности.

Произведения

Сборники месс:

  • "Мессы" ("Missae"), для 8 голосов, 2 бассо континуо (орган) (Аугсбург, 1596)
  • "Мессы" ("Missae"), для 8 голосов, 2 бассо континуо (орган) (Аугсбург, 1610)
  • "Мессы" ("Missae"), для 12 голосов, 3 бассо континуо (орган) (Вена, 1616)
  • "Концертные мессы" ("Missae concertatae"), для 6 голосов, 2 корнета/скрипки, 4 тромбона, бассо континуо (Инсбрук, 1631)
  • "Короткие мессы" ("Missae breves"), для 4 голосов, с одной для усопших и другой для 5 голосов, бассо континуо (Инсбрук, 1641)
  • "Концертные мессы" ("Missae concertatae"), для 10 и 12 голосов и инструментов с 4 партиями для второго хора (Инсбрук, 1642)
  • "Мессы" ("Missae"), для 9 голосов: первый концертирующий хор на 5 голосов, второй полный и необходимый с симфониями по желанию (Антверпен, 1643)

Сборники Величит и духовных песнопений:

  • "Священная песнь Пресвятой Девы Марии" ("Sacrum Beatissimae Virginis Mariae canticum"), для 5–8 голосов (Мюнхен, 1603)
  • "Величит душа Моя" ("Magnificat"), для 4 голосов на восемь тонов, с добавлением литаний, марианских антифонов для 8 голосов (Пассау, 1608)
  • "Величит на божественную песнь великой Матери" ("Super magnae matris divino carmine Magnificat"), различные симфонии для 8, 12 голосов, 2, 3 бассо континуо (орган) (Инсбрук, 1614)
  • "Марийской песни, семь раз варьированной" ("Cantici Mariani septies variati"), книга четвертая, для 12 голосов, 3 бассо континуо (орган), сочинение 6 (Инсбрук, 1618)
  • "Вечерние псалмы" ("Psalmi vesperini", 1640) и "Полные псалмы" ("Psalmi integri", 1641) также содержат настройки Величит

Другие сборники:

  • "Музыка на григорианский напев" ("Musica super cantum gregorianum"), часть первая: интроиты воскресных месс для 5 голосов, бассо континуо по желанию (Равенсбург, 1625)
  • "Музыки на григорианский напев часть вторая: праздники собственные и общие святых" ("Musicae super cantum gregorianum pars secunda: festa proprium et commune sanctorum"), для 5 голосов, бассо континуо (Равенсбург, 1626)
  • "Гимны, которыми в течение всего года" ("Hymni quibus totius anni decursu"), для 4 голосов, с добавлением других гимнов для 4–8 голосов, 2 корнета/скрипки, бассо континуо (Инсбрук, 1628)
  • "Симфонические модулы на торжайшее празднество Рождества Христова" ("Moduli symphoniaci in augustissima Christi nati celebritate"), для 5–10 голосов, бассо континуо (Инсбрук, 1629)
  • "Вечерние антифоны" ("Antiphonae vespertinae"), с тремя Лоретанскими литаниями, двумя ангельскими приветствиями, для 2–8 голосов, бассо континуо (орган) (Инсбрук, 1636)
  • "Оды священные Иисусу Христу" ("Odae sacrae Jesu Christo"), для 5 голосов и такого же количества инструментов (Инсбрук, 1638)
  • "Псалмы" ("Salmi"), для 2, 3 голосов, 2 скрипки/корнеты (Инсбрук, 1640)
  • "Все вечерние псалмы с 2 музыкальными состязаниями Величит" ("Psalmi vespertini omnes cum 2 Magnificat concertationibus musicis"), для 6 голосов, бассо континуо (Инсбрук, 1640)
  • "Полные псалмы для 4 концертирующих голосов" ("Psalmi integri a 4vv concertantibus"), с 4 другими добавочными по желанию, 2 корнета/скрипки, бассо континуо (Инсбрук, 1641)
  • "Музыкальное убранство священных песнопений" ("Apparatus musicus sacrarum cantionum"), для 6–24 голосов и инструментов (Инсбрук, 1645)
  • "Псалом пятидесятый Давидов" ("Psalmus quinquagesimus Davidis"), для 4–6, 8 голосов со вторым хором и инструментами (Инсбрук, 1646)

Произведения в антологиях:

  • "Мария ясная, ты воистину" ("Maria klar, du bist fürwahr"), для 4 голосов (1604)
  • "Благодеяние оказал" ("Bonitatem fecisti"), для 2 голосов, бассо континуо (1622)
  • "Воспойте Господу" ("Cantate Domino"), для 2 голосов, бассо континуо (1623)
  • Канцона, для 3 голосов, бассо континуо (1624)
  • Антифон, для 4 голосов, бассо континуо (1628)
  • 3 настройки "Радуйся, Царица" ("Salve regina"): для 2 голосов, бассо континуо; для 9 голосов, бассо континуо; для 12 голосов, бассо континуо (1629)
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus"), повторение из "Псалмы" (1640) (1659)

Ноты сочинений Иоганна Штадльмайра на сайте библиотеки IMSLP