Штадльмайр, Иоганн
1580 - 1648
Назад
Stadlmayr, Johann
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Штадльмайр был немецким композитором. Титульный лист и посвящение его сборника "Священная песнь Пресвятой Девы Марии" ("Sacrum Beatissimae Virginis Mariae canticum", 1603 год) сообщают, что он происходил из Фрайзинга. Самое раннее документальное упоминание о нём содержится в каталоге Георга Драудия "Классическая библиотека" ("Bibliotheca classica", Франкфурт, 1611 год, второе издание 1625 года), где сообщается о публикации его сборника месс для восьми голосов в 1596 году. В 1603 году он был музыкантом на службе у архиепископа Зальцбургского. В 1604 году, в год его первого брака, он стал вице-капельмейстером, а затем капельмейстером там же, пост который он занимал до 1607 года, когда был назначен на аналогичную должность при дворе габсбургского эрцгерцога Максимилиана Второго Тирольского в Инсбруке. Хотя позже ему предлагали другие должности, он предпочёл остаться в Инсбруке до конца жизни.
Максимилиан, который был гроссмейстером Тевтонского ордена и особо интересовался серьёзной музыкой, по-видимому, очень ценил Штадльмайра, так как купил ему дом и включил его в своё завещание. После смерти Максимилиана в 1618 году капелла в Инсбруке была распущена, поскольку его преемник, эрцгерцог Леопольд Пятый, держал своих собственных музыкантов в своей бывшей резиденции в Эльзасе. Штадльмайр подавал несколько прошений о предоставлении работы, чтобы ему и его большой семье не пришлось покидать Инсбрук, где, как он сказал в 1620 году, он "не щадил усилий в течение 13 лучших лет своей жизни". В этот период, который также включал смерть его первой жены (в 1619 году) и его повторный брак (в 1621 году), он добавлял к своему доходу, работая государственным инспектором по мясу. Только в 1624 году, после того как он получил разрешения подать заявку на должность в Вене, он был вновь назначен капельмейстером с соответствующим жалованием. Леопольд также хотел сделать его членом дворянства, но он отказался (как он уже делал, когда Максимилиан делал ему подобное предложение несколькими годами ранее), потому что у него не было достаточно средств для поддержания такого положения. Придворная капелла теперь достигла своего наибольшего блеска, и после смерти Леопольда в 1632 году его вдова, Клаудия де Медичи, продолжала поддерживать Штадльмайра, несмотря на финансовые трудности, вызванные Тридцатилетней войной, которая опустошала соседние страны; часть её поддержки заключалась в помощи в финансировании публикации некоторых произведений Штадльмайра.
Известность Штадльмайра выходила далеко за пределы современного ему Инсбрука. Михаэль Преториус хвалил его в своем "Музыкальной системе" ("Syntagma musicum", том III, 1618 год); В.К. Принц в своей "Историческом описании" ("Historische Beschreibung", 1690 год) причислял его к самым известным композиторам XVII века. Ряд его произведений был включен в антологии, использовавшиеся от Италии до Нидерландов, или появлялся в широко распространенных клавишных интабуляциях; некоторые все еще исполнялись в XVIII веке. Но сегодня он малоизвестен. Вся его музыка демонстрирует сольное мастерство и способность создавать разнообразные произведения из скромного материала и простыми средствами.
Штадльмайр был почти исключительно композитором католической церковной музыки и был плодовит. В его стиле ощущаются традиции XVI века, а также новации XVII века. Он достигал ясной артикуляции литургических текстов, как того требовал Тридентский собор, с короткими фразами в основном слоговой декламации, следующими естественным речевым интонациям. В имитационных разделах он выделял тексты частыми повторениями нескольких слов, и он часто использовал стереотипные фигуры для выразительного акцента. Его публикации примерно до 1628 года продолжают традиции XVI века тщательно проработанной полифонии и эффективно обработанных гомофонных аккордовых блоков в венецианской манере. В некоторых произведениях два вида фактуры противопоставляются друг другу. В других может преобладать один тип фактуры: полихоральный стиль преобладает в мессах и Величитах для двух и трех хоров, в то время как фактура пятого и девятого номеров в сборнике Величит 1603 года является исключительно контрапунктической. Штадльмайр также продолжал использовать григорианский хорал в долгих нотах для кантус фирмусов, а также технику пародии для многих месс и Величит, которые основаны в основном на итальянских произведениях.
В более ранних произведениях новый стиль вторгается только в виде добавленных басовых линий для органа, которые лишь удваивают самые низкие вокальные ноты. Он более выражен с заменой инструментальных ритурнелей на нечетные стихи произведений, формирующих вторую часть "Гимны" ("Hymni", 1628 года). С тех пор ансамбли для самых разных сочетаний солирующих голосов, часто с добавлением инструментов (обычно двух скрипок или корнетов), все чаще используются в имитационной, часто цветистой, концертной манере, контрастирующей с гомофонными секциями для групп тутти. Хотя произведения все еще модальны, они показывают растущую тенденцию к мажоро-минорной тональности.
Сборники месс:
Сборники Величит и духовных песнопений:
Другие сборники:
Произведения в антологиях:
Ноты сочинений Иоганна Штадльмайра на сайте библиотеки IMSLP