Штаден, Зигмунд Теофиль (Готтлиб)
1607 - 1655

Назад

Sigmund Theophil (Gottlieb) Staden

  • Дата рождения: крещён 6 ноября 1607 года
  • Место рождения: Кульмбах, Маркграфство Байройт
  • Дата смерти: похоронен 30 июля 1655 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Свободный имперский город Нюрнберг

Биография

Зигмунд Теофиль Штаден — сын композитора Иоганна Штадена.

Немецкая форма второго имени Штадена, «Готтлиб», появляется в части IV журнала «Frauenzimmer Gesprächspiele» («Дамские беседы-игры», 1644 год), отредактированного Георгом Филиппом Харсдёрффером, который был борцом за очищение немецкого языка; сам Штаден использовал форму «Теофиль». Его раннее музыкальное образование под руководством отца было настолько успешным, что в июле 1620 года, примерно через десять лет после возвращения семьи в Нюрнберг из Кульмбаха и Байройта, Иоганн Штаден ходатайствовал перед городским советом о назначении ожидаемого жалования для своего 13-летнего сына. Эта просьба, по-видимому, была отклонена, но в декабре 1620 года совет выделил мальчику 150 гульденов в год на полное содержание и уроки у Якоба Пауманна в Аугсбурге. Иоганн Штаден мог учить сына композиции, игре на органе и скрипке, тогда как Пауманн, известный учитель игры на инструментах, который с 1591 по 1596 год был музыкантом Мюнхенской придворной капеллы под руководством Орландо ди Лассо, мог предложить обучение на корнете, тромбоне, фаготе и виоле, а также на клавишных инструментах и по композиции. В тот же период в Аугсбурге находился Ханс Лео Хаслер. Молодой Штаден вернулся в Нюрнберг в 1623 году, и ему было назначено ожидаемое жалование, так началась его пожизненная служба городу. Он снова учился вне дома между февралем и августом 1627 года, когда городской совет оплатил ему обучение игре на струнных инструментах (вероятно, на виоле да гамба и виоле бастарда) в Берлине у Уолтера Роу (старшего). Перед отъездом из Нюрнберга он был официально назначен городским инструменталистом. В 1634 году он получил дополнительную должность органиста церкви Святого Лаврентия (Св. Лоренца). С этим двойным жалованием, которым он пользовался до конца жизни, он стал самым высокооплачиваемым музыкантом Нюрнберга.

Штадена часто привлекали к выполнению обязанностей, обычно возлагаемых на капельмейстера, — должность, которую в Нюрнберге редко занимал самый выдающийся музыкант города. В 1649 году, например, на большом банкете в честь мирного договора, положившего конец Тридцатилетней войне, музыка исполнялась под его руководством ансамблем из 43 музыкантов (21 певец, 18 инструменталистов и четыре органиста). Другой тщательно подготовленный концерт под его управлением, который, вероятно, задействовал все музыкальные силы Нюрнберга, представлял собой программу из музыки всех видов и из всех эпох вплоть до года его проведения, 1643 года. Сохранилась печатная программа: «Entwerfung dess Anfangs, Fortgangs, Aenderungen, Brauchs und Missbrauchs der edlen Music» («Очерк начала, продолжения, изменений, использования и злоупотребления благородным искусством музыки»). Большая часть музыки, исполненной на этом историческом концерте, которая включала музыку ангелов, музыку, звучавшую при сотворении мира, и музыку древних евреев, была сочинена самим Штаденом, хотя реальные произведения Орландо ди Лассо, Хаслера, Джованни Габриели и Иоганна Штадена либо исполнялись, либо упоминались. Существует посмертный портрет Штадена, который был выгравирован в 1669 году. Четыре письма, написанные им в период с 1637 по 1644 год, хранятся в Государственном архиве Нюрнберга.

Творчество

Зингшпиль "Seelewig" («Зелевиг») появился в 1644 году в части IV сборника "Frauenzimmer Gesprächspiele" («Дамские беседы-игры»). Полная серия из восьми частей (1642–1649) содержит 300 произведений, девять из которых включают либо музыку, либо инструкции по её исполнению, и, по-видимому, все они принадлежат перу Штадена. "Seelewig" является единственным полностью сочинённым произведением (through-composed). Оно обозначено как «сочинённое в итальянской манере» и смоделировано по образцу школьных драм XVI и XVII веков (рис.2). Речитативы лишены свободы своих итальянских аналогов, а акцент на строфические песни, черта, всё ещё распространённая в операх И.Ф. Кригера 50 лет спустя, замедляет драматическое движение. Музыка в других восьми «Gesprächspiele» состоит из одной или нескольких строфических песен и инструментальных интерлюдий, которые появляются между разделами разговорного диалога. Сходство с зингшпилями имеют и похожие на оратории религиозные пьесы, которые Штаден создавал в сотрудничестве с Иоганном Клаем, учителем нюрнбергских школ. Все роли – библейские персонажи, народ, добрые и злые ангелы и Господь – читались Клаем, а сольные, хоровые и инструментальные разделы Штадена перемежались с декламацией. Сообщается, что шесть таких произведений были исполнены в 1644 и 1645 годах в церкви Св. Зебальда после воскресных вечерен.

Штаден опубликовал лишь два сборника вокальной музыки, что является скромным вкладом по сравнению с 20 сборниками (как вокальными, так и инструментальными), изданными его коллегой Киндерманном. 35 песен сборника "Seelen-Music" («Душевная музыка») могут исполняться четырьмя голосами и генерал-басом, либо последний может исполнять нижние голоса в качестве аккомпанемента для сопрано. Устаревший мелодический стиль этих пьес пользовался популярностью ещё долгое время после смерти Штадена: все они были включены в сборник "Geistliche Seelen-Music" («Духовная душевная музыка»), составленный Кристианом Хубером, который выдержал девять изданий между 1682 и 1753 годами. Второй сборник Штадена, "Musicalischer Friedens-Gesänger" («Музыкальный певец мира»), содержит часть музыки, исполнявшейся на празднестве в честь мира в 1649 году. Из 12 вошедших в него духовных и светских сочинений девять являются строфическими песнями; остальные три — полностью сочинённые, considerable length, и с бо́льшим использованием мелодического орнамента, чем в других сочинениях Штадена. Ряд его других строфических песен с генерал-басом был опубликован в антологиях, и он написал 19 похоронных песен, 11 из которых представляют собой четырёхголосные хоралы, нота против ноты и без отдельной партии генерал-баса. Ни один другой нюрнбергский композитор XVII века не писал так часто в этой форме. В 1637 году, когда другие немецкие композиторы экспериментировали с новым итальянским стилем, Штаден выпустил новое издание "Kirchengesänge" («Церковные песнопения») Х.Л. Хаслера, добавив шесть своих собственных и 12 четырёхголосных строфических песен своего отца к 69 песням из издания Хаслера 1608 года. Хотя он не упрямо избегал нового стиля, как видно по добавлению речитатива к традиции строфических песен школьных пьес в "Seelewig", Штаден, как и его отец, предпочитал немецкие традиции: силлабическую обработку текста, неизощрённую гармонию и контрапункт, а также доминирующие духовные песни с их ограниченным мелодическим потоком и ограниченными формами. От большого количества инструментальной музыки, которую можно было бы ожидать от одного из ведущих инструменталистов Нюрнберга, сохранилось лишь одно движение сюиты.

Произведения

Печатные работы изданы в Нюрнберге, если не указано иное

Сценические произведения

*Все опубликованы в сборнике "Frauenzimmer Gesprächspiele" («Дамские беседы-игры»), 1642–1649*

  • "Das geistliche Waldgedicht oder Freudenspiel genant Seelewig" («Духовная лесная поэма или радостная игра под названием "Зелевиг"») (зингшпиль, пролог, 3 акта, эпилог, Г.Ф. Харсдёрффер), в томе IV (1644 год); редакция в MMg, xiii (1881), 65–147; редакция в издании Келлера (1977); отрывок редактирован в GMB.
  • Музыка к другим пьесам в томах сборника:
  • Том I: 1 песня в пьесе "Die Gedächtnusskunst" («Искусство памяти»);
  • Том II: 4 песни в пьесе "Vom halben Umbkreiss" («О полуокружности»); 2 песни в пьесе "Das Schauspiel teutscher Sprichwörter" («Зрелище немецких пословиц»);
  • Том III: 7 песен и 2 интерлюдии для 3 струнных в пьесе "Von der Welt Eitelkeit" («О суетности мира»);
  • Том IV: 1 песня в предисловии; 2 песни в пьесе "Die Poeterey" («Поэзия»);
  • Том V: 1 песня в пьесе "Die Reimkunst" («Искусство рифмы»); 8 песен и 7 интерлюдий для 3-4 инструментов в пьесе "Die Tugendsterne" («Звёзды добродетели»);
  • Том VII: 1 интерлюдия в пьесе "Das Schauspiel zu Ross" («Конное представление»).

Прочая вокальная музыка

  • "Seelen-Music … geist- und trostreicher Lieder" («Душевная музыка ... духовных и утешительных песен»), для 1 или 4 голосов и basso continuo (1644–1648) (2 тома); часть II утрачена; оба тома включены в сборник Кристиана Хубера: "Geistliche Seelen-Music" («Духовная душевная музыка») (Санкт-Галлен, 1682).
  • "Musicalischer Friedens-Gesänger" («Музыкальный певец мира»), для 3 голосов, 2 скрипок, виолончели и basso continuo (1651).
  • 6 песен (Lieder), для 4 голосов, 1637 год (2).
  • 18 заказных песен (Gelegenheitslieder), в основном похоронных, для 4 голосов (1637–1658).
  • 1 похоронная песня (Trauerlied), 1647 год (6).
  • 12 песен для 1 голоса и basso continuo, в сборнике Д. Вюльффера: "Zwölff Andachten" («Двенадцать благочестивых размышлений») (1648).
  • 10 песен для 1 голоса и basso continuo, в сборнике И. Риста: "Neuer himlischer Lieder" («Новые небесные песни»), часть I (Люнебург, 1651).
  • 5 песен в сборнике Л. Эрхарда: "Harmonisches Chor- und Figural Gesang-Buch" («Гармоническая книга хорального и фигурального пения») (Франкфурт, 1659), включая 4 из "Seelen-Music".

Инструментальная музыка

  • Вольта (Volta), движение сюиты, для 3 инструментов (a 3), Нюрнберг, Государственный архив.

Утраченные произведения

  • Тексты ораторий сохранились и были опубликованы в Нюрнберге:
  • "Der leidenden Christus" («Страдающий Христос») (оратория, И. Клай), 1645 год.
  • Музыка к ораториям, вероятно, сочинённая Штаденом (тексты И. Клая):
  • "Aufferstehung Jesu Christi" («Воскресение Иисуса Христа»), 1644 год;
  • "Engel- und Drachen-Streit" («Битва ангела и дракона»);
  • "Höllen- und Himmelfahrt Jesu Christi" («Сошествие в ад и вознесение Иисуса Христа»), 1644 год;
  • "Weyhnacht-Liedt der heiligen Geburt Jesu Christ" («Рождественская песнь святого рождения Иисуса Христа»), 1644 год;
  • "Herodes der Kindermörder" («Ирод-детоубийца»), 1645 год;
  • "Der seligmachenden Geburt Jesu Christi" («Блаженнонесущее рождение Иисуса Христа»), 1650 год.
  • 2 заказные песни (Gelegenheitslieder).

Теоретические труды

  • "Rudimentum musicum, das ist Kurtze Unterweisung dess Singens für die liebe Jugend" («Основы музыки, то есть краткое наставление по пению для милой молодёжи») (3-е издание, 1648 год); 1-е издание (1636), 2-е издание (без даты), 4-е издание (1663) утрачены.
  • "Entwerfung dess Anfangs, Fortgangs, Aenderungen, Brauchs und Missbrauchs der edlen Music" («Очерк начала, продолжения, изменений, использования и злоупотребления благородным искусством музыки») (1643, 2-е издание 1650 год); перепечатано в Клемене.
  • "Accentus L. habraicae … 1651" («Акценты древнееврейского языка... 1651»), ранее находилась в Д-Нст (Нюрнберг), ныне утрачена (см. Вилл, viii, 279).


Ноты сочинений Зигмунда Теофиля (Готтлиба) Штадена на сайте библиотеки IMSLP