Штаден, Зигмунд Теофиль (Готтлиб)
1607 - 1655

Назад

Staden, Sigmund Theophil (Gottlieb)

  • Дата рождения: крещён 6 ноября 1607 года
  • Место рождения: Кульмбах, Маркграфство Байройт
  • Дата смерти: похоронен 30 июля 1655 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Свободный имперский город Нюрнберг

Биография

Зигмунд Теофиль Штаден был немецким композитором, инструменталистом, органистом и музыкальным теоретиком, сыном композитора Иоганна Штадена.

Его раннее музыкальное образование под руководством отца было настолько успешным, что в июле 1620 года, примерно через десять лет после возвращения семьи в Нюрнберг из Кульмбаха и Байройта, Иоганн Штаден ходатайствовал перед городским советом о назначении ожидаемого жалования для своего 13-летнего сына. Эта просьба, по-видимому, была отклонена, но в декабре 1620 года совет выделил мальчику 150 гульденов в год на полное содержание и уроки у Якоба Пауманна в Аугсбурге. Иоганн Штаден мог учить сына композиции, игре на органе и скрипке, тогда как Пауманн, известный учитель игры на инструментах, который с 1591 по 1596 год был музыкантом Мюнхенской придворной капеллы под руководством Орландо ди Лассо, мог предложить обучение на корнете, тромбоне, фаготе и виоле, а также на клавишных инструментах и по композиции. В тот же период в Аугсбурге находился Ханс Лео Хаслер. Молодой Штаден вернулся в Нюрнберг в 1623 году, и ему было назначено ожидаемое жалование, так началась его пожизненная служба городу. Он снова учился вне дома между февралем и августом 1627 года, когда городской совет оплатил ему обучение игре на струнных инструментах (вероятно, на виоле да гамба и виоле бастарда) в Берлине у Уолтера Роу (старшего). Перед отъездом из Нюрнберга он был официально назначен городским инструменталистом. В 1634 году он получил дополнительную должность органиста церкви Святого Лаврентия (нем. "Св. Лоренца"). С этим двойным жалованием, которым он пользовался до конца жизни, он стал самым высокооплачиваемым музыкантом Нюрнберга.

Штадена часто привлекали к выполнению обязанностей, обычно возлагаемых на капельмейстера, — должность, которую в Нюрнберге редко занимал самый выдающийся музыкант города. В 1649 году, например, на большом банкете в честь мирного договора, положившего конец Тридцатилетней войне, музыка исполнялась под его руководством ансамблем из 43 музыкантов (21 певец, 18 инструменталистов и четыре органиста). Другой тщательно подготовленный концерт под его управлением, который, вероятно, задействовал все музыкальные силы Нюрнберга, представлял собой программу из музыки всех видов и из всех эпох вплоть до года его проведения, 1643 года. Сохранилась печатная программа: "Очерк начала, продолжения, изменений, использования и злоупотребления благородным искусством музыки". Большая часть музыки, исполненной на этом историческом концерте, которая включала музыку ангелов, музыку, звучавшую при сотворении мира, и музыку древних евреев, была сочинена самим Штаденом, хотя реальные произведения Орландо ди Лассо, Хаслера, Джованни Габриели и Иоганна Штадена либо исполнялись, либо упоминались. Существует посмертный портрет Штадена, который был выгравирован в 1669 году. Четыре письма, написанные им в период с 1637 по 1644 год, хранятся в Государственном архиве Нюрнберга.

Творчество

Зингшпиль "Зелевиг" появился в 1644 году в части IV сборника "Дамские беседы-игры". Полная серия из восьми частей (1642–1649) содержит 300 произведений, девять из которых включают либо музыку, либо инструкции по её исполнению, и, по-видимому, все они принадлежат перу Штадена. "Зелевиг" является единственным полностью сочинённым произведением. Оно обозначено как "сочинённое в итальянской манере" и смоделировано по образцу школьных драм XVI и XVII веков. Речитативы лишены свободы своих итальянских аналогов, а акцент на строфические песни, черта, всё ещё распространённая в операх И.Ф. Кригера 50 лет спустя, замедляет драматическое движение. Музыка в других восьми "Беседах-играх" состоит из одной или нескольких строфических песен и инструментальных интерлюдий, которые появляются между разделами разговорного диалога. Сходство с зингшпилями имеют и похожие на оратории религиозные пьесы, которые Штаден создавал в сотрудничестве с Иоганном Клаем, учителем нюрнбергских школ. Все роли – библейские персонажи, народ, добрые и злые ангелы и Господь – читались Клаем, а сольные, хоровые и инструментальные разделы Штадена перемежались с декламацией. Сообщается, что шесть таких произведений были исполнены в 1644 и 1645 годах в церкви Святого Зебальда после воскресных вечерен.

Штаден опубликовал лишь два сборника вокальной музыки, что является скромным вкладом по сравнению с 20 сборниками (как вокальными, так и инструментальными), изданными его коллегой Киндерманном. 35 песен сборника "Душевная музыка" могут исполняться четырьмя голосами и генерал-басом, либо последний может исполнять нижние голоса в качестве аккомпанемента для сопрано. Устаревший мелодический стиль этих пьес пользовался популярностью ещё долгое время после смерти Штадена: все они были включены в сборник "Духовная душевная музыка", составленный Кристианом Хубером, который выдержал девять изданий между 1682 и 1753 годами. Второй сборник Штадена, "Музыкальный певец мира", содержит часть музыки, исполнявшейся на празднестве в честь мира в 1649 году. Из 12 вошедших в него духовных и светских сочинений девять являются строфическими песнями; остальные три — полностью сочинённые, значительной длины, и с бо́льшим использованием мелодического орнамента, чем в других сочинениях Штадена. Ряд его других строфических песен с генерал-басом был опубликован в антологиях, и он написал 19 похоронных песен, 11 из которых представляют собой четырёхголосные хоралы, нота против ноты и без отдельной партии генерал-баса. Ни один другой нюрнбергский композитор XVII века не писал так часто в этой форме. В 1637 году, когда другие немецкие композиторы экспериментировали с новым итальянским стилем, Штаден выпустил новое издание "Церковные песнопения" Х.Л. Хаслера, добавив шесть своих собственных и 12 четырёхголосных строфических песен своего отца к 69 песням из издания Хаслера 1608 года. Хотя он не упрямо избегал нового стиля, как видно по добавлению речитатива к традиции строфических песен школьных пьес в "Зелевиг", Штаден, как и его отец, предпочитал немецкие традиции: силлабическую обработку текста, неизощрённую гармонию и контрапункт, а также доминирующие духовные песни с их ограниченным мелодическим потоком и ограниченными формами. От большого количества инструментальной музыки, которую можно было бы ожидать от одного из ведущих инструменталистов Нюрнберга, сохранилось лишь одно движение сюиты.

Произведения

Сценические произведения (опубликованы в сборнике "Дамские беседы-игры" ("Frauenzimmer Gesprächspiele"), 1642–1649):

  • "Духовная лесная поэма или радостная игра под названием "Зелевиг"" ("Das geistliche Waldgedicht oder Freudenspiel genant Seelewig") (зингшпиль, пролог, 3 акта, эпилог, Г.Ф. Харсдёрффер), в томе IV (1644 год)
  • Музыка к другим пьесам в томах сборника: песни и интерлюдии для струнных инструментов в пьесах "Искусство памяти", "О полуокружности", "Зрелище немецких пословиц", "О суетности мира", "Поэзия", "Искусство рифмы", "Звёзды добродетели", "Конное представление"

Духовная музыка:

  • "Душевная музыка ... духовных и утешительных песен" ("Seelen-Music … geist- und trostreicher Lieder"), для 1 или 4 голосов и бассо континуо (1644–1648) (2 тома); часть II утрачена
  • "Музыкальный певец мира" ("Musicalischer Friedens-Gesänger"), для 3 голосов, 2 скрипок, виолончели и бассо континуо (1651)
  • 6 песен, для 4 голосов (1637)
  • 18 заказных песен, в основном похоронных, для 4 голосов (1637–1658)
  • 1 похоронная песня (1647)
  • 12 песен для 1 голоса и бассо континуо, в сборнике "Двенадцать благочестивых размышлений" ("Zwölff Andachten") (1648)
  • 10 песен для 1 голоса и бассо континуо, в сборнике "Новые небесные песни" ("Neuer himlischer Lieder"), часть I (Люнебург, 1651)
  • 5 песен в сборнике "Гармоническая книга хорального и фигурального пения" ("Harmonisches Chor- und Figural Gesang-Buch") (Франкфурт, 1659)

Инструментальная музыка:

  • Вольта, движение сюиты, для 3 инструментов

Утраченные произведения:

  • Музыка к ораториям: "Страдающий Христос", "Воскресение Иисуса Христа", "Битва ангела и дракона", "Сошествие в ад и вознесение Иисуса Христа", "Рождественская песнь святого рождения Иисуса Христа", "Ирод-детоубийца", "Блаженнонесущее рождение Иисуса Христа"
  • 2 заказные песни

Теоретические труды:

  • "Основы музыки, то есть краткое наставление по пению для милой молодёжи" ("Rudimentum musicum, das ist Kurtze Unterweisung dess Singens für die liebe Jugend") (3-е издание, 1648 год)
  • "Очерк начала, продолжения, изменений, использования и злоупотребления благородным искусством музыки" ("Entwerfung dess Anfangs, Fortgangs, Aenderungen, Brauchs und Missbrauchs der edlen Music") (1643, 2-е издание 1650 год)

Ноты сочинений Зигмунда Теофиля (Готтлиба) Штадена на сайте библиотеки IMSLP