Штаден, Иоганн
1581 - 1634

Назад

Staden, Johann

  • Дата рождения: 2 июля 1581 года (крещён)
  • Место рождения: Нюрнберг, Священная Римская империя (ныне Германия)
  • Дата смерти: 15 ноября 1634 года (похоронен)
  • Место смерти: Нюрнберг, Священная Римская империя (ныне Германия)

Биография

Иоганн Штаден был немецким композитором и органистом. Он был выдающимся и разносторонним музыкантом, одним из ведущих немецких композиторов своего времени. В последние годы своей жизни он стал ведущим музыкантом Нюрнберга и основателем так называемой нюрнбергской школы XVII века. Он был отцом Зигмунда Теофиля Штадена.

По словам Доппельмайра, к 18 годам Штаден уже приобрел известность как органист в Нюрнберге. Эта репутация, а также опыт работы помощником органиста в одной из нюрнбергских церквей, привели к его первой официальной должности — придворного органиста в Байройте; это подтверждается записью о его браке в Нюрнберге 16 апреля 1604 года.

После большого пожара в Байройте в 1605 году маркграф Кристиан перевёл двор в Кульмбах, где он оставался до 1610 года. Единственные сведения о Штадене в этот период — записи о крещении его детей и посвящения его произведений. Три крещения в Кульмбахе (1606, 1607, 1608) идентифицируют его как придворного органиста. Посвящения его "Новые немецкие песни" ("Neue teutsche Lieder", 1609) и "Новые немецкие духовные песни" ("Neue teutsche geistliche Gesäng", 1609) подписаны из Кульмбаха, а "Венерин венок" ("Venus Kräntzlein") — из Байройта 1 мая 1610 года.

Штаден вскоре вернулся в Нюрнберг, поскольку дочь была крещена там 10 января 1611 года. После смерти Х.Л. Хасслера в июне 1612 года Штаден занял его пост придворного органиста в Дрездене до конца 1613 или начала 1614 года. Он вернулся в Нюрнберг в 1614 и 1615 годах для крещений ещё двух дочерей, но его имя снова появляется в городских записях только в 1616 году, когда он посвятил одно произведение городскому совету, и совет пообещал ему следующую вакантную должность органиста. Это произошло 20 июня 1616 года в церкви Спиталькирхе, а 19 ноября того же года Штаден перешел в церковь Святого Лаврентия, сменив Каспара Хасслера. В 1618 году он был назначен органистом церкви Святого Зебальда, самой престижной музыкальной должности в Нюрнберге, которую он занимал до конца жизни.

Широкую репутацию Штадена как органиста подтверждает приглашение маркграфа Кристиана в 1618 году присоединиться к Михаэлю Преториусу, Самуэлю Шейдту и Генриху Шютцу для испытания нового органа в Байройте. Будучи ведущим музыкантом Нюрнберга, он часто оценивал новые музыкальные произведения, посвящённые городу. Среди них были вторая часть "Новая оперка" ("Opella nova") Шайна (1626), "Вздох Германии" ("Suspirium Germaniae") Мельхиора Франка (1628) и второй набор "Духовных концертов" ("Geistliche Concerten") Шейдта (1634). Посвятительные письма к этим произведениям хранятся в Нюрнбергском государственном архиве.

С огромной преданностью и энергией Штаден определил направление, которое нюрнбергская школа будет следовать в течение всего XVII века. Среди его учеников были Иоганн Эразм Киндерман, два менее известных нюрнбергских музыканта, Пол Гриммшнайдер и Даниэль Дитель, а также, вероятно, Давид Шедлих. Учительско-ученическая традиция непрерывно продолжается от Штадена и Киндермана через Швеммера и Г.К. Веккера к Иоганну Кригеру и Иоганну Пахельбелю в начале следующего века.

Штаден также обучал своих четырёх сыновей. Среди них не только Зигмунд Теофиль Штаден, но и двое других, написавших музыку: Иоганн (1606–1627), от которого сохранилось два произведения в "Домашней музыке" ("Hauss-Music"); и Адам (1614–1659), известный тремя погребальными песнями и текстами к ним и ещё пяти другим произведениям (два — его брата Зигмунда Теофиля и три — Шедлиха).

Творчество

Около половины сохранившихся произведений Штадена дошли до нас в неполном виде. За исключением некоторых инструментальных пьес в двух рукописях, его музыка существует в печатных партитурах (без тактовых линий и с признаками мензуральной нотации, такими как лигатуры и закрашенные ноты). Его первой напечатанной работой были "Новые немецкие песни" ("Neue teutsche Lieder", 1606), за которой вскоре последовали ещё две коллекции полифонических светских песен: "Новые немецкие песни" ("Neue teutsche Lieder", 1609) и "Венерин венок" ("Venus Kräntzlein", 1610); ко всем трем прилагаются инструментальные партии. Стилево тесно связаны с этими светскими произведениями различные сборники духовных песен: "Новые немецкие духовные песни" ("Neue teutsche geistliche Gesäng", 1609), "Три христианские молитвенные песни" ("Drey christliche Betgesäng", 1622), четыре части "Домашней музыки" ("Hauss-Music", 1623–1628), "Музыкальный пробудитель радости и благочестия" ("Musicalischer Freuden- und Andachtswecker", 1630), 12 строфических песен в "Сердечных благочестиях" ("Hertzens Andachten", 1631) и 12 песен, включённых в новое издание "Церковных песнопений" ("Kirchen Gesäng") Хаслера его сыном С.Т. Штаденом (1637). Эти сборники содержат в сумме 65 светских и 180 духовных полифонических песен Штадена. Его образцами, как и для других композиторов нюрнбергской школы, таких как Х.К. Хайден, Мельхиор Франк и Иоганнес Йепп, были песни Леонгарда Лехнера и особенно Х.Л. Хаслера ("Новые немецкие песни", 1596, и "Сад наслаждений", 1601).

Большинство песен Штадена написаны в четырех голосах (хотя многие имеют три или пять голосов), все без бассо континуо, и, как писал Штаден во введении к IV тому "Домашней музыки", их можно исполнять и на инструментах. Стиль преимущественно "нота против ноты", однако встречается имитационная контрапунктная техника, особенно в "Венерином венке". Тексты принадлежат как ранним, так и современным поэтам, включая самого Штадена; хоровые тексты встречаются редко. Песни выделяются народными мелодиями и простыми ритмами.

После ухода из Байройтского двора около 1610 года Штаден больше не публиковал светской вокальной музыки. Его основные духовные произведения представляют собой смесь старого и нового стилей: мотеты без бассо континуо, мотеты с континуо и другими инструментами, а также хоровые и сольные концерты. Его первое крупное произведение "Священные гармонии" ("Harmoniae sacrae", 1616) включает все эти типы и имеет значительный исторический интерес. Первые 21 произведение — пяти- до восьмиголосные мотеты без континуо, моделированные по Лассусу; приложение состоит из шести произведений для двух-пяти голосов с континуо (некоторые также имеют другие инструментальные партии) в стиле "Сто церковных концертов" ("Cento concerti ecclesiastici") Лодовико Виаданы (1602). Более того, восьмая партитура содержит все партии в открытом счете для органиста, что, по-видимому, является первым немецким примером этой итальянской практики.

Вместе с "Песнопениями" ("Cantiones") Айхингера (1607–1609), "Урано-Хородией" ("Urano-Chorodia") Михаэля Праториуса (1613), первой частью "Новой оперки" ("Opella nova") Шайна (1618) и "Псалмами" ("Psalmen") Шютца (1619), "Священные гармонии" ("Harmoniae sacrae") Штадена предлагают одни из самых ранних духовных концертов в Германии; через это произведение он ввел в Нюрнберге обязательный бассо континуо (в стиле Виаданы), независимое инструментальное сопровождение, сольный концерт и современный нотный текст. Тем не менее, базовый стиль по-прежнему остается стилем мотета; мелодически и гармонически следов второй практики в творчестве Штадена не обнаружено. Другие сборники, которые можно стилево объединить с "Священными гармониями": "Продолжение священных гармоний" ("Harmoniarum sacrarum continuatio", 1621), также с открытым счетом, "Новые гармонии священных песнопений" ("Harmoniae novae sacrarum cantionum", 1628, "с басом для органа и без") и "Разнообразные гармонии священных песнопений" ("Harmoniae variatae sacrarum cantionum", 1632), хотя партия континуо во всех трех обычно является бассо сэгуэнте.

Первое крупное произведение Штадена на немецком языке — "Церковная музыка" ("Kirchen-Music", 1625–1626), содержащее несколько примеров концертного письма для солистов, хора и смешанных вокально-инструментальных групп. Том I широко использует хоровые тексты, чьи мелодии часто служат как кантус фирмус в духе хоровых мотетов Сенфля и Генриха Финка столетием ранее; однако, в целом, хоры играют меньшую роль в музыке Штадена. Тексты тома II — псалмы и другие библейские стихи, обычно изложенные в концертном стиле. Внимание к декламации и наглядным аспектам текстов делает "Церковную музыку" самым выразительным произведением Штадена. Партитура бассо континуо тома II содержит его известное "краткое и простое введение" к "басу для органа". Он не добавил ничего к теориям Виаданы, Агадзарри и Михаэля Праториуса, но дал ясное изложение этих ранних трудов и продемонстрировал полное понимание различных типов бассо континуо.

"Сердечные благочестия" ("Hertzens Andachten", 1631) и "Духовный музыкальный звон" ("Geistliche Music-Klang", 1633) также содержат сольные концерты, а его утраченная "Арфа Давида" ("Davids Harpffe", 1643) вероятно, тоже. С "Музыкой утешения сердца" ("Hertzentrosts-Musica", 1630) он ввел в Нюрнберге сольную песню с континуо, и вместе с Шайном и Мельхиором Франком был ранним композитором мотетных диалогов, два из которых включены в "Домашнюю музыку" ("Hauss-Music", 1628).

Инструментальная музыка Штадена, с "Садом наслаждений" ("Lustgarten") Хаслера в качестве модели, входит наряду с произведениями Хауссмана и Франка в число важнейших в Германии того времени. Помимо инструментальных пьес, приложенных к его сборникам светских песен 1606, 1609 и 1610 гг., и пяти пьес в рукописной таблатуре, имеются три печатных сборника (1618, 1625 и 1643). Всего это 196 произведений, многие из которых, вероятно, были написаны для "Нюрнбергского музыкального венка" — группы любительских исполнителей. Пьесы включают разнообразные танцевальные движения, не сгруппированные по тональности, а также синфонии, сонаты (одни из первых опубликованных немецких примеров формы), интрады, канцоны и фантазии. Иногда можно обнаружить тематическую связь между отдельными пьесами.

Подводя итог, Штаден был одним из первых в Германии сторонников концертного стиля (хорового и сольного) и бассо континуо. Но его принцип, по словам Гербста и Вальтера: "Итальянцы не знают всего, немцы тоже что-то могут". И действительно, его творчество не демонстрирует ни полного подчинения, ни упорного избегания новых итальянских стилей, форм и текстур, включая концертато, монодию и речитатив. Вместо этого его произведения показывают консервативное внедрение этих элементов в немецкие традиции слоговой обработки текста, неброской гармонии и контрапункта, с доминирующими духовными песнями, имеющими ограниченное мелодическое течение и ограниченные формы.

Произведения

Духовная вокальная музыка:

  • "Новые немецкие духовные песнопения" ("Neue teutsche geistliche Gesäng"), для 3-8 голосов (1609)
  • "Священные гармонии для главных праздников всего года" ("Harmoniae sacrae pro festis praecipuis totius anni"), для 4-8 голосов, с добавлением новых итальянских песен для 1-5 голосов и бассо континуо (1616)
  • "Ангельский гимн" ("Angelicus hymnus"), номер 11, издан отдельно (1615)
  • "Святые ликуют Богу через гимн и эхо" ("Jubila sancta Deo per hymnum et echo"), для 8 голосов (1617)
  • "Продолжение священных гармоний" ("Harmoniarum sacrarum continuatio"), для 1-12 голосов, бассо континуо (1621)
  • "Три христианских молитвенных песнопения" ("Drey christliche Betgesäng"), для 4 голосов (1622)
  • "Гармонические размышления души" ("Harmonicae meditationes animae"), для 4 голосов (1622)
  • "Домашняя музыка, духовные песнопения" ("Hauss-Music, geistliche Gesäng"), для 3, 4 голосов (1623–1628)
  • "Церковная музыка, духовные песнопения и псалмы" ("Kirchen-Music, geistliche Gesang und Psalmen"), том I, для 2-14 голосов (1625); том II, для 1-7 голосов/инструментов, бассо континуо (1626)
  • "Новые гармонии священных песнопений" ("Harmoniae novae sacrarum cantionum"), для 3-12 голосов, бассо континуо (1628)
  • "Музыка утешения сердца, духовные размышления" ("Hertzentrosts-Musica, geistliche Meditationen"), для 1 голоса, бассо континуо (1630)
  • "Музыкальный будильник радости и благочестия или маленькие духовные песнопения" ("Musicalischer Freuden- und Andachtswecker oder Geistliche Gesänglein"), для 4-6 голосов (1630)
  • "Размышления сердца, духовные песнопения" ("Hertzens Andachten, geistliche Gesänglein"), для 1, 4 голосов, бассо континуо (1631)
  • "Разнообразные гармонии священных песнопений" ("Harmoniae variatae sacrarum cantionum"), для 1-12 голосов, бассо континуо (1632)
  • "Норическое приветствие высочайшему и могучему принцу и господину, господину Густаву Адольфу" ("Plausus Noricus praecelsissimo atque potentissimo principi ac domino, domino Gustavo Adolpho"), для 9 голосов/инструментов, бассо континуо (1632)
  • "Звучание духовной музыки" ("Geistliche Music-Klang"), для 1, 3 голосов, 2, 3 виол, бассо континуо (1633)
  • "Арфа Давида" ("Davids Harpffe"), для 1 голоса, бассо континуо (1643), утрачено
  • "Останься с нами" ("Ach bleib bey uns"), для 8 голосов (без даты)

Светская вокальная музыка:

  • "Новые немецкие песни в стиле вилланелл с некоторыми балетами или танцами" ("Neue teutsche Lieder nach Art der Villanellen beyneben etlicher Baletti oder Tantz"), для 3-5 голосов (1606)
  • "Новые немецкие песни с поэтическими текстами и несколькими галлиардами" ("Neue teutsche Lieder mit poetischen Texten samt etlichen Galliarden"), для 4 голосов (1609)
  • "Венерин венок, новые музыкальные песнопения и песни" ("Venus Kräntzlein, newer musicalischen Gesäng und Lieder"), для 4, 5 голосов (1610)
  • "Возрожденный Орфей" ("Orpheus redivivus"), рукопись, утрачено

Инструментальная музыка:

  • "Новые паваны, галлиарды, кюраны" ("Neue Pavanen, Galliarden, Curanten"), для 4, 5 инструментов (1618)
  • "Новое небольшое произведение" ("Opusculum novum"), для 4 инструментов (1625)
  • "Первая часть посмертных музыкальных произведений" ("Operum musicorum posthumorum pars prima"), для 3-8 инструментов (1643)
  • 5 частей сюиты, для 3 инструментов
  • 21 пьеса, включая 4 токкаты, для клавишных и органные транскрипции инструментальных произведений

Ноты сочинений Иоганна Штадена на сайте библиотеки IMSLP