Штаден, Иоганн
1581 - 1634
Назад
Johann Staden

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Штаден был немецким композитором и органистом. Он был выдающимся и разносторонним музыкантом, одним из ведущих немецких композиторов своего времени. В последние годы своей жизни он стал ведущим музыкантом Нюрнберга и основателем так называемой нюрнбергской школы XVII века. Он был отцом Зигмунда Теофиля Штадена.
Отец Штадена женился во второй раз на Элизабет Лёбель в декабре 1574 года, и Иоганн родился в этом браке. Год его рождения указан на портрете как 1581; нюрнбергские записи о крещении показывают, что сын по имени Иоганнес родился 2 июля у Ханса и Элизабет Штанд (вероятно, ошибка писца вместо «Staden»).
По словам Доппельмайра, к 18 годам Штаден уже приобрел известность как органист в Нюрнберге. Эта репутация, а также опыт работы помощником органиста в одной из нюрнбергских церквей, привели к его первой официальной должности — придворного органиста в Байройте; это подтверждается записью о его браке в Нюрнберге 16 апреля 1604 года.
После большого пожара в Байройте в 1605 году маркграф Кристиан перевёл двор в Кульмбах, где он оставался до 1610 года. Единственные сведения о Штадене в этот период — записи о крещении его детей и посвящения его произведений. Три крещения в Кульмбахе (1606, 1607, 1608) идентифицируют его как придворного органиста. Посвящения его Neue teutsche Lieder (1609) и Neue teutsche geistliche Gesäng (1609) подписаны из Кульмбаха, а Venus Kräntzlein — из Байройта 1 мая 1610 года.
Штаден вскоре вернулся в Нюрнберг, поскольку дочь была крещена там 10 января 1611 года. После смерти Х.Л. Хасслера в июне 1612 года Штаден занял его пост придворного органиста в Дрездене до конца 1613 или начала 1614 года. Он вернулся в Нюрнберг в 1614 и 1615 годах для крещений ещё двух дочерей, но его имя снова появляется в городских записях только в 1616 году, когда он посвятил одно произведение городскому совету, и совет пообещал ему следующую вакантную должность органиста. Это произошло 20 июня 1616 года в Спиталькирхе, а 19 ноября того же года Штаден перешел в церковь Святого Лоренца, сменив Каспара Хасслера. В 1618 году он был назначен органистом церкви Святого Себальда, самой престижной музыкальной должности в Нюрнберге, которую он занимал до конца жизни.
Широкую репутацию Штадена как органиста подтверждает приглашение маркграфа Кристиана в 1618 году присоединиться к Михаэлю Преториусу, Самуэлю Шейдту и Генриху Шютцу для испытания нового органа в Байройте. Будучи ведущим музыкантом Нюрнберга, он часто оценивал новые музыкальные произведения, посвящённые городу. Среди них были вторая часть Opella nova Шайна (1626), Suspirium Germaniae Мельхиора Франка (1628) и второй набор Geistliche Concerten Шейдта (1634). Посвятительные письма к этим произведениям хранятся в Нюрнбергском государственном архиве.
С огромной преданностью и энергией Штаден определил направление, которое нюрнбергская школа будет следовать в течение всего XVII века. Среди его учеников были Иоганн Эразм Киндерман, два менее известных нюрнбергских музыканта, Пол Гриммшнайдер и Даниэль Дитель, а также, вероятно, Давид Шедлих. Учительско-ученическая традиция непрерывно продолжается от Штадена и Киндермана через Швеммера и Г.К. Веккера к Иоганну Кригеру и Иоганну Пахельбелю в начале следующего века.
Штаден также обучал своих четырёх сыновей. Среди них не только Зигмунд Теофиль Штаден, но и двое других, написавших музыку: Иоганн (1606–1627), от которого сохранилось два произведения в Hauss-Music; и Адам (1614–1659), известный тремя погребальными песнями и текстами к ним и ещё пяти другим произведениям (два — его брата Зигмунда Теофиля и три — Шедлиха).
Около половины сохранившихся произведений Штадена дошли до нас в неполном виде. За исключением некоторых инструментальных пьес в двух рукописях, его музыка существует в печатных партитурах (без тактовых линий и с признаками мензуральной нотации, такими как лигатуры и закрашенные ноты). Его первой напечатанной работой были Neue teutsche Lieder (1606), за которой вскоре последовали ещё две коллекции полифонических светских песен: Neue teutsche Lieder (1609) и Venus Kräntzlein (1610); ко всем трем прилагаются инструментальные партии. Стилево тесно связаны с этими светскими произведениями различные сборники духовных песен: Neue teutsche geistliche Gesäng (1609), Drey christliche Betgesäng (1622), четыре части Hauss-Music (1623–1628), Musicalischer Freuden- und Andachtswecker (1630), 12 строфических песен в Hertzens Andachten (1631) и 12 песен, включённых в новое издание Kirchen Gesäng Гассслера его сыном С.Т. Штаденом (1637). Эти сборники содержат в сумме 65 светских и 180 духовных полифонических песен Штадена. Его образцами, как и для других композиторов нюрнбергской школы, таких как H.C. Haiden, Мельхиор Франк и Иоганнес Йепп, были песни Леонгарда Лехнера и особенно H.L. Гассслера (Neue teutsche Gesäng, 1596, и Lustgarten, 1601).
Большинство песен Штадена написаны в четырех голосах (хотя многие имеют три или пять голосов), все без basso continuo, и, как писал Штаден во введении к IV тому Hauss-Music, их можно исполнять и на инструментах. Стиль преимущественно «нота против ноты», однако встречается имитационная контрапунктная техника, особенно в Venus Kräntzlein. Тексты принадлежат как ранним, так и современным поэтам, включая самого Штадена; хоровые тексты встречаются редко. Песни выделяются народными мелодиями и простыми ритмами.
После ухода из Байройтского двора около 1610 года Штаден больше не публиковал светской вокальной музыки. Его основные духовные произведения представляют собой смесь старого и нового стилей: мотеты без basso continuo, мотеты с continuo и другими инструментами, а также хоровые и сольные концерты. Его первое крупное произведение Harmoniae sacrae (1616) включает все эти типы и имеет значительный исторический интерес. Первые 21 произведение — пяти- до восьмиголосные мотеты без continuo, моделированные по Лассусу; приложение состоит из шести произведений для двух-пяти голосов с continuo (некоторые также имеют другие инструментальные партии) в стиле Cento concerti ecclesiastici Лодовико Виаданы (1602). Более того, восьмая партитура содержит все партии в открытом счете для органиста, что, по-видимому, является первым немецким примером этой итальянской практики.
Вместе с Cantiones Айхингера (1607–1609), Urano-Chorodia Михаэля Праториуса (1613), первой частью Opella nova Шайна (1618) и Psalmen Шютца (1619), Harmoniae sacrae Штадена предлагают одни из самых ранних духовных концертов в Германии; через это произведение он ввел в Нюрнберге обязательный basso continuo (в стиле Виаданы), независимое инструментальное сопровождение, сольный концерт и современный нотный текст. Тем не менее, базовый стиль по-прежнему остается стилем мотета; мелодически и гармонически следов seconda pratica в творчестве Штадена не обнаружено. Другие сборники, которые можно стилево объединить с Harmoniae sacrae: Harmoniarum sacrarum continuatio (1621), также с открытым счетом, Harmoniae novae sacrarum cantionum (1628, «cum & sine Basso ad Organum») и Harmoniae variatae sacrarum cantionum (1632), хотя партия continuo во всех трех обычно является basso seguente.
Первое крупное произведение Штадена на немецком языке — Kirchen-Music (1625–1626), содержащее несколько примеров концертного письма для солистов, хора и смешанных вокально-инструментальных групп. Том I широко использует хоровые тексты, чьи мелодии часто служат как cantus firmus в духе хоровых мотетов Сенфля и Генриха Финка столетием ранее; однако, в целом, хоры играют меньшую роль в музыке Штадена. Тексты тома II — псалмы и другие библейские стихи, обычно изложенные в концертном стиле. Внимание к декламации и наглядным аспектам текстов делает Kirchen-Music самым выразительным произведением Штадена. Партитура basso continuo тома II содержит его известное «краткое и простое введение» к «basso ad organum». Он не добавил ничего к теориям Виаданы, Агадзарри и Михаэля Праториуса, но дал ясное изложение этих ранних трудов и продемонстрировал полное понимание различных типов basso continuo.
Hertzens Andachten (1631) и Geistliche Music-Klang (1633) также содержат сольные концерты, а его утраченный Davids Harpffe (1643) вероятно, тоже. С Hertzentrosts-Musica (1630) он ввел в Нюрнберге сольную песню с continuo, и вместе с Шайном и Мельхиором Франком был ранним композитором мотетных диалогов, два из которых включены в Hauss-Music (1628).
Инструментальная музыка Штадена, с Lustgarten Гассслера в качестве модели, входит наряду с произведениями Хауссмана и Франка в число важнейших в Германии того времени. Помимо инструментальных пьес, приложенных к его сборникам светских песен 1606, 1609 и 1610 гг., и пяти пьес в рукописной таблатуре, имеются три печатных сборника (1618, 1625 и 1643). Всего это 196 произведений, многие из которых, вероятно, были написаны для Nuremberg Musikkränzlein — группы любительских исполнителей. Пьесы включают разнообразные танцевальные движения, не сгруппированные по тональности, а также синфонии, сонаты (одни из первых опубликованных немецких примеров формы), интрады, канцоны и фантазии. Иногда можно обнаружить тематическую связь между отдельными пьесами.
Подводя итог, Штаден был одним из первых в Германии сторонников концертного стиля (хорового и сольного) и basso continuo. Но его принцип, по словам Гербста и Вальтера: «итальянцы не знают всего, немцы тоже что-то могут». И действительно, его творчество не демонстрирует ни полного подчинения, ни упорного избегания новых итальянских стилей, форм и текстур, включая концертато, монодию и речитатив. Вместо этого его произведения показывают консервативное внедрение этих элементов в немецкие традиции слоговой обработки текста, неброской гармонии и контрапункта, с доминирующими духовными песнями, имеющими ограниченное мелодическое течение и ограниченные формы.
Sacred vocal / Духовная вокальная музыка
Secular vocal / Светская вокальная музыка
Instrumental / Инструментальная музыка
Ноты сочинений Иоганна Штадена на сайте библиотеки IMSLP