Шписс, Майнрад (Маттеус)
1683 - 1761
Назад
Spiess, Meinrad (Matthäus)
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий композитор и теоретик музыки. Вступил в бенедиктинский монастырь Ирзе в 1701 году и был рукоположён священником в 1708 году. Следующие четыре года изучал музыку у Джузеппе Антонио Бернабеи в Мюнхене. В 1712 году вернулся в Ирсе на должность руководителя музыкальной службы, где оставался до конца жизни. Хотя личные контакты Шписса с культурными центрами Германии были ограниченными, в 1743 году он стал седьмым членом "Музыкального научного общества Лейпцига", основанного Лоренсом Михаэлем Циллером (позднее известным как Лоуренс Михлер), членами которого были известные композиторы и учёные, такие как Иоганн Себастьян Бах, Георг Филипп Телеманн, Карл Хайнтцман фон Граун и Георг Фридрих Гендель.
Большинство произведений Шписса предназначалось для церковных служб, включало мессы, мотеты и другие сакральные композиции. Большая часть его наследия утрачена.
Подобно многим другим известным авторам XVIII века, писавшим о музыке, Шписс глубоко понимал обширную литературу по теории и эстетике музыки. Во вступлении к своему ключевому труду "Практическое руководство по музыкальной композиции" (1745) он указал, что черпал вдохновение у таких авторов, как Мартин Фогт, Иоганн Готлоб Нейдгардт, Леонард Эйлер, Франц Ксавер Муршхаузер, Иоганнес Христиан Бутштедт, Иоганн Адольф Шайбе, Иоганн Давид Гейнихен, Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон, Лоуренс Михлер, Джозеффо Царлино, Афанасий Кирхер, Себастьян Калвизиус, Георг Филипп Телеманн, Георгий Филип Харсдорфэр, Джованни Мария Бонончини старший и Иоганн Георг Вальтер. Из этого разнообразного круга выдающихся мыслителей Шписс позаимствовал значительные фрагменты для своего трактата, но в нём содержится немало и оригинальных мыслей.
Главная цель Шписса заключалась в составлении руководства по написанию церковной музыки. Для него музыка была "звучащей математикой". Исходя из устаревшей точки зрения, он настаивал на предпочтительности церковных ладов перед мажорно-минорной системой. Такой взгляд кажется старомодным, учитывая большое внимание, которое Шписс уделял музыке как эмоциональному искусству, что соответствовало современным эстетическим концепциям первой половины XVIII века. Эмоциональные и выразительные качества музыки он выводил из риторических принципов, таких как характеристики устной речи, точно так же, как предлагал Иоганн Маттезон в своём трактате "Идеальный капельмейстер" ("Vollkommene Capellmeister"), и согласно концепции Йоханна Давида Гейнихена о риторических фигурах. Шписс определил ряд музыкальных риторических фигур. Он поддерживал псевдо-Палестриновский стиль церковной музыки и предложил сохранять традиционный a cappella стиль наряду со вторым, или "смешанным", стилем духовной музыки (в котором контрапункт соединялся с инструментальным сопровождением и ариозо-образной мелодикой), с условием, что такое соединение не нарушало границ и рамок требуемой серьезности и благопристойности духовного акта. Уже в следующем году после публикации трактат вышел вторым изданием (1746) и получил широкое распространение и значительное влияние во второй половине XVIII века.
Духовная музыка:
Инструментальная музыка:
Предположительно недостоверные и утраченные произведения:
Теоретические труды:
Ноты сочинений Майнрада (Маттеуса) Шписса на сайте библиотеки IMSLP