Шписс, Майнрад (Маттеус)
1683 - 1761

Назад

Meinrad (Matthäus) Spiess

  • Дата рождения: 24 августа 1683 года
  • Место рождения: Хонсольген, Швабия, Германия
  • Дата смерти: 12 июня 1761 года
  • Место смерти: Ирзе, около Кауфбойрена, Германия

Биография

Немецкий композитор и теоретик музыки. Вступил в бенедиктинский монастырь Ирзе в 1701 году и был рукоположён священником в 1708 году. Следующие четыре года изучал музыку у Джузеппе Антонио Бернабеи в Мюнхене. В 1712 году вернулся в Ирсе на должность руководителя музыкальной службы, где оставался до конца жизни. Хотя личные контакты Шписса с культурными центрами Германии были ограниченными, в 1743 году он стал седьмым членом Музыкального научного общества Лейпцига, основанного Лоренсом Михаэлем Циллером (позднее известным как Лоуренс Михлер), членами которого были известные композиторы и учёные, такие как Иоганн Себастьян Бах, Георг Филипп Телеманн, Карл Хайнтцман фон Граун и Георга Фредерика Гендель.

Большинство произведений Шписса предназначалось для церковных служб, включало мессы, мотеты и другие сакральные композиции. Большая часть его наследия утрачена.

Подобно многим другим известным авторам XVIII века, писавшим о музыке, Шписс глубоко понимал обширную литературу по теории и эстетике музыки. Во вступлении к своему ключевому труду "Практическое руководство по музыкальной композиции" (Tractatus musicus compositorio-practicus, 1745) он указал, что черпал вдохновение у таких авторов, как Мартин Фогт, Иоганн Готлоб Нейдгардт, Леонард Эйлер, Франц Ксавер Муршхаузер, Иоганнес Христиан Бутштедт, Иоганн Адольф Шайбе, Иоганн Давид Гейнихен, Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон, Лоуренс Михлер, Джозеффо Царлино, Афанасий Кирхер, Себастьян Калвизиус, Георг Филипп Телеманн, Георгий Филип Харсдорфэр, Джованни Мария Бонончини старший и Иоганн Георг Вальтер. Из этого разнообразного круга выдающихся мыслителей Шписс позаимствовал значительные фрагменты для своего трактата, но в нём содержится немало и оригинальных мыслей.

Главная цель Шписса заключалась в составлении руководства по написанию церковной музыки. Для него музыка была «звучащей математикой». Исходя из устаревшей точки зрения, он настаивал на предпочтительности церковных ладов перед мажорно-минорной системой. Такой взгляд кажется старомодным, учитывая большое внимание, которое Шписс уделял музыке как эмоциональному искусству, что соответствовало современным эстетическим концепциям первой половины XVIII века. Эмоциональные и выразительные качества музыки он выводил из риторических принципов, таких как характеристики устной речи, точно так же, как предлагал Иоганн Маттезон в своём трактате "Идеальный капельмейстер" (Vollkommene Capellmeister), и согласно концепции Йоханна Давида Гейнихена о риторических фигурах. Шписс определил ряд музыкальных риторических фигур. Он поддерживал псевдо-Палестриновский стиль церковной музыки и предложил сохранять традиционный a cappella стиль наряду со вторым, или «смешанным», стилем духовной музыки (в котором контрапункт соединялся с инструментальным сопровождением и ариозо-образной мелодикой), с условием, что такое соединение не нарушало границ и рамок требуемой серьезности и благопристойности духовного акта. Уже в следующем году после публикации трактат вышел вторым изданием (1746) и получил широкое распространение и значительное влияние во второй половине XVIII века.

Произведения

Опусы: 

1.    Antiphonarium marianum («Марианский антифонарий»; 26 марийских антифонов), сопрано, альт, орган (Кемптен, 1713), некоторые номера с участием двух скрипок, виолы да гамба, органа; четвёртое издание осуществлено Августином Голдманом (Аугсбург, 1950). 

2.    Cithara Davidis noviter animata («Кифара Давида вновь ожила», Вечерние псалмы), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Констанц, 1717).  

3.    Philomela ecclesiastici («Церковная Филомела», Святые песнопения), голос соло, две скрипки, орган (Аугсбург, 1718), утрачено. 

4.    Cultus latreutico-musicus («Поклонение музыкальное», 6 праздничных месс и 2 реквиема), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Констанц, 1719). 

5.    Laus Dei in sancti ejus («Хвала Господу в святилище Своём», 20 офферториев), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Миндельгейм, 1723). 

6.    Hyperdulia musica («Музыкальное преклонение перед Пресвятой Богородицей», Ляуретанская литания), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Аугсбург, 1726). 

7.    Sonaten XII («Двенадцать сонат»), две скрипки, виолончель, орган (Аугсбург, 1734).Также в трактате Tractatus musicus compositorio-practicus приведены фуга для пяти струнных инструментов и офферторий Precatus est Moyses.

В библиотеке Оттобоне (Италия): 

o  Missa quadragesimalis («Постная месса»), Es-dur, солисты (SATB), цифрованный бас, виола да гамба, редакция выполнена Августином Голдманом (Аугсбург, 1953). 

o  Missa quadragesimalis sexta («Шестая постная месса»), C-dur, солисты (SATB), цифрованный бас, виола да гамба, редакция выполнена Августином Голдманом (Мюнстер, 1955). 

o  Beatus vir («Благословен муж»), солисты (SATB), скрипка, альт, виолончель, виола да гамба, орган, ок. 1749. 

o  Miserere mei Deus («Помилуй мя, Боже»), кантата, солисты (SATB), две скрипки, два альта, виолончель, виола да гамба, цифрованный бас, 1749.

Ещё одно произведение: 

o  Концерт для скрипки, струнных и цифрованного баса.

Предположительно недостоверные и утраченные произведения: 

o  27 Responsorien für die Karwoche («Ответы на страстную неделю»), четырёхголосный ансамбль, орган (Германия-Мюнхен). 

o  Месса C-dur, четырёхголосный ансамбль, инструменты (Чешская Республика-Эгер). 

o  Восемь месс, вероятно опубликованные. 

o  Музыка к школьной драме Jesuits Das alte und neue Teutschland («Старая и новая Германия»), 1719.

Отдельно стоит упомянуть утраченную композицию: 

o  Stabat Mater («Стояла Мать скорбящая»), вокал соло, квартет голосов, две скрипки, два альта, виолончель, виола да гамба, орган, 1747, хранится в библиотеке Оттобоне, долгое время приписывалась Шписсу, ныне принято считать её принадлежащей Петру Рафаэлю Вайсу.

Теоретические труды

Tractatus musicus compositorio-practicus («Практическое руководство по музыкальной композиции», Аугсбург, 1745) 

Этот трактат представлял собой свод важнейших положений и практических рекомендаций по композиции, обобщённых из трудов древних и современных авторов. Большое внимание уделяется соотношению между математическими законами и гармонией звуков, выявлению внутренней природы музыки, а также технике использования старинных церковных ладов и способов выражения эмоций через музыкальные фигуры и приёмы.

Таким образом, Мейнарда Шписса можно назвать представителем старого порядка, пытавшегося примирить старые правила и традиции с новыми веяниями, что отразилось в особенностях его творческих поисков и теоретических изысканиях.


Ноты сочинений Майнрада (Маттеуса) Шписса на сайте библиотеки IMSLP