Шписс, Майнрад (Маттеус)
1683 - 1761

Назад

Spiess, Meinrad (Matthäus)

  • Дата рождения: 24 августа 1683 года
  • Место рождения: Хонсольген, Швабия, Германия
  • Дата смерти: 12 июня 1761 года
  • Место смерти: Ирзе, около Кауфбойрена, Германия

Биография

Немецкий композитор и теоретик музыки. Вступил в бенедиктинский монастырь Ирзе в 1701 году и был рукоположён священником в 1708 году. Следующие четыре года изучал музыку у Джузеппе Антонио Бернабеи в Мюнхене. В 1712 году вернулся в Ирсе на должность руководителя музыкальной службы, где оставался до конца жизни. Хотя личные контакты Шписса с культурными центрами Германии были ограниченными, в 1743 году он стал седьмым членом "Музыкального научного общества Лейпцига", основанного Лоренсом Михаэлем Циллером (позднее известным как Лоуренс Михлер), членами которого были известные композиторы и учёные, такие как Иоганн Себастьян Бах, Георг Филипп Телеманн, Карл Хайнтцман фон Граун и Георг Фридрих Гендель.

Творчество

Большинство произведений Шписса предназначалось для церковных служб, включало мессы, мотеты и другие сакральные композиции. Большая часть его наследия утрачена.

Подобно многим другим известным авторам XVIII века, писавшим о музыке, Шписс глубоко понимал обширную литературу по теории и эстетике музыки. Во вступлении к своему ключевому труду "Практическое руководство по музыкальной композиции" (1745) он указал, что черпал вдохновение у таких авторов, как Мартин Фогт, Иоганн Готлоб Нейдгардт, Леонард Эйлер, Франц Ксавер Муршхаузер, Иоганнес Христиан Бутштедт, Иоганн Адольф Шайбе, Иоганн Давид Гейнихен, Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон, Лоуренс Михлер, Джозеффо Царлино, Афанасий Кирхер, Себастьян Калвизиус, Георг Филипп Телеманн, Георгий Филип Харсдорфэр, Джованни Мария Бонончини старший и Иоганн Георг Вальтер. Из этого разнообразного круга выдающихся мыслителей Шписс позаимствовал значительные фрагменты для своего трактата, но в нём содержится немало и оригинальных мыслей.

Главная цель Шписса заключалась в составлении руководства по написанию церковной музыки. Для него музыка была "звучащей математикой". Исходя из устаревшей точки зрения, он настаивал на предпочтительности церковных ладов перед мажорно-минорной системой. Такой взгляд кажется старомодным, учитывая большое внимание, которое Шписс уделял музыке как эмоциональному искусству, что соответствовало современным эстетическим концепциям первой половины XVIII века. Эмоциональные и выразительные качества музыки он выводил из риторических принципов, таких как характеристики устной речи, точно так же, как предлагал Иоганн Маттезон в своём трактате "Идеальный капельмейстер" ("Vollkommene Capellmeister"), и согласно концепции Йоханна Давида Гейнихена о риторических фигурах. Шписс определил ряд музыкальных риторических фигур. Он поддерживал псевдо-Палестриновский стиль церковной музыки и предложил сохранять традиционный a cappella стиль наряду со вторым, или "смешанным", стилем духовной музыки (в котором контрапункт соединялся с инструментальным сопровождением и ариозо-образной мелодикой), с условием, что такое соединение не нарушало границ и рамок требуемой серьезности и благопристойности духовного акта. Уже в следующем году после публикации трактат вышел вторым изданием (1746) и получил широкое распространение и значительное влияние во второй половине XVIII века.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Марианский антифонарий" ("Antiphonarium marianum") (26 марийских антифонов), сопрано, альт, орган (Кемптен, 1713)
  • "Кифара Давида вновь ожила" ("Cithara Davidis noviter animata") (Вечерние псалмы), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Констанц, 1717)
  • "Церковная Филомела" ("Philomela ecclesiastici") (Святые песнопения), голос соло, две скрипки, орган (Аугсбург, 1718), утрачено
  • "Поклонение музыкальное" ("Cultus latreutico-musicus") (6 праздничных месс и 2 реквиема), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Констанц, 1719)
  • "Хвала Господу в святилище Своём" ("Laus Dei in sancti ejus") (20 офферториев), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Миндельгейм, 1723)
  • "Музыкальное преклонение перед Пресвятой Богородицей" ("Hyperdulia musica") (Ляуретанская литания), четырёхголосный ансамбль, две скрипки, два альта, виола да гамба, орган (Аугсбург, 1726)
  • "Постная месса" ("Missa quadragesimalis"), ми-бемоль мажор, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), цифрованный бас, виола да гамба
  • "Шестая постная месса" ("Missa quadragesimalis sexta"), до мажор, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), цифрованный бас, виола да гамба
  • "Благословен муж" ("Beatus vir"), солисты (сопрано, альт, тенор, бас), скрипка, альт, виолончель, виола да гамба, орган, приблизительно 1749
  • "Помилуй мя, Боже" ("Miserere mei Deus"), кантата, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), две скрипки, два альта, виолончель, виола да гамба, цифрованный бас, 1749

Инструментальная музыка:

  • "Двенадцать сонат" ("Sonaten XII"), две скрипки, виолончель, орган (Аугсбург, 1734)
  • Концерт для скрипки, струнных и цифрованного баса

Предположительно недостоверные и утраченные произведения:

  • "27 ответов на страстную неделю" ("27 Responsorien für die Karwoche"), четырёхголосный ансамбль, орган
  • Месса до мажор, четырёхголосный ансамбль, инструменты
  • Восемь месс, вероятно опубликованные
  • Музыка к школьной драме иезуитов "Старая и новая Германия" ("Das alte und neue Teutschland"), 1719
  • "Стояла Мать скорбящая" ("Stabat Mater"), вокал соло, квартет голосов, две скрипки, два альта, виолончель, виола да гамба, орган, 1747 (приписывалась Шписсу, ныне считается произведением Петра Рафаэля Вайса)

Теоретические труды:

  • "Практическое руководство по музыкальной композиции" ("Tractatus musicus compositorio-practicus") (Аугсбург, 1745)

Ноты сочинений Майнрада (Маттеуса) Шписса на сайте библиотеки IMSLP